Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Рождение, смерть и заключение брака – вот триада, на которой испокон веков зиждились традиционные ценности человечества. Понятен и тот интерес, который вызывали эти моменты у соседей, как у исследователей, так и среди простых обывателей. Вот что писали, к примеру, европейские наблюдатели по поводу такого тонкого момента, как поведение сосватанных перед свадьбой.
Не дать любви засохнуть
Как и у многих других восточных народов, период от сватовства до свадьбы у казахов мог длиться неопределённо долгое время. Часто – годами. Всё ведь определялось оперативностью выплаты калыма.
Для того, чтобы как-то стимулировать активность жениха и не дать процессу растянуться до неприличия, в брачном процессе у казахов существовал один любопытный момент, издревле привлекавший повышенное внимание (а часто и откровенно нездоровый интерес) у сторонних наблюдателей.
На это обратили внимание ещё первые исследователи казахского быта.
"Пока калым не выплачен, свадьба не совершается, - сообщал в начале XIX века А. И ЛЁВШИН, - но жених имеет право посещать невесту наедине и даже спать с нею вместе, не нарушая однако целомудрия".
А на то, что и такие посещения также могут затянуться надолго и даже стать обыденными, обращал внимание ещё более ранний наблюдатель, Христофор БЕРДАНЕС, писавший о таких визитах жениха:
"В глухую ночь приезжает он с холопом или своим мальчиком на верблюде или лошади к кибитке тестя, … идёт за занавес к невесте и ложится на одной постели с оной, а перед рассветом встаёт потихоньку и опять возвращается в свою кибитку; и сие он продолжает через неделю, а ежели далеко живёт, то через две, три или месяц…"
Тайные свидания, приятные для всех окружающих
Впрочем, "тайность" таких посещений была известна в округе всем аулам. Потому что невеста оставалась в это время под особо пристальным призором родителей, с которыми почти всегда она к тому же ещё и делила единственную юрту. А вдобавок, в организации таких "потаённых свиданий" было заинтересовано и оказывалось вовлеченным в их организацию огромное количество её родственников.
Многие авторы обращают внимание на материальную заинтересованность родичей в этих романтичных встречах (например, Н. КОЛМАКОВ в "Кауфмановском сборнике"):
"Когда большая часть калыма уплачена и сосватанным подошло время сочетаться браком, жених только начинает посещать невесту, не показываясь тестю, обыкновенно жених помещается в кибитке у старшаго брата невесты и при посредстве жены последняго он видится с своей невестой, но за эти свидания жених приносит подарки посредникам".
А потому - чем чаще встречи, тем больше подарков требовали они от жениха.
"Приезжая на свидания, жених привозит с собой подарки для женщин, родственниц невесты, и вечером, когда постель готова для жениха, то его зовут, осыпают зерном или сушёным урюком и вводят невесту. Жених с невестой ложится на постель, но около невесты ложится и родственница, которая крепко её держит; такия свидания жениха с невестой до отпуска ея в кибитку жениха производятся несколько раз, и чем они чаще, тем они дороже стоят жениху, ибо он каждый раз должен отдаривать родственниц невесты, а киргизки вообще очень падки на всякие подарки".
Тонкие моменты излишней спешки
Но, несмотря на меры контроля, в результате этих посещений женихом невесты случалось всякое. Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь казахских народных законов Н. И. ГРОДЕКОВ:
"Если невеста пожалуется матери на совокупление с нею жениха раньше свадьбы, то на нём раздирают платье и распарывают живот его лошади".
Однако ещё А. И Лёвшин полагал, что неконтролируемая страсть может закончиться совсем иным исходом, куда более выгодным для жениха:
"Если от преждевременных наслаждений невеста сделается беременною, то, совершив скорее свадьбу, отдают её жениху, хотя бы калым не был выплачен".
Но существовал ещё один тонкий момент степной юриспруденции:
"Если прежде свадьбы один из сговорённых умрёт, то разбирается, имел ли жених тайные свидания с невестою или нет. В первом случае ему или родственникам его возвращается ½ отданного им калыма, во-втором – 4/5, остальное предоставляется родным невесты".
Совет да любовь!
Впрочем, истинные мотивы предсвадебных послаблений казахов были понятными для исследователей.
"Эти свидания, - пишет Н. Колмаков, - составляют древний свадебный обычай; на них жених ближе знакомится со своей невестой, и если она ему нравится, то здесь же решается вопрос об окончательной уплате калыма, а если жених родственникам невесты очень нравится, то не задерживают свадьбу - отдают невесту, доверяя жениху, что недоданную часть калыма он уплатит после свадьбы".
Представленные здесь фотографии сделаны верненским фотографом Абрамом ЛЕЙБИНЫМ в Семиречье в начале XX века.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!