Более эффективные медицинские организации должны получить возможность поглощать слабых и неэффективных
Денег медицине не хватает, и это факт, уже известный всем. Не буду повторять цифры и проценты выделяемых денег. В принципе, и об этом все знают.
Хотелось бы поговорить вот о чём. Все деньги на медицину собраны в фонде ОСМС. Там их около 2,5 триллиона тенге. Оттуда они поступают на счета больниц и поликлиник. Больницам эти деньги выплачиваются за каждого пролеченного больного согласно прейскуранту, который называется у нас КЗГ (клинико-затратные группы).
Но оплата услуг стационара – это отдельный разговор. Пока давайте оставим данный вопрос на потом.
А поликлиниками у нас называются организации, оказывающие медпомощь прикреплённому населению, количеством 30 тысяч и более. Меньше – это центры ПМСП. В чём разница? В том, что в поликлинике есть узкие специалисты, а в центре ПМСП их нет.
Так вот. Все они получают деньги от фонда за количество прикреплённого населения. В среднем около 2000 тенге за каждую душу и плюс различные добавки за достигнутый результат. Почему в среднем? Потому что, чем больше на участке детей и стариков, тем больше они получают денег. Их стоимость немного выше, чем у молодых, и это вполне объяснимо, так как основными потребителями медуслуг являются именно дети и старики. Вот такая вот простая арифметика.
И тут возникает главный вопрос: хватает ли этих денег? Денег всегда мало, поэтому поликлиники и центры ПМСП еле сводят концы с концами. То повышение зарплаты, то уменьшение количества прикреплённого населения и так далее, и это дает большую нагрузку на и так скудный бюджет.
Поликлиники из этих средств оплачивают услуги узких специалистов (ЛОР, окулист, хирург и т.д.), а также все остальные диагностические процедуры (УЗИ, ФГДС, КТ, МРТ и др.). Центры ПМСП и поликлиники, у которых нет этих специалистов или оборудования, ищут их на рынке и, составив договор, направляют туда своих пациентов. И потом, естественно, платят им по утверждённому минздравом тарифу.
Поэтому сейчас в городах бурно начали развиваться частные диагностические центры, лаборатории и многое другое.
Однако много услуг поликлиник до сих пор не имеют тарифов, то есть не оплачиваются вообще. Просто услуга оказывается бесплатно.
Вроде бы всё понятно, и кажется, что нужно просто увеличивать объём финансирования, так же? Однако.
Есть одна проблемка. Я взял структуру типовой государственной поликлиники и одной частной и сравнил. И вот, что получилось.
Хочу отметить, что я взял именно эти поликлиники, потому что и к той, и другой прикреплены 60 тысяч населения. То есть, в принципе, всё должно быть одинаковым.
Так вот, в государственной поликлинике, согласно нормативу, утверждённому минздравом, работают 162 врача и 260 медицинских сестёр.
В частной поликлинике работают 243 врача и 408 медсестёр.
Как видите, для полного обеспечения государственной поликлиники необходимыми врачами и медсёстрами не хватает 81 врача и 148 медсестёр.
Это если считать по физическим лицам. А вот по штатному расписанию - картина немного другая. В государственной поликлинике по штату положено 206 врачей, а занято 162,5. То есть официально не достаёт 44 специалиста.
Почему? Просто потому, что многие работают на 1,5 ставки или совмещают. Например, хирурги подрабатывают онкологами, терапевты – эндокринологами и т.д.
Почему это важно? Потому что, когда мы говорим о дефиците кадров в медицине, мы имеем ввиду только государственные организации. И вся проблема строится вокруг этого вопроса на протяжении многих десятков лет. А вот почему-то в частном секторе этот дефицит не ощущается, да и их судьба мало кого интересует. Однако там специалисты всегда есть. Или почти всегда.
Почему так? Просто опытные специалисты предпочитают уйти в частный сектор. И дело не только в зарплате, нет. Там значительно меньше нагрузок и необоснованного контроля. И это только благодаря законодательной защите субъектов бизнеса от необоснованных проверок. А что делать контролёрам, чтобы оправдать свой хлеб? Правильно, вот они и накидываются на государственный сектор.
И что делать специалисту в условиях такого прессинга и тем более при маленькой зарплате? Естественно, поскорей сбежать в частный сектор. И, конечно же, в таких условиях процесс заполнения госсектора кадрами будет бесконечным. Мы сами искусственно создали такую среду, когда госсектор стал промежуточным звеном для перехода опытных специалистов к частникам.
То есть мы тушим пожар бензином…
Это ещё полбеды, конечно же. Есть ещё другая беда, и она тоже немаловажная, если не самая важная.
Данной государственной поликлиникой руководят 84 управленца. Если перечислить вкратце основных, то это директор и фактически 8 его заместителей.
Не стану перечислять всех остальных из списка 84 управленцев, набранных по совершенно непонятным и не поддающихся логике признакам и получающих, естественно же, более высокую зарплату, чем остальные сотрудники.
У частника их 41. То есть вдвое меньше.
Надо понять, что общий бюджет обеих поликлиник составляет около 1,2 миллиарда тенге в год или же 102 миллионов тенге в месяц. И даже приблизительный расчёт показывает, что на содержание этого управленческого аппарата в госполиклинике тратится почти до 30% денег, выделенных на зарплату всех сотрудников организации.
"Ну и что?", – спросите вы. А то, что человек прикрепляется же к врачу вообще-то, потому что мы имеем право на выбор врача. А раз так, то по идее, чем больше опыта у врача, тем больше людей должны прикрепляться к нему. Стало быть, у таких опытных врачей и зарплата должна быть выше, чем у остальных. Однако этого не происходит, и все они получают фиксированный оклад, разбавленный стимулирующими надбавками.
И вот что ещё. Никто для частников не покупает лекарства и медицинские изделия. Тем более медицинскую сложную технику. А госполиклиникам с завидной регулярностью и настойчивостью покупает государство.
И что же делать? По идее, навести порядок очень просто.
Надо смело внедрять в систему жёсткую конкуренцию, что называется медицинским каннибализмом.
Что это значит? Это значит, что более эффективные медицинские организации должны получить возможность поглощать слабых и неэффективных. Возможно, звучит грубо, но только так работает рыночная экономика. Пока мы будем искусственно содержать и поддерживать агонирующие больницы и поликлиники, качества и эффективности у нас не будет никогда. Причём этот вопрос касается не только конкуренции между частниками и государственными субъектами. Условия должны быть равными для всех.
Есть очень много топ-менеджеров в государственной системе, которые могли бы распространять свой опыт по всей стране, как франшизу. А это весь комплекс организации лечебно-диагностического процесса. И если поликлиника №10 столицы (например) возьмёт в доверительное управление какую-нибудь поликлинику Акмолинской или Павлодарской областей (или наоборот), то в этом ничего смертельного для отрасли нет.
Нынешние технологии вообще позволяют управлять многими процессами дистанционно. Поэтому это должно стать нормой, и клиники на грани банкротства из-за неумелого управления должны передаваться более эффективным на конкурсной основе, вне зависимости от юридической формы организации.
А как быть с оборудованием? Очень просто - его не нужно закупать государству вообще. Частники давно уже берут кредиты, покупают взаймы или в лизинг. А что мешает государственным? Мешает только наша бюрократия и желание всё централизовать.
Когда поднимаешь эту тему, всегда кто-то говорит, что государственные будут злоупотреблять и что-то обязательно разворуют. Простите, воровство – это уголовно наказуемое преступление, и для его выявления созданы специальные органы. Это вообще не входит в обязанности минздрава и тем более акима.
Сейчас практически все организации страны "сидят" в кредиторской задолженности из-за проблем с финансированием. Почему? Причина банальна. Провозгласив на весь мир принцип "Деньги идут за пациентом!" - мы молча финансируем их по утверждённому плану финансирования, то есть на его же среднегодовой объём, который сложился исторически. При этом, если он не превышает план, то молодец, а если превысил – излишки срезаются. А если меньше? Этот объём тоже срезается. Интересно, не правда ли?
В таких условиях может выжить только тот, у кого поставлен эффективный менеджмент, то есть система эффективного управления и ресурсосбережения. Всё, что ты сэкономил, должно оставаться у тебя, а не "осваиваться". Обязательность освоения выделенных средств для госбольниц является пережитком прошлого и главным тормозом развития всей отрасли.
Поэтому все вопросы должны решатся через тариф. И, конечно же, через передачу ПМСП роли финансового координатора. Но это совсем другая тема.
Поэтому что-то не так в движении денег в этой системе, согласитесь? Значит, нужно исправлять и как можно скорее.
Берегите себя и хороших врачей!
Иллюстративное фото из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!