Наша «Евразия»

5507 просмотров
0
Асия БАЙГОЖИНА
Среда, 24 Сен 2014, 07:35

Депардье как отказник от своей родины, прямо скажем, не внушает доверия.

Десятый юбилейный МКФ «Евразия» обрадовал уже тем, что состоялся. Каждый год это как гадание на ромашке: будет - не будет. Случился – уже праздник! Сейчас никого, кроме редких иностранцев, не удивляет, что проводит его исключительно «Казахфильм». Баталии о том, что должна быть отдельная, автономная дирекция фестиваля, канули в Лету. Союз кинематографистов в состоянии раздрая и скорее мертв, чем жив. Остальные продюсерские центры и студии в ожидании госдотаций - опять же только через «Казахфильм» - предпочитают не ввязываться: себе дороже и боком выйдет. Потому «Казахфильм» сегодня наше всё, да и тот выставлен на торги. И хотя аким города на открытии «Евразии» сорвал аплодисменты сообщением, что «Казахфильм» был и будет всегда, похоже, что будет он чем угодно, только не киностудией. На этом фоне вроде неловко критиковать «Евразию»: провели же, в конце концов! Но праздник вопреки ожиданиям (как-никак – юбилей!) был скучным и унылым – словно затевали его ради «галочки» в отчете. И дело тут не только в урезанном бюджете фестиваля.

«Евразия» - державный фестиваль, все, что здесь демонстрируется (во всяком случае местного производства), видимо, должно быть сугубо пафосным и глянцевым. На худой конец - веселым.

Последние три года, несмотря на перманентно авральную подготовку, программа «Евразии» становилась все более насыщенной и демонстрировала приличный уровень настоящего фестиваля: помимо основного конкурса, шли питчинги проектов, круглые столы, мастер-классы знаменитостей. А главная гордость: зарубежные критики приезжали специально, чтобы посмотреть наше новое казахское кино. А заодно и фильмы Центральной Азии. К юбилею вдруг все это «сдулось» и приняло какие-то скукоженные формы. Программы есть, но составляли их по принципу ретро и «приятности во всех отношениях».

«Евразия» - державный фестиваль, все, что здесь демонстрируется (во всяком случае местного производства), видимо, должно быть сугубо пафосным и глянцевым. На худой конец - веселым. Вот программа «Динамичное казахское кино». Резонно было включить в нее нашумевшие свежие фильмы Жанны Исабаевой и Адильхана Ержанова? Вполне. Тем более, местный зритель их еще не видел. А и не надо ему! Какая еще живая жизнь и высокое искусство? Зачем грузить людей проблемами? Это – негатив. А фестиваль - праздник. Надо смотреть и радоваться!

Фильмов соседей - узбеков, кыргызов, таджиков, туркмен - не было вовсе. Дискуссий – тем более. Хотя 30-летие новой казахской «волны» - повод к размышлениям о современном кинопроцессе в стране. Кстати, режиссеры легендарной «волны» во главе со своим мастером Сергеем Соловьевым почти все наличествовали, наверняка каждому из них было чем поделиться с критиками и киноведами. И Мурат Ауэзов, отец этой «волны», мог, наверное, прийти на такую встречу. А зачем? Фильмы показали, почет оказали - что еще надо? Зачем заморачиваться? Единственный, чей 100-летний юбилей действительно отмечали в рамках «Евразии», - Шакен Айманов. Но тоже без драйва, все по протоколу. Планка ожиданий у нас явно завышена. Фестиваль -2014 был весь - как отчетное чиновничье мероприятие: показали-провели-отметили – свободны!

Просто слезы умиления наворачиваются от мудрости каждого нашего местного персонажа, включая животных.

В конкурс от Казахстана предсказуемо включили «Голос степи» (производство Казахстан/ Франция, режиссеры Е. Шинарбаев и Ж.Депардье) - видовой музыкальный фильм. Насколько это хорошо по видам природы, настолько невнятно по режиссуре. Да и сюжет тот еще. Не удержусь, расскажу подробнее. Французская пара - археологи - участвуют здесь в раскопках. Два их малолетних сына катаются по степи на велосипедах. Габриель срывается с холма и погибает на глазах у брата. Тот теряет дар речи. В буквальном смысле. Хозяин дома, где остановились французы, учит мальчика Антонеля слушать и слышать голоса природы. Через много лет внук хозяина дома едет в Париж, чтобы пригласить Депардье - да, он тот самый мальчик из наших степей! - консультантом по акустике строящегося здания «Астана-опера» в Астане. Само собой, гость изумленно-восхищенно таращится на грандиозные виды новой столицы, а наш театр и вовсе повергает его в культурный шок. Но внук Ералы наслышан еще и о том, что дар лекаря, которым обладал его дед, перешел вроде к этому французу и хочет, чтобы тот помог его семье: восемь лет как женат, а детей всё нет. Депардье понятия не имеет о таком своем даре. Сам не завел семьи и мечтает воссоединиться с погибшим Габриэлем. Под видом банальности все аборигены изрекают в фильме великие фразы. (Кстати, фильм на казахском языке!) Ералы велит мальчику слушать, прежде всего, свое сердце. И слышать биенье чужого. Наша старуха у костра говорит ему сурово: ищешь смерти? Пока не придет твой смертный час - не умрешь! В степи под раскаты грома француз ищет дом своего детства, усвоив уроки степи, просто шепчет верблюдице: приведи меня к брату! И она – умница такая и вся нарядная притом – не оплевала его презрительно, поняла, посадила меж двух горбов и привела в грозу к заброшенному домику Ералы. Просто слезы умиления наворачиваются от мудрости каждого нашего местного персонажа, включая животных. Супружеская пара под те же раскаты грома занимается любовью и, значит, ребенку – быть!

Я, правда, ждала, что навстречу Депардье в Астане выйдет сам наш Президент, но Шинарбаев тонкий художник, не допустил рояля в кустах и закономерно получил специальный приз жюри.

Вы скажете: «мыло» - и будете правы. Но выдают его за высокохудожественное полотно! Шинарбаев режиссер большого стиля, но соорудил чудовищную вампуку. Сценарист, как ни странно, француз. Я- то думала по привычке: члены нашего правительства, сенатор или депутат какой. И уж, конечно, была уверена, что фильм получит приз. Так оно и вышло! Продюсер фильма Гульнара Сарсенова благодарила жюри, Аманшаева как главу киностудии и «Евразии» одновременно, а публике еще сообщила: «Наш фильм «Голос степи» о том, как и почему надо любить родину». Помилуйте! Я-то думала, Родину любят просто так. Беспричинно. Теперь теряюсь в догадках, КАК все-таки надо нам любить родину: иностранцев призывать или без них можно ездить по прекрасной нашей земле и прислушиваться к ее голосам (последнее как-то даже выглядит фрондой! А вдруг не то услышим?..) И каюсь, никому не смогла поверить в этом кино. Депардье как отказник от своей родины (имидж, навязанный масс-медиа!), прямо скажем, не внушает доверия. Шел-шел по степи. Вышел в следующем кадре из-за куста и сосед мой в зале ахнул: уже побрился! Как успел за три секунды! Любимые мною Ерик Жолжаксынов и Берик Айтжанов решительно не знают, что делать им в кадре (бедные, им же велено играть любовь к родине), да и все остальные актеры здесь, что называется, хлопочут лицом. Панорамы гор и степей, повторюсь, замечательные. И звуковая партитура порой чарующая. Я, правда, ждала, что навстречу Депардье в Астане выйдет сам наш Президент, но Шинарбаев тонкий художник, не допустил рояля в кустах и закономерно получил специальный приз жюри. Надо полагать - За Любовь к Родине. Да, всё с большой буквы! Так величественнее.

Одна замечательная новая картина на «Евразии» все же была - «Приключение» Наримана Туребаева. В конкурс ее не включили, но члены жюри кинокритиков ФИПРЕССИ и жюри азиатского кино НЕТПАК, приунывшие оттого, что центрально-азиатских фильмов нет вообще, а местный набор их удручал (даже ко мне, просто зрителю, обращали укор: как вы могли составить такую программу, это же не фестивальное вообще кино, а я в ответ лишь пожимала плечами) – так вот, они, увидев, наконец, это самое «Приключение», просветлели лицами, и оба своих приза отдали Туребаеву.

Один из иностранцев, испуганно-восторженно разглядывая тяжелую статуэтку, вопрошал: Is this a tigger?! Ему с соседних рядов втолковывали: да не тигр это, барс, снежный барс. Никто не знал, как это переводится на английский. - Казак леопард! - сообщил ему сосед. - Казак леопард?! – округлил тот глаза.

Я долго тщилась понять логику показов нынешнего МКФ. Ее попросту не было. Программа сверстана методом случайности. Раньше логика была. Потому что арт-директором фестиваля являлась Гульнара Абикеева, пожалуй, самый титулованный и компетентный киновед в пост-советской Азии. Современный кинопроцесс в регионе и мире лучше всех в стране знает именно она. Юбилейный фестиваль обошелся без Абикеевой в качестве арт-директора. Без объявления и объяснения причин этого шага как Абикеевой, так и кинопублике. Программным директором назначили переводчицу Диану Ашимову. Диана молода, обаятельна, любит кино и мне глубоко симпатична, но надо признать - не обладает знаниями и авторитетом Абикеевой. Страна у нас маленькая, люди (тем более специалисты высокого класса) - штучные и то, что так происходит – грустно. Чиновники у нас давно исповедуют правило: незаменимых у нас нет. Это правило непременно сказывается на качестве дела. Впрочем, если всё делать для проформы, ради той самой «галочки» в отчете, то, конечно, ничего страшного... Какой-то у нас во всем пошел ухудшающий отбор... О вкусах не спорят, но такие вещи, как кино и фестивали, эстетический вкус вырабатывают и воспитывают, и поручать это все-таки лучше профессионалам…

Кстати о вкусах. На прошлой, кажется, «Евразии» поменяли эмблему феста. Привычного и полюбившегося всем всадника на коне заменили нелепым и устрашающим изображением барса. Мотивировали тем, что барс является символом южной столицы. И призы стали такие же. Один из иностранцев, испуганно-восторженно разглядывая тяжелую статуэтку, вопрошал: Is this a tigger?! Ему с соседних рядов втолковывали: да не тигр это, барс, снежный барс. Никто не знал, как это переводится на английский. Потом кто-то вспомнил: леопард! Иностранец недоверчиво оглядел приз, помотал головой. - Казак леопард! - сообщил ему сосед. - Казак леопард?! – округлил тот глаза. - О-О! Закивал и задумчиво оглядел всех нас. Барс как исчезающий вид внесен в Красную книгу и есть какой-то глубокий провиденциальный смысл в том, что именно изображение практически несуществующего зверя, почти миража, фантома, симулякра стало новым символом фестиваля «Евразия».

Несмотря ни на что, глава оргкомитета Ермек Аманшаев на закрытии оптимистично обещал: до встречи на 11-м фестивале «Евразия». Видимо, голос ему был…

журналист
Жаңа адамдардың қандай өзгешелігі бар? Марстан келген бе? Әлде өзіміз сияқты ма?
Токаев будит гражданское общество налоговой дубиной
Новый Казахстан подкрался откуда не ждали и укусил Старый Казахстан за самое больное место
Где Лаврентьева встретила директора карагандинского филиала финансовой пирамиды Life is Good Тимура Кобелева
И как рассказала следствию про набитые долларами и евро сумки, которые тот отправлял в Санкт-Петербург
Странные игры казахстанских авиационных властей вокруг авиакатастрофы в Актау
Почему в предварительный отчёт не вошла расшифровка переговоров пилотов в кабине самолета?
На Карачаганаке недосчитались имущества на полмиллиарда тенге
Добровольно возместить эту сумму КПО отказался
Можно ли победить бюрократию
Дональду Трампу, если он хочет ослабить бюрократический аппарат, следовало бы заняться восстановлением уровня демократии в стране и общественной консолидацией
Две истории про Америку
Прежде чем реализовывать те или иные экономические или налоговые реформы, можно или даже нужно посмотреть на опыт США
Первое литературное произведение о казахах: имя автора удивит многих
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ломать – не строить. Или строить – не ломать?
Этот вопрос всегда стоит перед теми, кто имеет дело со старым, но уже ветхим зданием
Карагандинская область 60 лет не отдаёт Павлодарской захваченные земли
Верховный суд вынес сенсационное постановление о возвращении 469 га земли из Карагандинской области в Павлодарскую, осталось еще 16,5 тыс. га
Душанбе-1990 - как начинаются большие войны
35 лет назад, в феврале 1990 года, в столице Таджикистана произошли массовые беспорядки, имевшие, в значительной мере, хотя не исключительно, межэтнический характер
"Самая красивая мошенница Актобе" снова попала в передрягу
Её обвиняют в том, что она обещала своей компаньонке тендер на пошив формы для казахстанских тюремщиков, а деньги на откаты присвоила себе
В Восточном Казахстане продолжаются качели со временем
Пока одни граждане ведут борьбу за возвращение старого часового пояса, другие стали приходить на работу на час раньше
В Шетском районе режим ЧС: жители остались без электричества
На месте работают полиция, прокуратура и акимат
В СКО в пожаре погибли пять человек
По данным ДЧС, в числе жертв – трое детей
В Талдыкоргане осуждена тренер по госзакупкам, обещавшая курсантам зарплаты до миллиона тенге
Жертвами горе-специалиста стали граждане со всего Казахстана
Чиновники покатают блогеров на "мерсах" и от души “погуляют” их по Алматы, потратив на это 50 млн бюджетных тенге
Размещаться лидеры общественного мнения будут в гостиницах 4 и 5 звёзд
Иностранец обещал молодым девушкам жениться на них, если они станут шахидками
“Невесты” заявили на него в компетентные органы
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.