Образ защитника национальных интересов опального и проворовавшегося политика рассыпается в прах перед интересами западных корпораций
Проживающий в Лондоне экс-премьер Казахстана Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН выдал новую порцию критики в адрес Акорды. Объектом критики стал законопроект о возврате незаконно выведенных из страны активов.
Насколько состоятельны аргументы, почему в их лексиконе табуирована тема приватизации в пользу западных компаний и почему нужно критически оценивать любые нарративы бежавших от уголовного наказания за коррупционные преступления казахстанских чиновников, рассказал экс-советник министра энергетики и ведущий авторской программы "Байдильдинов. Нефть" Олжас БАЙДИЛЬДИНОВ.
- Олжас, как вы оцениваете очередное интервью Акежана Кажегельдина по поводу законопроекта о возврате незаконно выведенных из страны активов?
– Я вынужден констатировать, что наши псевдооппозиционеры оперируют мифами, легендами и прямой ложью. То у нас Мухтар ДЖАКИШЕВ говорит о том, что, когда он три месяца был вице-министром энергетики, подал идею создания "КазМунайГаза", то он противостоял "Шеврону" и прочее. При этом особыми знаниями или пониманием ситуации эти люди не обладают, этого незаметно в их выступлениях.
Многие годы Мухтар АБЛЯЗОВ пересказывает свои мифы о нефтяной отрасли Казахстана, например о том, что наша страна добывает нефти больше, чем Дубай. К сожалению, эти мифы начинают укореняться в головах казахстанцев, что приводит к негативным последствиям для страны. В своих программах я уже не раз разоблачал подобные тезисы и легко могу доказать, что это откровенная ложь. В лучшем случае мы имеем дело с незнанием ситуации в нефтяной отрасли, в худшем – со старательным манипулированием цифрами и фактами, чтобы сыграть на настроениях казахстанцев.
Безусловно, Кажегельдин в этом плане более мягче в своей критике. Она, скажем так, очень расплывчата и аморфна. Кроме того, если брать его комментарии о ситуации в сфере энергетики или нефтянки, можно обнаружить, что они нисколько не изменились с тех пор, как он покинул страну - это многолетнее повторение одного и того же. Это заметно по лексикону, используемой в речи терминологии, и по актуальности фактов, приводимых в качестве аргументов. Кажегельдин уехал в конце девяностых прошлого века, если не ошибаюсь, его в 99-м объявили в международный розыск. Ровно на том уровне он и застрял.
- И все же, в обществе идет обсуждение этого законопроекта, аргументы того же Кажегельдина ложатся в копилку мнений. В чем, на ваш взгляд, суть его критики данного проекта?
– Кажегельдин утверждает, что новый законопроект о возврате незаконно выведенных активов не будет работать, поскольку написан в интересах олигополий. Но это совсем не так. Тем, кто находится в Казахстане, прекрасно видно серьезное движение со стороны команды президента по деолигархизации экономики. Этот тренд был четко сформулирован и власть последовательно в этом направлении продвигается.
Говорить о том, что данный закон мягкий и будет работать не так, как было заявлено президентом ТОКАЕВЫМ, не совсем правильно. Это все равно, что по рекламе автомобиля делать выводы о его технических характеристиках или уровне комфорта в салоне. Думаю, стоит приобрести этот автомобиль, прокатиться на нем и уже потом делать выводы. Ругать законопроект до того, как он прошел обсуждение и был принят, а главное даже не заработал, думаю не совсем корректно.
- Я бы добавил, что и критика весьма обтекаемая и деперсонифицированная. С вашей точки зрения, чье внимание старается привлечь Кажегельдин?
– Думаю,Кажегельдин шлет свои месседжи чиновникам из администрации президента. Возможно, даже самому президенту, пытаясь прорекламировать себя. Он пытается убедить лиц, принимающих решения, что комиссия не будет работать как надо, так как внутри администрации президента, якобы, борются два лагеря. Одни прогрессивно настроены, но их, по мнению Кажегельдина, слишком мало,либо они не занимают ключевые позиции. А основная часть администрации президента, по его словам, вроде противится этому. По этой причине он хочет предложить свои услуги.
- Каким образом?
- Слухи, что он будет оправдан и сможет вернуться в Казахстан ходят уже давно. Но здесь не это главное. Как вы подметили, он не называет имена людей, которых он считает прогрессивно настроенными. Тут можно предположить, что он либо оторван от казахстанских реалий, либо принять, что свои выводы он делает на основании неких инсайдов из столицы.
Если такие инсайды существуют, получается, что его используют в качестве сливного бачка для решения каких-то внутренних задач. Однако уровень его информированности не дает повода говорить о том, что он глубоко осведомлен о реальном положении дел. В принципе, в любой организации есть и те, кто настроен к изменениям положительно и те, кого устраивает текущий статус-кво. И поскольку он не называет конкретные имена, я думаю, что история о каком-то заговоре с целью профанации идеи возврата незаконно выведенных активов просто притянута за уши.
- Акежан Магжанович, выступая публично, как правило, не подвергает прямой критике президента, хотя и ругает его администрацию. Чего он добивается этим нехитрым приемом?
– Вероятно он хочет видеть себя в виде некого рупора, транслирующего определенные взгляды. Собственно, поэтому он и позиционирует себя как глава заграничного бюро казахстанской оппозиции, приватизировав этот статус. В свое время он проводил приватизацию госактивов и получал за это откаты и взятки, теперь хочет стать лидером оппозиции.
Прежде в этом качестве себя видел Аблязов. Какие между ними взаимоотношения я не знаю, но в среде оппозиционеров-беглецов заметно некое соревнование: кто из них самый главный. Комментируя работу госорганов по возврату активов под предлогом защиты национальный интересов, Кажегельдин пытается заработать имиджевые очки.
Чисто по-человечески его понять можно, он более 20 лет находится за рубежом. После январских событий, изменений, которые произошли в стране, у него возникла идея, что можно вернуться на родину. Но его бэкграунд, десятки миллионов долларов, полученных в виде откатов и взяток за приватизацию государственных активов, а также различные схемы по продаже оружия и вооружения - а это чувствительные преступления - не оставляют никаких шансов на возвращение в Казахстан.
Безусловно, на Западе казахстанских деятелей оппозиции периодически слушают и даже приглашают на встречи, но реальной поддержки эти персоны в нашей стране не имеют. Поэтому ему очень нужно заявить о себе, предлагая свои услуги Токаеву, казахстанцам, а история с возвратом активов – самая подходящая тема, хотя, повторюсь, что именно он создал все условия для выкачки денег из страны.
- Нам предстоят арбитражные разбирательства по двум крупным СРП-проектам. Как этот шаг президента повлияет на Казахстан? Не вызовет ли это новые информационные атаки на страну и ключевых игроков будущего процесса?
– Возможно, я был одним из первых, кто приветствовал иски правительства Казахстана к зарубежным консорциумам, ведущим крупные проекты в нефтегазовой сфере - Кашаган и Карачаганак. Общая сумма претензий - 21,5 млрд долларов, включая возмещение за ущерб, нанесенный природе.
У правительства и народа Казахстана есть вопросы по поводу расходов, которые были отнесены к затратной части, что существенно увеличило стоимость проектов. Естественно, что претензии на такую сумму не могут не повлиять на отношение иностранных компаний к Казахстану.
Лично у меня есть множество вопросов к Консорциуму, надеюсь, они найдут свое развитие в арбитражном разбирательстве. Например, "Международный центр развития нефтегазового машиностроения" (IMBC) и Фонд прямых инвестиций развития местного содержания должны были начать полномасштабную работу, но реальных результатов за 2-3 года по-прежнему нет. Иностранные консорциумы просто затягивают время.
Мы понимаем, что иностранные компании всегда пользуются поддержкой политического руководства своих стран. Во-вторых, поддержкой специальных служб, это ни для кого не секрет. Когда на кону такая куча денег – более 20 млрд, включаются мощные лоббистские механизмы, в том числе и увеличение финансирования со стороны западных структур на проекты, связанные с демократизацией, общественными протестами и т.д., активно критикующих казахстанские власти по любому поводу. Это мы видели в постсоветских странах.
Так что здесь может наблюдаться определенное усиление работы с этим зарубежным сегментом казахстанских псевдооппозиционеров, которые ранее работали на госслужбе, а когда им были предъявлены обвинения, и они сбежали, быстренько переобулись и стали демократами. Поэтому я оцениваю их больше как псевдооппозиционеров. Они это делают для защиты и получения иммунитета в странах пребывания. Кто-то может сказать, что это теория заговора, но если понимать механизмы международной политики, представляющие из себя непрерывную цепь компромиссов и торга, возможно, что именно за счет давления на Токаева изнутри, заинтересованные стороны будут добиваться ослабления позиций казахстанских переговорщиков на внешних площадках, в том же арбитраже, чтобы снизить размеры претензий или вообще их обнулить. То есть руками псевдооппозионеров, под демократическую риторику, лишить Казахстан права требовать справедливого возмещения за добычу нефти.
- Кажегельдин непосредственно руководил приватизацией крупнейших госактивов в должности премьера. На ваш взгляд, почему он не комментирует итоги той приватизации в пользу иностранцев?
– Да, это верное замечание. Все эти деятели в Казахстане, которые рассуждают годами об итогах приватизации, о том, что какие-то активы были получены в обмен на взятки и прочее, умудряются не касаться конкретных тем. Кажегельдин возглавлял правительство в 1994-1997 годах, а до этого работал вице-премьером.
В этот период были заключены контракты с тремя международными консорциумами. Это была эпоха большой приватизации. Мне бы действительно хотелось услышать от него, что в этой приватизации его не устраивало, чему он был свидетелем. Пусть хотя бы прокомментирует обвинения, выдвинутые в его адрес.
Примечательно, что этот пробел в речах никто из рядов псевдооппозиции не замечает. Может быть у них есть негласная договоренность, либо подписан какой-то пакт о ненападении. Они не критикуют друг друга, но заметно, как они старательно обходят невыгодные опасные для себя и друг друга темы.
Если вы говорите о незаконной приватизации того периода, то невозможно не говорить о том, что премьером в эти годы был Кажегельдин, который курировал эти вопросы как премьер-министр страны, но у них это замечательно выходит. Возможно, они договорились не касаться своего прошлого, потому что как в той известной фразе: главное в ходе следствия не выйти на самих себя. Потому что, если они начнут рассказывать эти реальные истории, станет понятно, что и те и другие на всем этом были завязаны, и как раз за это государство им и выдвинуло им уголовное обвинение, а суд вынес приговоры.
- В одном из интервью Мухтар Джакишев прямо заявил, что в 1995 году правительство требовало взятку в 40 млн долларов за управление КарМетом. Если верить его словам, то это камень в огород Акежана Магжановича, который и объясняет, почему политические беглецы десятки лет живут на Западе в комфортных условиях, имеют там счета и недвижимость и могут себе позволить содержание медийных ресурсов.
- Того же Аблязова, который постоянно призывает людей к митингам и радикальным формам протеста, в международных юрисдикциях защищала команда из более чем 30 юристов. Нужно понимать, что адвокаты на Западе довольно дорогостоящее удовольствие. Три десятка адвокатов годами представляют в судах его интересы, речь идет о миллионных затратах на их услуги. То есть он вывел какие-то активы из Казахстана и теперь их тратит на свою защиту как юридическую, так и политическую – через свои информационные каналы, при помощи которых годами пытается раскачать ситуацию в Казахстане. Когда он заработал эти деньги, были ли это мошеннические схемы БТА-банка или черные доходы от приватизации в тех отраслях, которые он курировал, будучи министром?
Те же вопросы и к Кажегельдину: откуда у него деньги, чтобы жить столько времени в хороших условиях на Западе? Ответа вы не услышите. Ведь в противном случае придется признавать, что выдвинутые обвинения не беспочвенны.
- СРП-контракты - это последствия той дикой приватизации, которая проводилась в спешке и без учета национальных интересов. Почему у зарубежных критиков Казахстана табу на тему захвата ценных предприятий западными корпорациями? Ведь тот же Кажегельдин мог бы поработать на интересы страны, так сказать…
– Да, нефтегазовые контракты были заключены на невыгодных условиях для Казахстана условиях, и наша страна имеет моральное право на пересмотр этих соглашений. Потому что инвесторы проектов Карачаганак и Тенгиз, насколько я знаю, давно отбили все свои вложения. Хотя Кашаган, понятно, отдельная история, поскольку месторождение новое и там еще предстоят вложения.
Но в любом случае, Казахстан должен требовать пересмотра этих контрактов, добиваться усиления роли Казахстана, роли "КазМунайГаза" в этих проектах. И очень удивительно и показательно то, что все эти западные беглецы никогда не говорят об этих контрактах.
Давайте продолжим работу по Тенгизу, контракт по которому действует до 2033 года. Насколько я знаю, американские компании хотят продления еще на 20 лет. Но я думаю, что контракт с "Тенгизшевройл" продлевать не нужно, и после 2033 года мы должны взять это месторождение в свое управление.
Основную прибыль от этих месторождений Казахстан должен начать получать уже сейчас. На текущий момент ситуация с их расходами, с экологическими нарушениями не очень прозрачна, поэтому РК обращается в арбитраж.
Это очень важные вопросы для Казахстана, и очень показательно, что все, кто бежал на Запад никогда не озвучивают самый главный тезис: давайте пересмотрим нефтегазовые контракты. Находясь там, на Западе, они бы могли обратиться к тем же нефтегазовым гигантам, в их штаб-квартиры и сказать им, что они неправильно действуют в отношении Казахстана, привлечь общественное мнение, рассказать, о том, как ведут себя в Казахстане публичные компании и требовать пересмотра контрактов. Но они этого сказать не могут, поскольку сами там сидят и зависят от политической конъюнктуры. Плюс их статус политических беженцев может быть быстро пересмотрен. Это все лежит на поверхности и не надо располагать какими-то особыми аналитическими способностями, чтобы сложить один плюс один.
Да, аргументируя свою критику в адрес Казахстана, наши беглецы сообщают о каких-то суммах и активах, сомнительных с их точки зрения схемах бизнеса. Понятно, что нужно разбираться по всем активам, но на фоне ситуации с распределением доходов в трех крупных нефтегазовых контрактах, это ничто, и уж точно не приоритетная задача для правительства. Давайте начнем с главного. Но они никогда не назовут ключевую для страны проблему. Это очень наглядно показывает их подходы и характеризует их позицию. Они озвучивают то, что выгодно им и не озвучивают то, что может быть опасно для них. И они не затрагивают нюансы той же приватизации и факты из своей биографии, особенно те, что касаются их работы в госорганах, поскольку эти факты могут скомпрометировать их или других псевдооппозиционеров.
Думаю, в условиях Нового Казахстана есть серьезное движение команды президента в отношении крупных нефтегазовых контрактов и это для страны является ключевой задачей.
А вот участие бывших приватизаторов в процессе возврата незаконно выведенных активов как раз и может стать профанацией самой идеи восстановления справедливости. Это все равно как пригласить карманника помочь вернуть им же украденный кошелек.
Фото: dw.com, Facebook.com/ Олжас Байдильдинов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!