Не всегда то, что работает там за бугром, у нас приживается. И если даже приживётся, оно приобретает такие причудливые формы, что порой удивляешься полученному результату
"При трансферте иностранных технологий необходимо учитывать их адаптируемость к местному менталитету, традициям, культуре и привычкам" - этот простой постулат знает каждый руководитель в медицине или, как сейчас это модно – МЕНЕДЖЕР.
А что кроется за этими замудрёнными словами? Если сказать проще, то, внедряя заграничное новшество, нужно обязательно учитывать наш менталитет. То есть КАЗАХСКИЙ.
Как мы посещаем врача? По идее нужно позвонить в поликлинику, узнать, какой у тебя участок, и вообще узнать, к какой поликлинике ты прикреплён, и затем идти на приём. Так вообще-то принято и предписано всеми приказами. Но так бывает крайне редко. Так делают только хронически больные или пенсионеры, которым нужны рецепты и регулярные осмотры врача. А остальные? Остальным вообще-то всё равно. Пока не заболит, мы редко интересуемся такими вещами. Поэтому нас прикрепляют куда хотят, отдают, дарят и даже продают, как у Гоголя в "Мёртвых душах". Зачем? А затем, что за каждого прикреплённого жителя поликлиника получает денежки от государства в лице фонда ОСМС.
И пока вы будете строить светлое будущее и бороться за озеленение планеты, вас могут просто перекрепить куда-нибудь. И поэтому, если, вдруг заболев, вы узнали, что, оказывается, вы живёте даже не в той области, что и поликлиника - обижаться не нужно. Просто надо было хотя бы поинтересоваться о том, существуете ли вы вообще в справочниках медицины.
Любой иностранец в такой ситуации возмутился бы, написал жалобу или много чего ещё. Нам неудобно. Ну, подумаешь, прикрепили. Главное, что ты есть и тебя знают. Вот только узнать бы, где этот центр находится. Ну, да ладно.
Это вот первая часть нашей проблемы. Дальше мы начинаем искать знакомых врачей. Это у нас в крови. Слава богу, страна маленькая, все мы родственники, и поэтому обязательно да найдётся чей-то племянник, сын или родственник, работающий там-то кем-то, пускай даже простым водителем в поликлинике. Через них мы выходим на врача (обязательно "хорошего"!) и договариваемся о времени приёма. "Есть знакомый хороший... (вставьте любую медицинскую специальность)?" - это самый распространённый вопрос у нас. И, вооружившись информацией, мы идём к этому самому "хорошему" врачу.
С внедрением интернета эта задача намного упростилась. Можно прочитать про любого врача, особенно отзывы. Но что такое "хороший врач"? Мы часто заблуждаемся, оценивая знания и умения врачей, видя лишь внешние атрибуты. Не улыбчив, грубоват, мало объясняет, быстро смотрит и так далее. Практически мы автоматически переносим методы и критерии оценки парикмахеров, массажистов, фитнес-тренеров (ничего не имею против этих профессий!) и на врачей. Бизнес, основанный на работе с клиентами и во многом зависящий от сервиса и коммуникаций, требует именно таких специалистов. Однако в медицине всё немного сложней, поверьте.
Да, врач непременно должен владеть коммуникативными навыками и уделять больше времени на беседу с пациентами. Но не всегда так получается. И тут причин много, и я не раз о них писал. И вроде есть приказы, требования к улучшению сервиса в медицине, однако лёд трогается весьма медленно. Почему? А просто все эти требования упираются в тот самый наш менталитет.
Мы все знаем, что у нас ничего не делается без звонка. К этому привыкли как пациенты, так и врачи. Иной раз мне кажется, что многие наши беды именно от этого. Если за тебя не попросили, то вроде как и заниматься тобой нет особой нужды. Если бы наша медицина начала лечить всех пациентов так, как она лечит родственников руководителей города, области, республики и депутатов, то она стала бы самой лучшей в мире.
Как мы начинаем бегать после такого звонка! Как начинает волноваться главный врач, начальник обл/горздрава, а иногда и сам министр! Ну, ясное дело, политики тоже люди и тоже имеют родственников.
И тут, если вы думаете, что я сейчас начну критиковать людей, имеющих власть, вы ошибаетесь. Дело совсем в другом. Мы отлично знаем, что очень часто мы не досматриваем, недослушиваем, не… - и таких НЕ очень много. Ещё мы понимаем, что вся радужная картина нашей медицины в одночасье может рухнуть из-за неграмотного дежуранта приёмного покоя, грубой санитарки отделения или неумелой постовой медсестры. И люди власти тоже знают про это. Вот они и поручают начальству уделить внимание своим близким, и это поручение подобно молнии идёт из самых высоких кабинетов до того самого "хорошего" врача.
Вы все знаете, что мы не имеем права идти к узкому врачу без первичного приёма нашего участкового/семейного врача. Кстати, вы знаете своего семейного врача? Если да, то вам повезло. А я вот не знаю. Многие не знают. И не потому, что мы такие вот малограмотные, просто эти самые семейные врачи не удерживаются долго на работе и уходят часто. Маленькая зарплата, идиотский режим работы и так далее. Поэтому семья есть, а вот врача нет. А раз так, то понятно, почему эта хорошая практика, привезённая из-за бугра, у нас НЕ работает. А вот заработает ли? Вряд ли. Почему? А просто потому, что мы как раз не учли один важный момент, что для того, чтобы такая практика прижилась, надо вместе с названием менять и весь принцип работы участкового врача и наш тот самый менталитет. То есть сделать так, чтобы мой семейный врач получил за мою голову хорошие деньги и был заинтересован, чтобы я не болел. И чтобы я не ушёл к другому врачу. А для этого я вообще-то сам должен выбрать себе этого самого врача и поликлинику. Там это так работает. А если мне этого не дают выбрать или выбирать не из кого, то вряд ли есть от этого какая-то польза и мне, и государству, так ведь?
Вот. Надо бы глаза проверить и желудок. Сначала я должен найти своего семейного врача. Только она или он имеет право направить меня к этим специалистам. "А есть знакомый окулист и гастроэнетеролог?" - опять запускаем мы вопрос в наши семейные социальные или дружественные казахские сети и находим. Если напрямую к врачу, то платно. А хочешь бесплатно, то опять-таки через семейного врача. Тогда жди в очереди. Я узнал, что очередь к окулисту аж до июня месяца. Что делать? Конечно же, идти платно. Приём 10 тысяч. Мдааа. Это только приём. А там дальше капли, очки всякие, итого набегает кругленькая сумма.
Эта система называется "Частичное фондодержание". То есть те самые 1500 тенге за мою голову каждый месяц перечисляются в тот самый центр семейной медицины, который я не знаю вообще, и они платят за каждое своё направление меня тем самым профильным или, как ещё их называют, узким специалистам. И, конечно же, понятно, что чем меньше они меня будут направлять к ним, тем больше денег они сэкономят. К слову, надо сказать, что это самое "Частичное фондодержание" - абсолютная глупость, придуманная малограмотными теоретиками из ближнего зарубежья, рождённая из-за чудовищного непонимания принципов работы поликлиник. Конечно же, ошибочная с самого начала теория, наспех внедрённая в нашу действительность, дала "кривой побочный эффект" в виде ухода опытных профильных/узких специалистов в частный сектор с резким скачком стоимости консультации и лечения. И что происходит? Вас просто будут всеми силами принуждать идти платно, и причём тот самый "хороший" врач, работающий в бесплатной поликлинике на полставочки лишь для того, чтобы направить вас к себе же в частный центр. Но уже за наличные. Вот поэтому он тут хмурый, а там улыбчивый. Но зато - "хороший".
"А причём тут наш менталитет?" – спросите вы. А ещё притом, что у нас пока не выработался ген взаимоуважения. Почему-то мы все считаем, что раз я плачу, то ты мой слуга. Мы начинаем хамить, кричать на тех же самых массажистов, парикмахеров, фитнес-тренеров и с этим извращённым менталитетом "базарной купчихи" начинаем качать свои права повсюду, и даже в больнице. И, конечно же, если врач взял деньги, то будет виновато молчать и терпеть все обиды и оскорбления. А если он честный? Это сейчас большая редкость, но всё ещё встречается в природе. Конечно же, он ответит тем же. Вот тут он и становится плохим во всех чатах. И после вашей жалобы его, скорее всего, уволят. И кто останется? Правильно, тот кто берёт и терпит. Но станет ли от этого лучше? Вряд ли…
В таких условиях и медицина начинает меняться. Правда, не в лучшую сторону. Хочешь улыбку? Тогда плати. Хочешь, чтобы заходили почаще? Сели рядышком у кровати и полчаса успокаивали? Плати. Ну, если вы, конечно же, не родственник акима или работника министерства. Да и то, мало ли? Всё равно это тоже требует оплаты. В следующий раз вы же придёте к этому же врачу, так ведь? И своим близким будете рекомендовать его. А они своим и так далее. А там опять потребуется оплатить, отблагодарить. Так уж устроен наш менталитет.
Как объяснить иностранцу, что у нас за обрезание надо обязательно отблагодарить хирурга? Или за принятые роды акушерку? Это же их прямая обязанность, вроде бы как. Но однако! Как это, не сказать спасибо? Мы что, хуже других? И благодарят. И все к этому привыкают. Потом в зависимости от размера благодарности сами врачи начинают делиться на категории, сами понимаете почему. "Сколько нужно дать?" - этот вопрос я слышал сотни раз после успешного лечения. Как на него ответить? Ведь нет прейскуранта в государственных клиниках. Тут, как вам совесть подскажет. "Хирурги цветы не кушают, а спасибо в карман не положишь и в стакан не нальёшь", - говорим мы. Вот и думайте сами. "Ну так надо же всё менять!" - крикнет кто-то, дочитав до этой строки. Надо бы. Но разве только в медицине так? Может, начать сначала с нашего менталитета? Сможем?
Так что не всегда то, что работает там за бугром, у нас приживается. И если даже приживётся, оно приобретает такие причудливые формы, что порой удивляешься полученному результату.
Так что берегите себя и хороших врачей!
Фото из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!