По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Читайте предыдущую историю Евгения ЖОВТИСА «Зимой и летом с одним приветом».
Первобытный информационный строй
Вторая половина 70-х годов прошлого века. Я – студент Казахского политехнического института имени В. И. Ленина. Горный факультет, отделение «Экономика горной промышленности». Учился я хорошо, но ничто человеческое было мне не чуждо.
Поэтому имел ряд студенческих грехов: проспать занятия или даже прогулять, пытаться сдать зачёт или экзамен на халяву или что-нибудь списать. Не злоупотреблял, но всё же…
Как-то на четвертом или пятом курсе нам объявили, что по субботам у нас в течение семестра будут с утра факультативные занятия по теории информационных систем. Это сейчас словосочетание «информационные системы» никого не удивляет, а тогда это было новое направление в науке и технике.
Позднее, когда я уже работал в Институте горного дела Академии наук Казахской ССР, у нас была ЭВМ – электронная вычислительная машина, которая представляла собой с десяток больших металлических шкафов, занимавших большущий зал на первом этаже здания и всё время жужжавших. А общались мы с ней при помощи перфокарт - кусочков картона, в которых надо было проделывать дырочки и засовывать в специальный считыватель, чтобы машина знала, чего от неё хотят, и, соответственно, делала вычисления. В общем, первобытный информационный строй, если сравнивать с современными компьютерами, ноутбуками, айфонами и айпадами.
Тайные знаки
Так вот, возвращаюсь к теме. Теорию информационных систем нам должен был читать доктор технических наук Евгений Иванович РОГОВ, который заведовал лабораторией в этом самом Институте горного дела.
Ну кто ж ставит лекции на утро в субботу? Никаких сил заставить себя встать в выходной день, пусть у студентов и была шестидневка для учёбы, у меня не было. Особенно после бессонной ночи с пятницы в связи с очередной гулянкой. Короче, за весь семестр у меня так и не получилось посетить лекции профессора Рогова.
И вот сессия. От сокурсников узнаю: Рогов сказал, что тем, кто покажет ему конспекты всех его лекций, он поставит зачёт «автоматом», без сдачи. У меня был одногруппник Мажит ФАЙЗУЛЛИН, который вообще никогда ничего не пропускал. Я у него попросил на ночь конспекты всех лекций Рогова и прилежно стал их переписывать.
Но возникла проблемка. Дело в том, что в этих лекциях был целый ряд символов, которых я не знал и, естественно, понятия не имел, что они обозначают. Почерк у Мажита был, мягко говоря, не очень, поэтому мне ничего не оставалось, как попытаться их с некоторой достоверностью скопировать.
Зачёт для меня всегда праздник, профессор!
В общем, пришёл я на зачет с тетрадкой с переписанными у Мажита конспектами лекций и скопированными странными знаками, похожими на наскальную живопись.
Дошла до меня очередь, и я вошел в кабинет, где Рогов принимал зачёт. Протянул ему тетрадку вместе с зачёткой. Он её открыл и, посмотрев на меня, сказал: «Что-то я вас, молодой человек, не припомню». Не мог же я ему сказать, что тоже вижу его в первый раз в жизни. Я скромно потупился и стал ждать результата изучения моих ночных трудов.
Рогов углубился в просмотр тетрадки, переворачивая страницы. Вдруг его брови с невероятной скоростью полезли вверх, и он изумлённо спросил: «А что это такое?» Его палец указывал на один из скопированных мною символов. Растерявшись по причине полного незнания ответа, я не нашёл ничего лучшего, как перевести стрелки.
«Это же вы преподавали», - не осознавая, как нагло это звучит, пролепетал я.
Хорошо хоть профессор этого не услышал, потому что был углублён в изучение россыпи скопированных мною тайных знаков, которые, как я понял, он тоже не узнавал.
Пролистав тетрадку до конца, он поднял на меня глаза и, будучи человеком очень сообразительным, задумчиво спросил: «Вы что, это всё скопировали с чьего-то конспекта?» Моё молчание было справедливо им расценено как знак согласия.
«Вы знаете, я поставлю вам зачёт, просто за трудолюбие, - сказал Рогов. - Но неужели в ходе копирования вам не стало интересно, что это за символы?»
Мне, может, и было интересно, но времени на интерес не оставалось, потому что зачёт надо было сдавать.
Выйдя из кабинета с зачётом, я немедленно предъявил претензии ничего не подозревавшему Мажиту.
- Немедленно улучшай почерк, - посоветовал я ему, - потому что я чуть не влетел из-за него.
- Так друзья не поступают, - завершил я тему братской помощи и удалился.
Кстати, через десять лет свою кандидатскую диссертацию я основывал как раз на информационных системах и программах вычислений на ЭВМ экономических показателей, увязанных с горной геометрией. И, конечно, использовал символы, о которых мне пытался рассказать профессор и которые, конечно, не имели ничего общего с теми, что были зафиксированы в моей тетрадке.
Потому что у Мажита был недружественный почерк.
Фото: Zaochnik.ru.