В целом, миссия сотрудников МВФ дает высокую оценку мерам реагирования на пандемию в рамках государственной политики в Казахстане
Со 2 по 13 ноября группа сотрудников Международного Валютного Фонда (МВФ) провела традиционную миссию в Казахстане, которая в этот раз в связи с пандемией проходила виртуально. Как правило, результаты данной миссии, которая проходит одновременно и в других регионах мира, представляют из себя внешнюю оценку всей экономической политики страны, в данном случае Казахстана.
Далее рассмотрим, как оценивает МВФ положение дел в экономике нашей страны и какие рекомендации фонд представил нашим полисимейкерам.
1.Экономическое развитие и перспективы
- Миссия прогнозирует, что в 2020 г. экономическая активность в Казахстане сократится в целом на 2,7%, и в следующем году рост вернется к положительным значениям, хотя сохраняются значительные риски в отношении развития пандемии, нестабильности цен на нефть и торговой напряженности с участием основных торговых партнеров.
2. Денежно-кредитная и курсовая политика
- Национальный Банк Казахстана (НБК) снизил базовую ставку до 9% к лету, расширил существующие программы кредитования по льготным ставкам и запустил новую программу для малых и средних предприятий. Эти меры оказались успешными в поддержании кредитования частного сектора.
- Хотя реакция по линии денежно-кредитной и финансовой политики на кризис была решительной и своевременной, она еще больше усилила и без того значительную роль государства в финансировании экономики.
- Учитывая неопределенность в отношении возможной второй волны пандемии, антикризисные меры, возможно, потребуется расширить, но важно провести их постепенное сворачивание с целью сокращения государственного вмешательства и создания основ для восстановления экономики на основе рыночных механизмов.
- В более широком плане обсуждаемая в настоящее время среднесрочная денежно-кредитная стратегия НБК будет иметь ключевое значение для выявления и устранения препятствий на пути к эффективной реализации денежно-кредитной политики.
- Приверженность НБК политике инфляционного таргетирования заслуживает высокой оценки. Это включает поддержание гибкого обменного курса, служащего, как показали события весной текущего года, амортизатором, при одновременном продвижении политики, направленной на снижении долларизации и проведении реформ, нацеленных на постепенное снижение воздействия волатильности обменного курса на инфляцию.
- В этом отношении усиление доверия к государственной политике выиграет от укрепления независимости НБРК, установления надежных целевых показателей инфляции и укрепления механизмов передачи воздействия денежно-кредитной политики в целях более эффективного ограничения инфляционных ожиданий.
3. Политика в финансовом секторе
- Где это уместно, банки второго уровня должны разработать действенные среднесрочные планы по восстановлению своих резервов капитала и ликвидности и принять меры в отношении выявленных в рамках AQR потребностей в рекапитализации.
- Крайне важно продолжить реализацию стратегии по укреплению институционального потенциала и независимости Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.
4. Налогово-бюджетная политика
- Миссия поддерживает использование доступных бюджетных резервов (Нацфонда - ред.) в текущих обстоятельствах для защиты благосостояния населения.
- Восстановление бюджетных резервов является среднесрочной приоритетной задачей.
- Миссия сотрудников МВФ отмечает возможности для налоговых реформ для роста объемов ненефтяных поступлений и обеспечения справедливости, в том числе за счет повышения НДС и внедрения прогрессивного подоходного и имущественного налогообложения. Эти реформы должны быть хорошо подготовлены и сопровождаться мерами по сокращению неформальной экономики.
- Миссия сотрудников МВФ приветствует план уполномоченных органов по дальнейшему укреплению налогово-бюджетной системы и подходов к управлению бюджетными рисками. В настоящее время предпринимаются усилия по совершенствованию правил использования средств НФРК и внедрению контрциклического механизма для государственных расходов.
5. Структурные реформы
- Миссия поддерживает приоритетные области, определенные уполномоченными органами в новой стратегии развития, включая: повышение конкуренции, уменьшение участия государства в экономике, развитие недобывающих отраслей, повышение эффективности государственного управления, укрепление институтов управления и совершенствование систем здравоохранения и образования.
- Миссия поддерживает планы уполномоченных органов по внедрению новых цифровых технологий и решению экологических проблем, которые могут открыть новые возможности для будущего экономического роста и создания рабочих мест.
В целом, миссия сотрудников МВФ дает высокую оценку мерам реагирования на пандемию в рамках государственной политики в Казахстане со стороны уполномоченных органов и решительно поддерживает их приверженность более устойчивому и инклюзивному росту в посткризисный период. Также МВФ отмечает, что потребуются дальнейшие усилия для устранения основных структурных ограничений, сдерживающих появление процветающего частного сектора, экономический рост и создание рабочих мест.
Полная версия заключения миссии МВФ доступна по ссылке
Источник: Telegram-канал @tengenomika.
Фото: Ⓒ Максим Золотухин.