Люк. Но не Бессон

9899 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 14 Ноя 2021, 18:00

В мире люки уже давно не воспринимаются как скучный предмет с узкопрофессиональной функцией

Моя страсть к алматинским люкам, о которой я трубила и трублю везде-везде – в разговорах с друзьями, в соцсетях, в некоторых своих материалах и даже на специальной авторской "люковой" экскурсии по Алматы (да-да! Такое тоже есть, и на экскурсию приходят люди, я не одна хожу – значит, это интересно не только мне!), получила неожиданное, но очень приятное продолжение. Мне стали люки слать. Отовсюду. Из разных районов города, из разных регионов Казахстана, из разных стран. Не сами люки, конечно, а только их фотографии. Вот эти мне прислали знакомые по фейсбуку – один люк из немецкого Бад-Мускау, второй – из польского Сопота.

Вот этот люк с орнаментом – наш, городской. Загляденье, а не люк…

Такой может украсить любую коллекцию люков. Ведь люки относятся к тем удивительным видам коллекционирования, где предметов коллекционирования в их натуральном виде у коллекционера чаще всего нет. У меня точно люки дома по полочкам не разложены. Хотя, конечно, я очень мечтаю утащить некоторые недооцененные с моей точки зрения алматинские люки к себе домой. Но близкие не поймут. И потому пока ограничиваюсь только фотографиями.  

Хотя слово "ограничиваюсь" тут, конечно, не очень подходит. Ну какие могут быть сейчас ограничения – у всех есть телефоны, а телефонов есть камеры, все интересное сразу запечатлевается. Ну, а постоянные путешествия по разным городам и странам создают сумасшедшему коллекционеру идеальные возможности для увеличения коллекции. 

А люков под ногами много. Вот этот сфотографировала в Париже. Хотя, где он произведен и кто автор дизайна, неизвестно… Не все ж люки уникальны, многие – просто люки. Читала информацию про люки Парижа – там их согласно последней "переписи" около 200 тысяч. И это только канализационные и водопроводные. А в Москве – почти полмиллиона. То есть по люку на каждые 24 москвича примерно, если считать, что в Москве сейчас живет 11,98 миллиона человек. И по люку на каждые 11 парижан соответственно – население Парижа составляет 2,2 миллиона жителей. А вот сколько люков в Алматы – неизвестно. По крайней мере в открытых источниках я этой информации не нашла… 

Вот этот люк, который мне прислали из Гданьска, находится прямо на дороге. Он немолод, но в очень хорошем состоянии, что удивляет. Ведь под колесами автомобилей люки изнашиваются очень быстро, а вот у тех, кто пристроился подальше от дорог, есть шанс жить долго и счастливо, радуя своим преклонным возрастом любителей старины. Примерно пятая часть всех люков расположена на проезжей части городских дорог, остальные – во дворах и на тротуарах, то есть у нас под ногами. 

В Париже самый старый люк, который можно найти, датируется 1860 годом. И это вроде бы самый старый люк во всем мире. В Москве есть люки, которым 125-130 лет. А в Ереване я запросто встречала люки 1933, 1937, 1947 годов. Просто гуляла по улочкам и по своей привычке смотрела не только по сторонам, но и под ноги – и видела раритетные люки. А когда фотографировала - в момент рядом собиралась толпа любопытных. Коллекционеров люков там еще нет. Ну или так мало, что никто из местных их не видел. Зато около люка с надписью "Запорожье" познакомилась "залетным" коллекционером люков – путешественник из Архангельска тоже был поражен большим количеством старых люков на армянских дорогах. 
У нас люки появились в 30-х годах прошлого года, точнее – самый старый люк именно алматинского производства (а не "приезжий") – 1936 года с надписью "Алма-Ата".  Я знаю два таких люка. Пять – 1937 года. И восемь – 1940-41 годов. А дальше – больше. 
Читайте также
Люки разные нужны
Люк с розой ветров – наш, алматинский, нашла его в Аксае, но есть не только там. Красивый, да? А ведь это обычный люк водной канализации. Второй – тоже канализационный и тоже красивый, из Кутаиси. Ему лет пятьдесят, но дизайн крутой – люк будто выпуклый, вот такой оптический обман. В среднем люк весит 50 кг. Делают люки чаще всего из чугуна. И они круглые. "О, мистер очевидность!", - прокричите вы. И это так. Все знают, что люки круглые. Не все, конечно, есть и квадратные, и прямоугольные, и овальные. Их мало, но они есть даже у нас. Но круглых все-таки большинство. И не все знают, почему: круглый люк не провалится в шахту, он наиболее устойчив, у него нет острых углов, которые могут повредить колеса автомобиля. И еще один важный аргумент за круглые люки - производство круглой формы обходится на треть дешевле той же квадратной. И перемещать круглый люк легче – его можно перекатить. Но это для старого люка скорее минус, чем плюс. Укатывают их, что уже там…
Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Телефонные молнии нашего города

У меня есть специальные маршруты, по которым я хожу "с инспекцией" - проверяю, на месте ли мои любимые люки. Недавно не досчиталась одного из люков с "молниями": он был на перекрестке Макатаева и Жангильдина, а теперь нету… Не буду рассказывать, как я этот люк искала. Но нашла. Его уже решили "списать" как старый и ненужный. Просто так отдать мне его, конечно, никто не согласился. Но продать – согласились. И цену заломили, как за три новых. И я заплатила. А потом друг (такой же сумасшедший) этот люк забрал и неделю возил в своей машине, потому что домой ни его, ни меня никто б с люком не пустил, а люку нужно было надежное место. Где бы никто не сломал, не поменял, не выбросил. И где бы люк пользу приносил – закрывал собой шахту. Нашлось такое место недалеко от Казанского собора, что в Малой станице. Очень символично для меня, что старый ценный (в коллекционном смысле) люк нашел пристанище рядом с самым старым алматинским храмом…

У всех люков есть барельеф – выпуклый рисунок на верхней части крышки. И это не просто так – барельеф предотвращает заливание люка водой, что важно для проезжающих по нему автомобилей и проходящих по нему людей – они не скользят по мокрому металлу. Барельефы бывают разные, все зависит от фантазии производителей люков и креативности властей города. Вот этот люк с виноградом – из Еревана. А с геометрическим рисунком – наш. 

Чтобы люки были заметны, многие города красят свои "крышки" в желтый, красный или кислотно-зеленый цвета. Или художественно расписывают.

Читайте также
Нужны ли нам памятники прошлого

Вот этот я увидела в армянском Дилижане. Там не все люки покрашены в разные цвета, только этот – он неплотно установлен в колодец, и видимо яркий цвет люка – предупреждение: "Опасность! Danger! Не свались в колодец!"... У нас тоже есть "крашенные" люки.  К примеру, розовый – наш, но китайский. Не знаю, как сотрудники коммунальных служб догадываются, что там написано – здесь нет привычных литер К, ГК, В, ВК и прочих. Точнее, они там наверняка есть, но указаны иероглифами. Хм, и как догадаться, что за шахта под люком – телефонная, канализационная, пожарный гидрант или что-то еще? Возможно, сотрудники знают китайский. А скорей всего, покрасили этот люк как раз для того, чтобы хотя бы так промаркировать его. Сразу представляется диалог сантехников: 

- Эй, Вася, какой из этих китайских люков у нас канализационный? 
- Розовый!

Читайте также
Что делать с домом Баума

В некоторых городах России и Европы, там, где канализация появилась в 19 веке, когда транспорт был гужевой, сохранились люки-"менажницы". Так их назвали из-за формы крышки с характерными углублениями, этакая четырехсекционная выемка. Фото петербургской "менажницы" (справа) прислал мне архитектор Илья МАЛКОВ-ГЕРМАН. И он же пояснил, что эти полости были сделаны не для красоты, а для комфорта: в них вбивались деревянные бруски, которые зимой не скользили, а летом смягчали шум от лошадиных копыт. Кое-где на таких люках можно увидеть литеры "К" - "канализация" или даже "колодец". Или ГК - "городская канализация", но это уже более поздний вариант. В Европе эти люки не бывают полыми и сейчас, их так же "забивают" брусками, или асфальтом, или бетоном. А у нас обычно грязью. Сравните две "менажницы". Люк из Петербурга с деревяшкой внутри секции… Второе я сделала сама в Алматы – с литерой "ГК". Да-да, есть такая "менажница" и в нашем городе, две штуки. Как и откуда они к нам прибыли, история умалчивает. А где находятся, я знаю, но не скажу. "Наши" менажницы, скорей всего, послевоенные – литеры тут без точек. А к нам люк прибыл явно издалека, ибо у нас "свои" люки стали выпускать, повторюсь, только после 1936 года. 

Дизайн этот, кстати, немецкий, и это самый популярный дизайн люков начала 20-го века. 

Тот старый люк с молниями и преобразователем Белла, который приютил рядом с собой старый храм, в нашем городе не единственный. Таких люков в старой части Алматы сохранилось много, и это здорово. На нашей "люковой" экскурсии мы идем от одного люка с молниями к другому, отслеживая таким образом первые телефонные линии города. В основном они с маркировкой "НКС" на крышке – "Народный комиссариат связи" (подробнее про такие люки вот тут).  А вот этот люк из Тбилиси имеет маркировку НКПТ – народный комиссариат почт и телеграфов.  И люк с "НКПТ" однозначно более старый, чем "наш" - 17 января 1932 года Народный комиссариат почт и телеграфов СССР (НКПТ СССР) был переименован в Народный комиссариат связи СССР. 

Люки разные. Потому и придумали знаки, всем специалистам понятные: волны и турбины на водопроводных люках, "вафли" - городской канализации, телефонные - молнии или паутину. Есть уже и люки дизайнерские, и урбанисты в особо продвинутых городах верят, что в недалеком будущем и наши люки превратятся из серой безликой массы в заметный элемент городской инфраструктуры. Мы тоже не лыком шиты. Есть и у нас интересные дизайнерские экземпляры. Ну ладно, не дизайнерские. Но однозначно интересные и притягивающие взгляды.

Читайте также
Хроники Верного. "Секретные материалы" из старой папки

Но я, конечно, переживаю в первую очередь за "исторические" люки. Их могут заменить на новые, пусть красивые, но без истории, их могут выбросить, сдать в металлолом, переплавить. Для специалистов же главное, чтобы люк был целым, рабочим. Они не видят в нем другой ценности. А вот в мире вырабатывается здоровая тенденция: люки уже давно не воспринимаются как скучный предмет с узкопрофессиональной функцией. В Японии, Америке и Европе это настоящие арт-объекты, рядом с которыми фотографируются как с интересной достопримечательностью. А в итальянском городе Феррара канализационные люки и ливневые решетки – экспонаты музея, коллекция которого насчитывает более 130 крышек со всего света. Я там еще не была. Но буду. И про музей – отличная идея. Она у меня в голове уже давно вертится… 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Пора ставить точку в споре о тепловозе: министерство транспорта дало чёткий ответ на запрос Ratel.kz
Как прекратить манипуляцию информацией, не подставив председателя Верховного суда Мергалиева
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
Почему жители Петропавловска месяц не могут попасть к врачу в поликлинике
О причинах “болезней” медицины перед общественниками отчитался глава облздрава
Заподозренному в коррупции экс-акиму Багдату Карасаеву нашли-таки замену
Новым акимом Илийского района стал Каиржан Жаксымбетов
Казахстанка не может получить наследство отца и опасается, что проиграет очередной суд из-за “телефонного права”
Горсуд отказал ей в проведении экспертизы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.