Нефтедобывающим странам придется считаться с новой реальностью
Страны, входящие в Организацию стран-экспортеров нефти (OPEC), на заседании мониторингового комитета, прошедшего в онлайн-режиме 15 июля, пришли к мнению, что пик падения глобального спроса на нефть – в прошлом. Мировая экономика начинает восстанавливаться, и ей потребуется больше энергоресурсов. Участники соглашения по ограничению добычи приняли решение с 1 августа увеличить нефтедобычу суммарно на 2 млн баррелей в сутки.
В то время как OPEC, воздействуя, где кнутом, а где пряником на участников соглашения, подтолкнула-таки мировые котировки вверх, страны-потребители успели вкусить всю сладость низких цен на нефть. И теперь всерьез задумываются о согласованной закупочной политике, как минимум, пока только в рамках отдельных государств. А там глядишь, в воздухе начнет витать идея создания Организации стран-импортеров нефти (OPIC)?
В мае, когда некоторые страны-участницы OPEC еще игнорировали обязательства по сокращению добычи, в связи с чем цены находились на достаточно невысоком уровне, Китай увеличил импорт сырой нефти на 19%, достигнув исторического рекорда в 11,3 млн баррелей в сутки. К июлю емкости нефтехранилищ в материковой части страны были заполнены уже на 69%. Как отмечают эксперты, это лишь на 1% меньше технологического предела, то есть можно, сказать, под завязку.
Одновременно, по сообщению Bloomberg, китайские государственные нефтяные компании начали работу по созданию единого импортера нефти. Он будет закупать сырье для переработки на заводах компаний Sinopec, PetroChina, China National Offshore Oil Corporation и Sinochem. Сейчас суммарно они импортируют более 5 млн баррелей нефти в сутки, так что единый покупатель, если он будет создан, может стать крупнейшим импортером в мире. Это позволит китайским компаниям диктовать свои условия продавцам.
Подобные новости приходят и с другой части света. Европейская комиссия 14 июля дала согласие на слияние двух польских топливных концернов: Orlen и Lotos. Первый из них владеет 6 НПЗ в Польше, Чехии и Литве. Второй имеет нефтеперерабатывающий завод в Гданьске. Как говорится в официальном заявлении Orlen, слияние "значительно укрепит позиции концерна в переговорах по цене с контрагентами".
Кстати, в 2006 году делегация Orlen прилетала в Астану с пакетом предложений о сотрудничестве. Поляки готовы были инвестировать в нефтедобычу в Казахстане, чтобы иметь гарантированные объемы поставок на свои европейские заводы. Другой вариант предполагал совместное управление нефтеперерабатывающим заводом "Мажейкю нафта", который Orlen купил в Литве.
Тогда предложения Варшавы были отклонены чиновниками в Астане, а чуть позже "КазМунайГаз" самостоятельно купил заводы "Ромпетрол" в Румынии.
На сегодняшний день OPEC не имеет реальных рычагов воздействия на членов картеля. Исполнять или не исполнять принятые на себя обязательства по сокращению добычи – в принципе, зависит лишь от доброй воли участников. Так, в мае Ирак исполнил свои обязательства всего на 46%, Нигерия – на 57%, Ангола – на 71% и Конго – на 72%.
На стороне покупателя ситуация принципиально другая, для них вопрос цены на нефть – это вопрос экономического выживания. И даже если до создания глобального OPIC дело в обозримом будущем вряд ли дойдет, создание региональных картелей (например, китайского или европейского) вполне реально. И нефтедобывающим странам придется считаться с новой реальностью.
Фото: sharespro.ru.