Может, нам вообще лучше перестать снимать фильмы?
В школьные годы как-то пошли в кино. Было нам около 12 лет. Фильм назывался "Солярис". Интересное название и плюс слово "фантастика" на афише добавляли интриги.
Кто видел этот шедевр Андрея ТАРКОВСКОГО, давно уже ставшего классикой мирового кино, поймёт, какой это был удар по нашей неокрепшей детской психике. Кроме фантастических пейзажей вселенной, мало что было нам понятно. Мы вышли с глубоким чувством тревоги и страха, так и не поняв, о чём так долго и заумно говорили артисты, умирая и оживая вновь.
Тогда возрастной ценз соблюдался, только когда в фильме были сцены со страстными поцелуями. Такие фильмы мы смотрели, тайком пробравшись в кинозал через подвальное помещение старого кинотеатра. Строгая советская цензура нещадно вырезала всё, что хоть как-то могло повлиять на образ строителя коммунизма, и нам лишь оставалось домысливать то, что было после того, как выключался свет после поцелуя главных героев.
Ну да ладно, речь сейчас не об этом. Позже мы все стали понимать, что для такого уровня фильма, как у Тарковского, нужно обладать хоть каким-то уровнем интеллекта. Если этого нет, то что тут поделаешь?
Как говорил мой заведующий хирургическим отделением: "Самый страшный вид инвалидности – это отсутствие мозгов".
Потом началась перестройка. Бочка, закупоренная социализмом, дала течь, и на нас полилась вся западная культура. Но сначала нас облило с ног до головы их бескультурьем. Мы забивались в тесные, душные, прокуренные видеосалоны и жадно проглатывали всё, что было там. Впервые мы увидели фильмы ужасов, боевики с Чаком НОРРИСОМ, Брюсом ЛИ в гнусавом одноголосом переводе и, конечно же, впервые увидели порнуху.
Сейчас я понимаю, что через это нам надо было пройти. Как надо было выпить всё, что привозилось оттуда и продавалось под видом западных брендов. И, конечно же, съесть. Потому что без этого понять, что хорошо и что плохо - невозможно.
Сейчас понимаешь, что, переключая каналы телевизора плоскогубцами и жаря макароны на старой газовой плите, было бы бесчеловечно показывать фильмы с блестящими автомобилями, забитыми до отказа продуктами магазинами и прочими благами западной цивилизации. Видимо, государство боялось этого и "жалело" нас.
А что касается остального, то со временем всё это надоело. Причём быстро. Начали смотреть только качественные фильмы, открывая для себя классику Голливуда. "Унесённые ветром", "Кабаре", "Однажды в Америке", "Крёстный отец", "Том и Джерри", и этот список можно перечислять бесконечно.
Одновременно открылся и мировой рынок кино. Появилась возможность сравнивать, выбирать. И это прекрасно.
В нашем кино в прошлой жизни тоже снимали бестселлеры. Эти фильмы мы смотрим до сих пор и пересматриваем. И, наверное, это самая лучшая оценка любого произведения искусства – сколько людей его пересматривает или перечитывает вне зависимости от эпохи и государственного строя.
Сейчас мы (то есть все страны бывшего СССР) стали писать, снимать, петь и плясать под Запад. Мы захотели и до сих пор хотим стать такими, как они. Говорить, думать и жить. И это, наверное, тоже хорошо. Мы открыли наши сердца, мозги и души новому миру.
И вот прошло больше 30 лет. Мы так стремительно мчались по этому пути, что некогда было оглянуться, подумать о том, кто мы? Что мы? Куда мы?
И только сейчас мы начинаем понимать, что мы не такие, как они. Мы казахи. Азиаты. И как бы мы ни перекрашивали волосы, ни сокращали юбки и ни разрисовывали своё тело – мы казахи. С узкими глазами, торчащими скулами. Мы никогда не станем голубоглазыми блондинами или брутальными латиносами. И мир воспринимает нас такими, какие мы есть.
Было бы глупо смотреть на американца, который бы сужал глаза и отращивал свои скулы силиконом, дабы стать похожим на нас, разве не так? Нас часто путают с китайцами и корейцами. Мы бьём себя в грудь, что мы К А З А Х И! Но кто такие казахи? Как объяснить это всему миру?
Корейцы это поняли. Они научились снимать как в Голливуде, но про себя. И каждый год выпускают шедевры в мировой кинопрокат. Их признали как в Голливуде, так и во всём мире.
А как начали снимать датчане! Посмотрите их фильмы. Оказывается, не надо много денег. Иной раз достаточно всего пары актёров в одной комнате, чтобы сделать такую драму, что не оторвёшься до конца фильма.
В жанре фэнтези Китай начал творить немыслимое. И если бы не привкус всё той же идеологии, эти фильмы могли бы стать жемчужинами мирового кинематографа.
А что мы? Про наших ханов и батыров мы, наверное, отсняли всё. Или нет? Эти исторические фильмы ещё как-то смотришь с интересом, хотя на пересмотр уже сил и желания не остаётся.
Вторая фишка – комедии. Чаще всего клоунада про наши традиции в гипертрофированном виде. Почему-то считается, что, если исказить казахский и добавить акцент с русскими словами, то это будет смешно. Наверное, кому-то да. А если добавить немного мата, то вообще супер! Ново, свежо. Юмор ведь разный бывает. Но всё время показывать нас идиотами – это утомляет. Нельзя путать простоту и доброту человеческой души с глупостью. Ангарбай, Тайлак и многие другие наши любимые персонажи были добрыми, простодушными, умными. Но никак не идиотами.
А причём тут Тарковский? Недавно нечаянно "посчастливилось" посмотреть наш боевик под звучным названием. И опять почувствовал себя тем школьником на фильме Тарковского.
Безлюдное зимнее село, где есть школа с директором-матерщинником, алкашом-сторожем и психопатом-математиком, который исполняет главную роль. И жена у него москвичка без имени, приехавшая в этот аул забрать их общего сына. Почему, как и что за семейная драма – тут приходится только догадываться. Как у Тарковского. Даже есть в фильме гейобразный учитель. Куда сейчас без них, так ведь?
И вот. Тут какие-то террористы в картонных и глупых масках проходят мимо всех жителей аула и работников школы и берут в заложники тот самый класс, где учится общий сын наших героев.
Вы дальше ищете развязки сценария? Не ищите. Ее нет. Кто эти террористы и чего они хотели, вы не узнаете. Алкаш-сторож становится инструктором, так как он, оказывается, "афганец", полиция раздаёт всем свои автоматы, и всё. Рота готова к бою. Чего стоят только тренировки по начерченному на снегу плану школы! Это гениальное решение просто.
Из всех героев фильма именно русская девушка, оказывается, умеет стрелять так метко, что её автоматически делают снайпером. И она чуть позже с расстояния не менее километра попадает в террориста, проходившего по школьному коридору. И это был всего лишь третий выстрел в её жизни.
Дороги замело, подкрепления нет, и что делать? И наши герои, взяв автоматы полицейских, работающих в каком-то домике на окраине посёлка, спрятавшись среди стада баранов, привязанных друг к другу верёвкой, подползают к стенам школы в овечьей шкуре и через окно входят в школьный туалет и потом мочат всех террористов.
А террористы эти картонные маски, обвязанные скотчем вокруг головы, так и не сняли на протяжении всего фильма. Аж больше суток они ходили в них. Хоть бы требования какие-то были. Да и вообще, хоть бы разок лица увидеть или голоса услышать. Они ведь за весь фильм так ничего не сказали. И не сделали. Просто ходили в масках, тупо заняли актовый зал школы и сидели. Молча. Ждали, пока их замочат. За что? Непонятно. Их трупы так и загрузили в грузовик в тех самых дурацких масках.
Что было дальше не скажу, дабы не раскрыть вам всю "драматичность" дальнейших действий и просто фееричную концовку данного "суперхита".
Нет, уж лучше комедии с глупыми нами, чем такое. Или, может, вообще не снимать? Или снимать по заказу про наши тои и юбилеи? Всё равно кроме участников мероприятия их никто не смотрит. Как и эти фильмы.
Не знаю… Может, пора остановиться? Посмотреться в зеркало и начать снимать про нас настоящих. Не глупых, не красавцев, не супергероев, а просто настоящих?
"Из всех видов искусства важнейшим для нас является кино", - говорил дедушка ЛЕНИН. Он знал, что через кино можно воспитать целые поколения строителей коммунизма, и это ему почти удалось. А каких строителей хотим мы воспитать нашим таким "кино?"
Берегите себя и хороших врачей!
Фото из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!