Меры по борьбе с ростом цен на продукты должны быть представлены к следующему заседанию правительства
* Спекулянтам - бой
* Сам себе продавец
* Торговля без прибыли: пчёлы против мёда
* Новая монополия
На снимке: министр национальной экономики Куандык Бишимбаев. Фото: kursiv.kz.
Из тех идей, что уже прозвучали от министерств, становится понятно, что ставка будет сделана на излюбленный способ – усиление роли государства.
Спекулянтам - бой
Предложенные властями меры резко контрастируют с ранее проводимой экономической политикой, фактически ее перечеркивая. Вспомним, до сей поры у нас были провозглашены приоритетами уменьшение государственного участия в рынке, всеобщая приватизация, отказ от регулирования цен (это случилось уже с хлебом и нефтепродуктами), расширение рыночной свободы предпринимателей. И никто этот курс вроде как не отменял. Экс-министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ объявил назревшим вопрос о дерегулировании цен на продукты питания. И никто это не оспорил.
А теперь вдруг происходит полная смена декораций. Министр национальной экономики Куандык БИШИМБАЕВ уже клеймит спекулянтов, предлагая блок мер, которые намного ближе к социализму, нежели к либерализму.
Во-первых, установить на всех торговых рынках рекомендуемые цены на социально значимые продовольственные товары.
Во-вторых, фиксировать торговые надбавки на уровне 20-25% в период острого спекулятивного роста цен.
В-третьих, законодательно отвести отечественным производителям на рынках 25-30% площади торговых мест.
Помимо этого, министр предложил продолжать открытие «социальных» магазинов и проведение сельскохозяйственных ярмарок.
А самое главное - оказать господдержку строительству крупных оптовых рынков возле городов, включая отвод земли, подведение инфраструктуры, инвестиционные преференции и льготное финансирование.
Сам себе продавец
Министерство сельского хозяйства пошло еще дальше и предлагает централизованную систему продвижения товара от производителя в розничную торговлю. Схема в том, что региональная СПК создает совместное предприятие с какой-то частной структурой и берет на себя всю цепочку – от закупа продукции у крестьян до ее переработки, доставки и розничной реализации.
Осталось только кому-нибудь выступить с идеей возврата в Уголовный кодекс статьи за спекуляцию (она же фарцовка).
Идеи, исходящие от госорганов, ставят общество и бизнес в тупик. Так что у нас происходит? Правительство Бакытжана САГИНТАЕВА уменьшает государственное участие в экономике или наращивает? Приватизирует госсектор или увеличивает? Не лезет в ценообразование или регулирует цены?
Впрочем, подобная правительственная чехарда со стратегическими установками - привычная реальность для отечественного бизнеса. И, возможно, большинству населения тоже до лампочки смена экономической идеологии – главное, чтобы рост цен всё же остановился. Но помогут ли этому выдвигаемые чиновниками меры?
Фактически предложения и Миннацэкономики, и Минсельхоза лежат в одной плоскости. Раз существующая торгово-закупочная система не обеспечивает стабильность цен, нужно создать ей альтернативу. Разумеется, под чутким руководством государства и с его непосредственным финансовым участием. Эта система не будет гнаться за прибылью и обеспечит более низкие цены. Вместо того чтобы бороться с жадными закупщиками, оптовиками, ритейлерами, проще создать других, которые будут вести «справедливую ценовую политику».
Торговля без прибыли: пчёлы против мёда
В теории выглядит это заманчиво и подкупает своей простотой и кажущейся эффективностью. Действительно – у фермера будут закупать товар по честной цене с минимальной надбавкой, потом сразу поставлять напрямую в магазин со столь же символической маржой. Как результат – низкие розничные цены, конкуренты в панике, они вынуждены тоже переписывать ценники.
Однако вся эта идиллия неизбежно столкнется с практическими трудностями. Потому что работать в альтернативной торговой системе будут реальные люди с реальными интересами. Созданию оптовых рынков поможет государство, но они будут контролироваться частными операторами. Закупочные компании будут с государственным участием, но преобладать в них будет частный капитал.
Аналогичная модель в Казахстане уже создана в финансовой сфере. После безуспешных попыток заставить банки удешевить кредит государство отказалось от этой затеи. Взамен оно создало альтернативную систему распределения кредитных ресурсов, чтобы финансировать промышленность, сельское хозяйство, строительство. Но сделало это окольным путем - не через формирование госбанков, а при помощи всё тех же частных субъектов. Оно дает деньги, которые идут через многоступенчатую систему посредников, включающую как госструктуры, так и коммерческие банки.
В итоге и проблема общей завышенной стоимости кредита в экономике не решена, и государственная система финансирования заточена не на получателей, а на ее операторов.
Стоит ли сомневаться, что в торговле будет также? Если идеи правительства реализуются, то в скором времени в этой сфере появится квазигосударственный канал товародвижения, который станет новой кормушкой, но на общую ситуацию с ценообразованием никак не повлияет.
Новая монополия
Самое примечательное, что альтернативная торговая система не является ответом на изначальную задачу - противостоять спекулятивному росту цен. Спекуляция на рынке продовольствия имеет древнейшую историю, ее описывал еще Аристотель. Она неизбежна - благодаря постоянным колебаниям предложения и спроса, в первую очередь, из-за большого влияния погодных условий. Например, когда ожидается неурожай какой-то культуры, трейдеры скупают ее, рассчитывая на повышение цен в будущем.
Поэтому спекулятивные операции в широком смысле слова являются неотъемлемой частью рынка, стабилизируя ценообразование.
На глобальном рынке спекуляции осуществляются через финансовые инструменты. Зерно, кофе, какао, сахар, являются таким же инструментом инвестиционного бизнеса, как нефть или металлы. И поэтому цены на них часто отрываются от реальной производственной ситуации, в результате возникают ценовые пузыри.
В Казахстане спекулятивные операции носят совсем иной формат. Финансовые инструменты у нас не используются, всё намного проще – попридержать продажи, создать запас товаров, договориться об искусственном дефиците. И решение этой проблемы лежит исключительно в сфере защиты конкуренции и антимонопольной деятельности. Той самой сферы, которая у нас всегда была хронически недоразвита. А сейчас вместо ее усиления предлагается создать новых торговых монополистов.