Они нужны, но для их доступности мало, что делается
В своем Послании народу Казахстана президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил: "Длительный нефтяной суперцикл, похоже, завершился. Следует быть готовым к совершенно новой конъюнктуре мирового рынка. Создание по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики (подчеркнуто мной – Ж.А.) для нас не просто необходимость, этот путь уже безальтернативен".
Об инновационной экономике у нас говорят давно. Нельзя сказать, что никаких успехов на этой ниве в стране не добились. Но и говорить о каких-то больших успехах тоже не приходится.
На рисунке 1 отображена доля инновационной продукции к ВВП.
Рисунок 1.
Мы видим довольно высокую волатильность и отсутствие устойчивого положительного тренда. Но, с другой стороны, количество предприятий, имеющих инновации, стабильно растет, в чем можно убедиться, посмотрев на рисунок 2. Данные приводятся с 2013 г., потому что с того года применяется новая методика определения инновационного предприятия.
Но, с другой стороны, нельзя назвать этот рост впечатляющим. Да и непонятно, насколько строги критерии отнесения к числу предприятий, имеющих инновации.
Рисунок 2.
Возникает вопрос: насколько доступны казахстанскому бизнесу современные технологии?
Как читателю может быть известно, в июле в Казахстане был запущен проект регулярной оценки состояния экономики Казахстана под названием "Бежевая книга Казахстана". Ratel.kz размещал у себя материалы об этом проекте.
Проект реализуется на основе опросов предпринимателей страны. В первом опросе приняло участие не так уж много представителей отечественного бизнеса, но некоторые выводы уже можно сделать, в том числе по необходимости современных технологий.
Важная оговорка: речь идет о предварительных результатах. Они могут поменяться с ростом числа респондентов и со временем. С другой стороны, они опираются на статистически значимые модели.
Если говорить о доступности технологий, то она зависит от финансового состояния фирмы. Это подтверждается и моделями логистической регрессии, и графиком на рисунке 3. Мы видим, чем выше значение индекса финансового состояния, тем доступнее технологии. Некоторое снижение значения индекса для фирм, не имеющих проблем с доступом к технологиям, объясняется относительно малой выборкой.
Индекс меняется от 0 до 1, где 0 – финансовое состояние фирмы катастрофическое, а 1 – финансовое состояние фирмы прекрасное.
Рисунок 3.
Интересно будет посмотреть, как распределяется государственная поддержка, в зависимости от доступности технологий (смотрите рисунок 4).
Рисунок 4.
В продемонстрированных распределениях нет ничего необычного. Можно сказать, что это тривиальные результаты. Чем лучше у фирмы финансовое состояние, тем больше у нее возможностей изыскать средств для приобретения и внедрения новых технологий. С другой стороны, чем лучше дела с доступом к технологиям, тем проще получить государственную поддержку.
Но финансовое состояние наших фирм не очень хорошее: у 42% - плохое, 44% - терпимое и только у 14% - хорошее.
При этом, на государственную поддержку могут рассчитывать в основном те, у кого с финансами и так все хорошо (смотрите рисунок 5).
Рисунок 5.
Чтобы замкнуть круг, посмотрим, как зависит способность улучшить свое финансовое состояние от доступности к современным технологиям (рисунок 6).
Конечно, можно сказать: Капитан очевидность, это и так понятно, без всяких графиков, что чем хуже дела с доступом к технологиям, тем меньше шансов улучшить свое финансовое состояние.
Это будет справедливый упрек. Но все эти очевидные и тривиальные зависимости необходимы для того, чтобы проиллюстрировать сложившийся в стране замкнутый порочный круг: плохо с финансами – плохо с доступом к технологиям, но, чтобы улучшить положение дел с финансами, необходим доступ к технологиям. Разорвать этот порочный круг могла бы государственная поддержка, но она, в большей степени, ориентирована на тех, у кого и так с финансами неплохо.
Рисунок 6.
Глава государства абсолютно прав, когда говорит, что нет альтернативы построению диверсифицированной и технологичной экономике, потому что, в противном случае, нас ждет постепенное, но нарастающее отставание от передового мира, и ухудшение, относительное и абсолютное, уровня жизни.
Описанный выше порочный круг оставляет нам мало возможностей, чтобы пойти потому пути, о котором говорит президент страны.
Этот порочный круг очевиден, но раз мало, что делается, чтобы его разорвать - очевиден не всем.
И надо сказать, что простых рецептов нет. Нужна сложная и комплексная работа, начиная с реформирования местного самоуправления и заканчивая развитием рискового финансирования. К слову, про реформы местного самоуправления в Послании есть.
Читатель! В заметке использовались данные первого опроса в рамках проекта "Бежевая книга Казахстана". Прими участие в опросе – оценки каждого важны для получения объективной и независимой оценки того, что происходит в экономике нашей страны. Переходи по ссылке и прими участие в опросе.
Иллюстративное фото из открытых источников.