Глава государства обозначил проблемы, которые не решались на протяжении многих лет
Пандемия поставила Казахстан перед фактом, что уже невозможно и дальше замалчивать проблемы, копившиеся годами. Молчание прервал глава государства, выступая в сенате 4 мая.
Не до науки и медицины
"Я хотел бы обратить внимание на ряд задач на будущее. Прежде всего, необходимо предпринять новые инициативы для модернизации системы здравоохранения. Очень важно строить современные больницы и снабжать их необходимым оборудованием. Отныне мы должны уделять особое внимание развитию медицинской науки. Наши ученые, работающие в этой области, имеют большой потенциал. Лучше создать достойную среду для профессионалов и оказать реальную поддержку. Мы также полностью модернизируем образование и науку (…) Это одна из основных задач", -заявил глава государства.
Позволю от себя добавить: с отношением к науке и учеными я впервые столкнулся, посетив однажды научно-исследовательский институт, где раньше работал мой отец - биолог-физиолог, возглавлявший в этом учреждении лабораторию, в которой проводились опыты по созданию новых видов агрокультур. Увиденное повергло в шок. Сама лаборатория больше напоминала помещение, где недавно шли бои, а оборудование, на котором приходилось работать ученным – музейные экспонаты.
Конечно, нельзя делать далеко идущие выводы и обобщения из одного наблюдения.
Но о том, как государство относится к науке, лучше всего показывает уровень ее финансирования относительно ВВП. Согласно данным Министерства образования и науки, затраты на науку не превышают одного процента от Валового внутреннего продукта. Заметим, что в развитых странах этот показатель достигает 3-4%.
Еще один показатель, который указывает на упущения в этой сфере - это количество ученых на миллион жителей страны. В Казахстане этот индикатор равен 930, хотя в той же Грузии он достигает 1340, в России – 2851, а в США – 4256.
Немногим лучше обстоят дела со здравоохранением. По данным ВОЗ, в 2019 году Казахстан потратил 3,5% от ВВП на эту сферу, что сопоставимо с аналогичными расходами в Нигерии (3,6%). Даже наши соседи – Узбекистан, Киргизия и Туркменистан, потратили в прошлом году на здравоохранение 6,3% и по 6,6%, соответственно. А в развитых странах этот показатель варьируется от 7 до 10% и более.
На нефтяной игле
Второе, что заслуживает особого внимания из выступления в сенате, так это акцент на необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов. "Вместе с тем конкурентоспособной должна быть и нация. Для этого нужно развивать человеческий капитал", - сказал президент.
Примечательно, что о важности развития человеческого капитала говорится уже не первый год, и даже не первое десятилетие.
Еще в декабре прошлого года в правительстве заявляли о том, что финансирование образования увеличится до 7% от ВВП. По данным Всемирного банка, это выше среднего уровня по миру. Но согласно информации того же ВБ, даже у не имеющей нефтяных доходов Кубы этот показатель превышает ежегодно более 10%!
В своем выступлении глава государства вновь обратил внимание на необходимости развивать хозяйственную систему страны: "Также важно наращивать бизнес-потенциал республики, поддерживать малые и средние предприятия. Всерьез заняться диверсификацией национальной экономики. Чтобы не быть импортозависимыми, необходимо максимально оживить отечественное производство".
Это одна из главных проблем Казахстана. Доля нефтегазового сектора в доходной части госбюджета стабильно держится выше 40% уже много лет. А если к этому прибавить еще и доходы от горнодобывающего сектора металлов, то этот показатель превышает 50%.
Поэтому неудивительно, что доля нефтянки в ВВП страны также остается большой – более 20%. Если же учитывать смежные с нефтегазовой индустрией отрасли обрабатывающей промышленности, то, по оценкам инвестиционной компании HalykFinance, доля нефтегазового сектора в ВВП по состоянию на 2018 год достигала 46-47%. И вряд ли она уменьшилась за прошедший год.
А вот доля МСБ в экономике с учетом нефтянки за тот же период, по оценкам аналитиков, составила 28%. Но страшно даже представить, какой она будет по окончанию кризиса.
По сути в сенате было зафиксировано, что все прежние годы, несмотря на громкие заявления с высоких трибун, власти всерьез не занимались диверсификацией экономики.
Отсюда главный вопрос: успеем ли мы в условиях жесткого кризиса осуществить реформы, о которых столько лет говорили, но мало, что делали?
Фото: официальный сайт президента РК.