Тонкая нить между понятием "пациент" и "клиент" рвётся, как только врач получил деньги
В последнее время мы часто путаем эти понятия. Обижаемся, ругаемся. В чём же разница? Давайте поразмышляем.
Как-то я у него спросил у своего учителя: "Если бы каждый пациент платил бы ему 100 долларов за операцию, то сколько бы он зарабатывал в месяц?". Тогда 100 долларов были большими деньгами.
Он спросил в ответ: "А сколько стоит уважение?" . Я промолчал, и тогда он продолжил:"Ты же видишь, кого мы лечим. В основном пенсионеры, да и простые работяги. Заставить их платить? Как только мы перейдём на такие отношения, мы потеряем ИХ уважение к нам. А когда все кругом будут назначать цену за свои услуги, что останется от твоих 100 долларов?" . И мы посмеялись. Тогда была другая эпоха. Другие отношения.
Позже, когда начались перестройка и рыночные отношения, заболел мой родственник. Близкий. Нужна была операция на щитовидной железе. В принципе, я сам мог это сделать, но мы же казахи! Родственники захотели в институте у самого-самого профессора. Будучи сам хирургом, я пошёл на переговоры перед операцией. Уважаемый институт в центре Алматы. Не менее уважаемый профессор долго рассказывал, как он будет оперировать, попивая чайку в заезженном кресле. Сумма была неподъёмная для одной семьи, не помогли наши уговоры. Родственники решили скинуться, кто сколько. Собрали необходимую сумму, отдали, прооперировали. Я давать не стал. Принципиально. Мне было противно.
С этой минуты для меня медицина перешла на коммерческую основу. На базарные отношения, если говорить, как есть. Появились таксы, цены в государственных клиниках. У каждого своя цена. Не хватает только бирочки с ценником.
Нам всегда носили цветы, спиртное. Наши шкафы на работе были полны Метаксами, Амаретто, Распутиными (мигающими и не мигающими). На День медика и другие праздники мы ставили их на стол. Деньги не давали, потому что нам было стыдно брать.
Ценно было другое. Например, ГАИ нас уважала, получение всяких справок для установки телефона, покупка благ советского дефицита решались за счёт этого уважения к нашей профессии. Даже в кафе и ресторанах иногда с нас не брали деньги. Таксисты довозили бесплатно. И никто не критиковал. Мы всюду ощущали это всеобщее уважение общества к нашему ремеслу.
Как только мы стали другими, и отношение к нам поменялось. И, наверное, нам не стоит на это обижаться. Мы сами виноваты в этом. Нам платят, и мы платим в ответ – это закон рынка. Островки той школы ещё остались в сельском здравоохранении, но надолго ли? Конечно, есть ещё профессионалы, преданные своему делу и идее служения обществу. Но таковых всё меньше и меньше с каждым годом. Единицы остались.
"Там, где начинается коммерция, заканчивается медицина", – любил говорить Великий Айкан Аканович АКАНОВ. И он прав.
Оказавшись за рубежом, наши соотечественники воочию сталкиваются с прелестями платной медицины. "Нет денег – нет лечения", простой банальный рыночный закон. Я уже приводил данные из доклада ВОЗ о том, что ежегодно более 100 МИЛЛИОНОВ человек впадают в нищету из-за невозможности оплатить услуги медицины в момент болезни.
Ведь итак понятно, если человек заплатил, то он вправе требовать качества, вежливости и услужливости. Как в ресторане, когда вам не понравился суп или официант долго к вам не подходит. Как в такси, когда таксист не даёт сдачи или возит кругами, чтобы заработать. Как в гостинице, когда вам не меняют постель или не дают утюг. Чего обижаться-то? Клиент ведь заплатил. Эти деньги попали к тебе в карман, и ты обязан их отрабатывать. Ты теперь его врач.
Тонкая нить между понятием "пациент" и "клиент" рвётся, как только ты получил деньги. В этот момент пациент становится клиентом, а раз так, то будь добр обслужить быстро и качественно клиента и не забывай при этом улыбаться. И не обижайся, КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ.
Иллюстративное фото из открытых источников.