Памяти Чокана Валиханова
На снимке: могила Чокана Валиханова.
10 апреля 1865 года умер Чокан ВАЛИХАНОВ. Выдающаяся личность, чрезвычайно одаренная: ученый, путешественник, историк, географ, писатель, исследователь, разведчик. Мой герой. И не только мой, конечно же. Жизнь этого человека многих вдохновляла на путешествия, исследования, научную деятельность.
В Чокана Валиханова я влюбилась лет в 11. Самый возраст влюбляться. Особенно если герой ТАК хорош. Красив, умен, благороден, загадочен.
Началось все с памятника. Ну вы все его знаете: напротив Академии наук стоит восьмиметровый бронзовый красавец на постаменте из чёрного габбро. Я подошла посмотреть, кто же это. Увидела стройного человека с книгой в руке, такого задумчивого, интеллигентного.
Это сейчас я, взрослая и умная, понимаю, что не меня одну Чокан поражает, изумляет, ошеломляет, потрясает всей своей короткой и яркой жизнью. Да, огромное, большое интеллектуальное потрясение испытываешь от встреч с его книгами – удивляешься потоку его идей и знаний.
Наверное, скульптор НАУРЫЗБАЕВ все-таки гений (он тоже мой герой, кстати), ему удалось в камне передать особенный ум Чокана, его невероятную человеческую притягательность. Не зря этот памятник был отмечен Государственной премией. В 70-м премии так просто не раздавали…
Очень хорош портрет Чокана Валиханова кисти Абылхана КАСТЕЕВА. К образу знаменитого путешественника Кастеев обращался не раз. Но именно вот эта работа мне кажется особенно проникновенной и атмосферной.
Еще одного потрясающего Валиханова я увидела в фильме Мажита БЕГАЛИНА "Его время придет". Фильм снят в 1957 году. Немного наивный, по-советски правильный и очень красивый. Да-да, красивый! Удивительные поэтические пейзажи казахской степи, этнографическая и историческая достоверность в костюмах, интерьерах, мебели, речи. Фильм был, как бы сейчас сказали, совместного производства – над ним трудились Казахфильм и Ленфильм. А музыку к фильму создавал сам Евгений БРУСИЛОВСКИЙ.
Чокана сыграл в фильме Нурмухан ЖАНТУРИН. Авторы фильма ухитрились в две серии втиснуть самые главные этапы короткой, но очень насыщенной жизни ученого.
Но мне ближе другой образ Чокана, который создал Саги АШИМОВ в минисериале "Чокан Валиханов" (режиссеры – Асанали АШИМОВ и Гук Ин ЦОЙ).
Фильм снят в 1985 году к 150-летию путешественника. И тут Чокан очень, очень интеллигентен. Такой, как я его себе и представляю.
Есть еще документальный фильм о Чокане, упомянут он в российском сериале про Достоевского (там Чокана играет потрясающий красавец Саид ДАШУК-НИГМАТУЛИН), но я этот сериал не видела и ничего сказать о том, какой там Чокан – похожий или не очень, не могу.
Могу сказать вот что. Очень мало, до обидного, отражена жизнь Валиханова в нашем кино. Хотя, казалось бы, его биография – готовый сценарий для остросюжетного приключенческого кино.
Напомню для тех, кто забыл. Хотя не верю, что такие в Казахстане есть.
Родился в 1835 году, предположительно в ноябре, точная дата неизвестна. В 12 лет отец отпраивл его на учебу в Омск, в Сибирский кадетский корпус - он считался в то время лучшим учебным заведением в Сибири. В кадетском корпусе Чокан проявил себя как талантливый ученик, за какие-то пару лет он догнал и перегнал своих сверстников (которые учебу начали раньше его) по знаниям. Там сдружился с Григорием ПОТАНИНЫМ, будущим известным российским географом и этнографом.
В 1852 году Чокан написал свою первую научную работу - "Ханские ярлыки Тохтамыша". Уже тогда было ясно, что Чокан станет ученым.
В 1853 году Чокан в звании корнета поступил на службу адьютантом генерал-губернатора Степного края Густава Христиановича ГАСФОРТА. В Омске познакомился и сдружился с поэтом МАЙКОВЫМ, писателем ДОСТОЕВСКИМ, ученым ГУТКОВСКИМ.
Чокан изучал историю, этнографию, литературу и культуру народов Средней Азии, путешествовал по Центральному Казахстану, Жетысу, Тарбагатаю, собирал материалы и писал статьи по истории степного края, об обычаях и традициях казахов.
В 1856-57 годах Ч. Валиханов совершил научно-исследовательскую и этнографическую экспедицию к заилийским кыргызам и в аулы Старшего Жуза, в Кульджу, где познакомился с историей Джунгарии. В этих поездках он написал известные "Очерки Джунгарии", "Записки о киргизах", "О жанрах казахской народной поэзии", "Дневник поездки на Иссык-Куль", "Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды" и другие работы, которые стали основой принципиально нового взгляда на казахов, их культуру и литературу. Эти очерки и статьи были высоко оценены российским научным сообществом.
Записал он в этой поездке и некоторые главы кыргызского эпоса "Манас". И не просто записал, а перевел на русский язык, назвав "Манас" степной "Илиадой".
После этой экспедиции путешественник Петр Петрович СЕМЕНОВ-ТЯНЬ-ШАНЬСКИЙ рекомендовал Чокана Валиханова Российскому географическому обществу. В 1857 году молодой ученый стал действительным членом этого общества – таким образом научный мир Российской империи признал заслуги молодого ученого.
А годом позже Чокан совершил самое знаменитое и самое загадочное свое путешествие - в Кашгарию. Результаты его исследований этого края были во много раз значительнее, чем все то, что смогли сделать другие путешественники, побывавшие в Кашгарии до него.
Он привез из Кашгара огромное колчиство интересной статистической и исторической информации. Его статьи о поездке - "Очерки Джунгарии" и "Описание Кашгара или Алтышаар" - будут интересны и современному читателю. Мне во всяком случае, очень интересно их перечитывать: там много любопытной информации про быт и обычаи жителей Кашгарии, Алтышаара – так называли тогда Восточный Туркестан, "Шесть городов", европейской географической науке государство совсем неизвестное.
Вернулся он героем. Научный подвиг Валиханова приковал к себе внимание ученого мира - труды Валиханова печатались не только в России, но и в Лондоне, и в Берлине. В 1860 году в Санкт-Петербурге Чокана Валиханова награждают орденом и повышают в воинском звании. В Санкт-Петербурге у него даже состоялась встреча с царем. И царь отметил заслуги Чокана перед отечеством.
К сожалению, в Санкт-Петербурге Чокан был лишь несколько месяцев, а вернулся в родные места. Он хотел оставить службу, и даже выдвинул свою кандидатуру на выборах в волостные.
Но местные власти подтасовали результаты выборов. Чокан, обиженный и возмущенный, уехал к своему родственнику султану Тезеку. И умер от внезапно обострившейся болезни - туберкулеза.
Похоронен в урочище Алтын Емель – есть могила и памятник на ней, с которым тоже связана интересная история.
Сначала на могиле возвели саманный мазар. Но в 1867 году почтить память своего друга приехал генерал-губернатор Туркестана Константин КАУФМАН. Он увидел скромный памятник, возмутился, что столько великому человеку поставили скромный мазар, и выделил деньги из казны на возведение мавзолея. Но деньги, как водится, разворовали. И на могиле Чокана вместо мавзолея возвели кирпичную часовню. Герасим КОЛПАКОВСКИЙ, губернатор Верного, узнав об этом, приказал выпорототь виновных. И опять выделили деньги. На могиле поставили мазар и установили мраморную плиту с молитвой из Корана и надписью: "Чокан, сын Чингиза, сына Валия, сына Аблая, знаменитого хана Средней Орды и потомка Чингисхана".
Сейчас эта плита выставлена в музее "Алтын-Эмель".
А на могиле Валиханова в 1989 году была поставлена копия.
Множество версий смерти Валиханова. Некоторые исследователи считают, что он не умер от туберкулеза, а был убит, отравлен. А другие считают, что в могиле похоронен не он. Да что делать блестящему офицеру, известному ученому в глухом ауле?..
Третьи вообще уверены, что он не мог умереть в таком молодом возрасте, что он умер не в Алтын- Емеле, а где-то в другом месте. Мол, смерть была инсценирована. А сам ученый отправился в секретную экспедицию и умер гораздо позже.
Лично мне хочется верить именно этой версии. Неправдоподобной. Но такой правильной, такой справедливой. Ну не должны герои умирать в тридцать лет тихой смертью вдали от друзей и близких.
Фотографии из интернета.