Чтобы быть хорошим врачом, надо быть хорошим человеком
О том, что учёба в мединституте не сахар, знают все. И это правильно, поскольку профессия того и требует. Мучились, сдавали зачёты, коллоквиумы, латынь, анатомию и все виды химии, какие только есть. Ну, в общем, тяжко, одним словом. Но жутко интересно.
Не знаю, как в других ВУЗах, но у нас, начиная с первого курса, все преподаватели со студентами на Вы. И только по имени отчеству. Сначала это воспринимается странно, но потом привыкаешь. И по жизни потом только так. Везде только по имени отчеству. Двух моих старших братьев до сих пор зовут по именам, а меня только официально. Так, видимо, насаждался в обществе образ врача. И уважение к нему. Наверно, это правильно. Наверно, потому что за эти годы многое изменилось. Началась повсеместная культурная революция. Внешне похожая на деградацию.
Реформы шли и тогда. То в армию всех после 3 курса, то новый порядок зачисления в интернатуру, то новые правила экзаменов и т.д. Мы жили в состоянии постоянного страха. Потом благополучно закончили и разлетелись по всей стране. Но, что главное, мы могли работать сразу после интернатуры. Могли даже оперировать.
Потом началась перестройка, рынок. Нуждаясь очень в деньгах, я согласился преподавать в открывшемся в нашем городке филиале медколледжа. Никаких требований к нам не было, что было странно. Ну и ладно, какая разница, главное платят, так же?
Студентов было человек 25. Преподавал я им хирургию. Объясняешь, объясняешь, спрашиваешь на следующем уроке – результат нулевой. Из всей группы только пара студентов проявляют интерес к предмету. И так каждый раз. Начал интересоваться почему. Оказалось, всё очень просто. Большинство и не собирается работать по профессии. Заплатил, получил диплом и хоть куда. Массажный салон, маникюр и т.д. Поэтому диплом только нужен.
Поговорил с директором колледжа. Мы живём на их деньги. Отчислять нельзя. Да и какая разница, что и где? Главное ведь платят.
И я отказался. Это были первые признаки коммерциализации медицинского образования. Эти правила плавно перешли потом и на высшие учебные заведения. "Я плачу, а ты, будь добр, дай диплом", - по такому принципу начали работать все.
Каждые 2-3 года систему образования начали сотрясать все те же реформы. К концу 90—ых годов стало ясно, что с нашим образованием надо что-то делать. Можно было после медучилища поступать сразу на 3 курс института, порядок зачисления в медвуз начал меняться чуть ли не ежегодно.
В нулевых годах Казахстан решил принять англо-саксонскую модель медицинского образования. Хорошая модель. Успешно работает в европейских и других странах. Мы приняли Болонскую декларацию. Почему-то многие об этом уже забыли, хотя это широко обсуждалось в то время. Тоже работали различные комиссии, были ораторы, дискуссии. И приняли. Все поддержали. Забыли? Так всегда бывает, когда надо вспомнить что-то важное.
В чём суть этого процесса? Если кратко, то мы с того момента стали бакалаврами, резидентами и т.д. Наше поколение училось всего 7 лет. Оказалось, что этого недостаточно, потому что в США учатся 11-13 лет, в Англии – 9-16 лет. Вот и мы решили более глубоко обучать врачей от 7 до 11 лет.
Главное ещё было в том, что для того, чтобы стать педиатром, стало необходимым поступать в резидентуру после завершения учёбы в институте наравне с нейрохирургами и прочими. Мысль тогда озвучивалась такая, что это ДЕТИ и нельзя, чтобы их лечили вчерашние студенты. Звучало вполне убедительно, и многие ныне живущие и здравствующие наши корифеи медицины поддержали.
Затем начались и другие новшества, практически каждые 2-3 года, а если быть точнее – с приходом каждого нового министра. Ввели снова обязательную отработку 3 года в 2010-11 годах, первый выпуск которых проводится сейчас.
Из последних новшеств – это создание университетских клиник. О них тоже говорилось давно и очень часто.
Так вот, улучшилось ли от этого качество образования? Стали ли врачи умнее? Вопросы неоднозначные, конечно же. Нельзя сказать, что раньше были хуже, да и сейчас не лучше. Знания и умение врача не зависят от количества проведённых в ВУЗе лет, согласитесь. Главное – кто и как их обучает.
Тогда нам обещали, что наши дипломы будут признаваться везде. Мы конечно же поверили. Но, увы…
Но, мы пошли ещё дальше. Мы начали открывать медицинские факультеты в каждой области и в каждом высшем учебном заведении!
И тут я вновь вспоминаю глаза своих студентов из того медколледжа. Но те были медсестры и братья, а тут врачи. Представляете?
И я начинаю сомневаться. Очень. Понимаете, каждый мединститут как у нас в стане, так и там, в странах ЕС, создавался вокруг видных имён, учёных: как ПАСТЕР, ПАВЛОВ, МЕЧНИКОВ и др. Это были лауреаты Нобелевской и других премий, и вокруг них создавался ХРАМ науки и образования. Более поздняя история связана также с большими именами, сосланными во время войны и репрессий в республики Средней Азии, Казахстан и сибирские города. Оттого и уровень образования там считался одним их лучших в СССР.
А вокруг чего и кого мы сейчас создаём наши храмы? Наверно это уже больше секты, нежели сосредоточие чего-то светлого и вечного.
К слову сказать, по количеству врачей мы входим в 10-ку стран с высоким уровнем обеспеченности кадрами. Врачей у нас более чем достаточно, да и количество студентов превышает спрос.
Тогда в чём дело? Бизнес? Надо ли? Давайте задумаемся пока не поздно. Там, на западе студенты учатся 16 лет, чтобы потом получать 200 тыс. долларов в год. Наши за что? Вот и заканчивают институты наши и уходят кто куда. В основном в фармбизнес, частные структуры и т.д. "Кому охота работать за копейки", - так говорят многие выпускники сейчас.
Оно может и верно, но вряд ли будет хорошим врачом тот, кто думает только о деньгах. Как ни крути, но наше ремесло связано с нашим умением. Заработаешь авторитет – заработаешь и деньги. Иначе никак. Да так в любой другой отрасли.
Надеюсь, что скоро вопрос достойной зарплаты врачу будет решён. Осталось совсем немного. Мы долго к этому шли, и вот это уже маячит совсем близко.
НО, надо ли нам держать столько институтов и готовить столько врачей? Пора, наверное, выбрать качество вместо количества. И неважно сколько лет мы будем их учить. Важно кто будет учить и кого. Профессия врача должна исходить от сердца человека, осознанно. Как вера.
Чтобы быть хорошим врачом, надо быть хорошим человеком. Поэтому мы должны готовить хороших людей: интеллигентных, умных, образованных, любящих пациентов и свою профессию.
Надо оставить только ВУЗы с историей и именами, а всё остальные закрыть, вы уж простите, если я этим кого-то обидел. Нельзя так.
Это чисто моё мнение.
Фото: Timeskz.kz.