Андрей Зенков – фигура для нашего города весьма заметная, наверное, это все-таки самый известный архитектор за всю историю Алматы
Недавно меня осенило: я никогда не была на могиле Андрея Павловича ЗЕНКОВА.
Мне стало даже стыдно – это ж такой известный человек, а я люблю наш город, изучаю его историю, стараюсь больше узнать о знаменитых личностях, которые жили и творили здесь. А на могиле не была. Хотя похоронен он на Центральном кладбище города, доехать до него совсем не проблема… И где-то месяца полтора назад пошла я на кладбище, хотела положить букет цветов на могильную плиту знаменитого архитектора. Знакомые краеведы мне дали подробные инструкции: я точно знала квадрат захоронения, и знала, как к могиле пройти – по центральной аллее, а потом повернуть направо, а потом еще раз направо… Я даже знала, как выглядят надгробные плиты на могиле самого известного городского архитектора, а их там две, и наивно думала, что в поисках это мне поможет.
Не помогло. Не нашла. Хотя искала могилу полдня.
Увы, Центральное кладбище города Алматы – не самое логично построенное место. Особенно та его часть, которую мы сейчас называем исторической – тут могилки буквально понатыканы на каждом свободном метре, проходов между оградками почти не остается. И очень часто захоронения 30-х годов очень близко соседствуют с совсем новыми. Как так получается – не очень понятно, теоретически эта часть кладбища закрыта для захоронений уже давно. А практически – новые могилки появляются до сих пор.
Вымоталась и устала. Жара, пыль, колючки, цепляющиеся за платье… Но я упорно протискивалась между старыми оградками, вглядывалась в надписи на стареньких могильных памятниках в поисках нужной фамилии. Несколько раз звонила знакомым краеведам, и они, сами же путаясь в своих же описаниях, пытались мне объяснить маршрут. Я проходила по нему еще и еще раз, я спрашивала сотрудников кладбища, я спрашивала у редких посетителей. Но увы, никто не знал, где могила Зенкова…
И этом меня поразило. Андрей Зенков – фигура для Алматы весьма заметная, наверное, это все-таки самый известный архитектор за всю историю современного города. А. П. Зенков - один из основоположников сейсмостойкого строительства в нашем регионе.
Родился Андрей Зенков в семье известного верненца – Павла Матвеевича ЗЕНКОВА в 1863-м году. Его предками были крепостные крестьяне, которые сумели перейти в купеческое сословие.
Его отец, Павел Матвеевич, не получил хорошего образования, но он был разносторонне талантливым человеком, архитектором-самоучкой. Занимался проектированием и строительством домов в частном порядке. А потом его назначили начальником строительного отдела Семиреченского края. Видимо, человеком он был трудолюбивым и упорным, не зря ж его наградили орденом и званием "Почетный гражданин Верного". А с 1877-го по 1884-й годы он был главой городской думы.
А вот Андрей Зенков уже был по-настоящему образованным человеком. После окончания реального училища он поступил в Сибирскую военную гимназию в городе Омске. Закончил ее очень успешно и продолжил обучение в Николаевской Военно-инженерной академии. Получил образование военного инженера, был направлен в Омский военный округ: строил Семипалатинск и Усть-Каменогорск.
Когда ж вернулся в Верный - в чине подпоручика для прохождения службы в 8-м Западно-Сибирском линейном батальоне - стал заниматься гражданским строительством, и в первую очередь задумался об укреплении сейсмичности зданий. После катастрофического землетрясения 1887-го года это было очень актуальной и востребованной темой. В городе были запрещено строительство кирпичных зданий, новые городские постройки возводились из дерева на высоком кирпичном или каменном фундаменте. И тогда-то город и стал приобретать тот вид, который мы сейчас знаем по старым фото и редким дошедшим до нас домам верненского периода.
С 1900-го года он исполнял обязанности областного инженера и начальника строительного отделения города Верного. При участии Андрея Зенкова были построены многие здания в городе. И самая главная его стройка – Вознесенский собор, где Андрей Зенков проявил себя как талантливый инженер, применивший при возведении храма методы антисейсмического строительства. Благодаря этим приемам храм и выстоял в сильном землетрясении 1911-го года.
В 1914-м году началась Первая мировая война, и Андрея Зенкова мобилизовали в армию. В родной город, который уже успели переименовать к тому времени, он вернулся в 1921 году.
В советское время был начальником Управления строительного контроля при Совнаркоме Казахской АССР, участвовал в застройке административного центра Алма-Аты, строил Пишкек (сейчас Бишкек).
Важнейшими его стройками являются Верненская женская гимназия, Свято-Вознесенский кафедральный собор, Дом Военного собрания, Здание Совнаркома Киргизкой АССР (1927 г.), Хирургический корпус (Пишпек, 1927 г.), Центральный Исполнительный Комитет Киргизской АССР (1927 г.).
Умер Зенков в 1936 году. Его именем назвали улицу в центре города (бывшая Первогильдейская и бывшая Пролетарская).
Похоронен он был на Центральном кладбище. Это самое большое кладбище в Казахстане - его общая площадь почти 200 гектаров. По документам основано кладбище было в 1932 году. Но фактически в этом месте хоронили и до 1932-го года, даже я, без всяких специальных исследований и мониторинга, просто при прогулке увидела там несколько могилок более раннего времени захоронения.
Кстати, по архивным документам, в 1936 году территория кладбища, которую сейчас можно назвать исторической, уже была вся в могилах, мест для захоронений уже не было. Тот упорядоченный вид, который кладбище имело в первые годы, потом был утрачен. Было много новых могил, которые "встраивали" между старыми, а потом даже дорожки были отданы под захоронения.
Результат – найти могилу в этой части кладбища, даже зная примерно место, очень сложно. А то и невозможно – я же не нашла.
Пришлось обращаться за помощью к некрополисту Георгию Алексеевичу АФОНИНУ, алматинскому краеведу, объектами краеведческих исследований которого являются городские кладбища. Талантливый врач-онколог, он уже более 10 лет в свободное время, конечно, занимается изучением исторических некрополей города Верного и Алма-Аты. Это очень кропотливая и сложная работа - выявлять и описывать наиболее выдающиеся надгробия, собирать биографические и исторические данные о погребённых, встречаться с родственниками, со старожилами города, скульпторами, работниками музеев и чиновниками. И вот с неспокойными алматинцами, вроде меня.
Надо отметить, что Георгий Алексеевич тоже не сразу нашел могилу Андрея Зенкова. Мы пару раз свернули не на те тропиночки… И я уже даже почти смирилась с тем, что не увидеть мне могилы известного архитектора, как вдруг некрополист сказал: "Вот она".
Конечно, я понимала, что могила скромная – огромный памятник я бы точно нашла бы сама. Но такой вопиющей скромности я не ожидала. Стиснутая оградками соседних могилок, она совершенно неприметна и теряется среди других могил. Одна отличительная особенность – два надгробия.
Один памятник: мраморная плита, вертикально установленная на плоский постамент, скошена в верхней части. На могильном камне поставлены римскими цифрами даты жизни. В нижней части памятника выбиты две гвоздики.
Могильный холм покрыт мраморной плитой.
На второй плите внутри ограды надпись: "Инженер Зенков Андрей Павлович. Родился 19/II 1863 г. Умер 1/ VIII 1936 г.". Опечатка? Ошибка? Или это цифра 11? Ведь точная дата рождения Андрея Зенкова – 19 ноября...
Надгробное сооружение и ограда деформированы, требуют реставрации, а точнее – полной замены. Мы с Георгием, как не пытались, так и не смогли открыть калиточку – ее переклинило… Порадовали только цветы на могиле, пусть засохшие, значит – кто-то сюда приходит всё-таки.
Георгий Алексеевич обратил мое внимание на то, что памятник на могиле, тот, что со звездой, уникален сам по себе. Он выполнен из песчаника в редкой технике – посмотрите, буквы и цифры не выбиты в камне, а, наоборот, как бы возвышаются над фоном. Это очень трудоемкая техника, потому в ней мало кто работает. То, что этот памятник сохранился до сегодняшних дней, настоящее чудо. Ведь песчаник – очень хрупкий камень. Мороз, ветер, жара, дождь, пыль и полное отсутствие ухода за плитой ежедневно убивает эту ценную вещь. Георгий Алексеевич говорит, что сохранить плиту можно только одним способом – убрать ее в помещение.
Но в какое? В Музей города? Не уверена, что музею эта идея понравится.
Отношение к мемориальным скульптурам в нашем обществе не очень трепетное почему-то, менее щепетильное, нежели чем к статуям. А ведь многие из могильных надгробий и памятников являются настоящими произведениями искусства. И в других странах на кладбище ходят не только чтобы вспомнить ушедших предков, но и полюбоваться работой скульпторов, которые создают уникальные надгробные изваяния. Но не у нас. Наши кладбища менее всего, увы, напоминают музей. Даже старое Центральное, хотя оно уже должно давно должно стать музеем по умолчанию.
Но я сейчас не об этом.
Я о забытой нами всеми могиле нашего известного земляка.
Давайте уже что-нибудь сделаем доброе и полезное.
Хотя бы табличку-указатель поставим к его могиле. И путь туда расчистим. И саму могилку приведем в порядок.
А потом и за другие могилы известных наших горожан возьмемся. Ведь, увы, не один Зенков заброшенный и забытый тут лежит.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Евгения Морозова.