В мире люки уже давно не воспринимаются как скучный предмет с узкопрофессиональной функцией
Вот этот люк с орнаментом – наш, городской. Загляденье, а не люк…
Такой может украсить любую коллекцию люков. Ведь люки относятся к тем удивительным видам коллекционирования, где предметов коллекционирования в их натуральном виде у коллекционера чаще всего нет. У меня точно люки дома по полочкам не разложены. Хотя, конечно, я очень мечтаю утащить некоторые недооцененные с моей точки зрения алматинские люки к себе домой. Но близкие не поймут. И потому пока ограничиваюсь только фотографиями.
Хотя слово "ограничиваюсь" тут, конечно, не очень подходит. Ну какие могут быть сейчас ограничения – у всех есть телефоны, а телефонов есть камеры, все интересное сразу запечатлевается. Ну, а постоянные путешествия по разным городам и странам создают сумасшедшему коллекционеру идеальные возможности для увеличения коллекции.
А люков под ногами много. Вот этот сфотографировала в Париже. Хотя, где он произведен и кто автор дизайна, неизвестно… Не все ж люки уникальны, многие – просто люки. Читала информацию про люки Парижа – там их согласно последней "переписи" около 200 тысяч. И это только канализационные и водопроводные. А в Москве – почти полмиллиона. То есть по люку на каждые 24 москвича примерно, если считать, что в Москве сейчас живет 11,98 миллиона человек. И по люку на каждые 11 парижан соответственно – население Парижа составляет 2,2 миллиона жителей. А вот сколько люков в Алматы – неизвестно. По крайней мере в открытых источниках я этой информации не нашла…
Вот этот люк, который мне прислали из Гданьска, находится прямо на дороге. Он немолод, но в очень хорошем состоянии, что удивляет. Ведь под колесами автомобилей люки изнашиваются очень быстро, а вот у тех, кто пристроился подальше от дорог, есть шанс жить долго и счастливо, радуя своим преклонным возрастом любителей старины. Примерно пятая часть всех люков расположена на проезжей части городских дорог, остальные – во дворах и на тротуарах, то есть у нас под ногами.
У меня есть специальные маршруты, по которым я хожу "с инспекцией" - проверяю, на месте ли мои любимые люки. Недавно не досчиталась одного из люков с "молниями": он был на перекрестке Макатаева и Жангильдина, а теперь нету… Не буду рассказывать, как я этот люк искала. Но нашла. Его уже решили "списать" как старый и ненужный. Просто так отдать мне его, конечно, никто не согласился. Но продать – согласились. И цену заломили, как за три новых. И я заплатила. А потом друг (такой же сумасшедший) этот люк забрал и неделю возил в своей машине, потому что домой ни его, ни меня никто б с люком не пустил, а люку нужно было надежное место. Где бы никто не сломал, не поменял, не выбросил. И где бы люк пользу приносил – закрывал собой шахту. Нашлось такое место недалеко от Казанского собора, что в Малой станице. Очень символично для меня, что старый ценный (в коллекционном смысле) люк нашел пристанище рядом с самым старым алматинским храмом…
У всех люков есть барельеф – выпуклый рисунок на верхней части крышки. И это не просто так – барельеф предотвращает заливание люка водой, что важно для проезжающих по нему автомобилей и проходящих по нему людей – они не скользят по мокрому металлу. Барельефы бывают разные, все зависит от фантазии производителей люков и креативности властей города. Вот этот люк с виноградом – из Еревана. А с геометрическим рисунком – наш.
Чтобы люки были заметны, многие города красят свои "крышки" в желтый, красный или кислотно-зеленый цвета. Или художественно расписывают.
Вот этот я увидела в армянском Дилижане. Там не все люки покрашены в разные цвета, только этот – он неплотно установлен в колодец, и видимо яркий цвет люка – предупреждение: "Опасность! Danger! Не свались в колодец!"... У нас тоже есть "крашенные" люки. К примеру, розовый – наш, но китайский. Не знаю, как сотрудники коммунальных служб догадываются, что там написано – здесь нет привычных литер К, ГК, В, ВК и прочих. Точнее, они там наверняка есть, но указаны иероглифами. Хм, и как догадаться, что за шахта под люком – телефонная, канализационная, пожарный гидрант или что-то еще? Возможно, сотрудники знают китайский. А скорей всего, покрасили этот люк как раз для того, чтобы хотя бы так промаркировать его. Сразу представляется диалог сантехников:
- Эй, Вася, какой из этих китайских люков у нас канализационный?
- Розовый!
В некоторых городах России и Европы, там, где канализация появилась в 19 веке, когда транспорт был гужевой, сохранились люки-"менажницы". Так их назвали из-за формы крышки с характерными углублениями, этакая четырехсекционная выемка. Фото петербургской "менажницы" (справа) прислал мне архитектор Илья МАЛКОВ-ГЕРМАН. И он же пояснил, что эти полости были сделаны не для красоты, а для комфорта: в них вбивались деревянные бруски, которые зимой не скользили, а летом смягчали шум от лошадиных копыт. Кое-где на таких люках можно увидеть литеры "К" - "канализация" или даже "колодец". Или ГК - "городская канализация", но это уже более поздний вариант. В Европе эти люки не бывают полыми и сейчас, их так же "забивают" брусками, или асфальтом, или бетоном. А у нас обычно грязью. Сравните две "менажницы". Люк из Петербурга с деревяшкой внутри секции… Второе я сделала сама в Алматы – с литерой "ГК". Да-да, есть такая "менажница" и в нашем городе, две штуки. Как и откуда они к нам прибыли, история умалчивает. А где находятся, я знаю, но не скажу. "Наши" менажницы, скорей всего, послевоенные – литеры тут без точек. А к нам люк прибыл явно издалека, ибо у нас "свои" люки стали выпускать, повторюсь, только после 1936 года.
Дизайн этот, кстати, немецкий, и это самый популярный дизайн люков начала 20-го века.
Тот старый люк с молниями и преобразователем Белла, который приютил рядом с собой старый храм, в нашем городе не единственный. Таких люков в старой части Алматы сохранилось много, и это здорово. На нашей "люковой" экскурсии мы идем от одного люка с молниями к другому, отслеживая таким образом первые телефонные линии города. В основном они с маркировкой "НКС" на крышке – "Народный комиссариат связи" (подробнее про такие люки вот тут). А вот этот люк из Тбилиси имеет маркировку НКПТ – народный комиссариат почт и телеграфов. И люк с "НКПТ" однозначно более старый, чем "наш" - 17 января 1932 года Народный комиссариат почт и телеграфов СССР (НКПТ СССР) был переименован в Народный комиссариат связи СССР.
Люки разные. Потому и придумали знаки, всем специалистам понятные: волны и турбины на водопроводных люках, "вафли" - городской канализации, телефонные - молнии или паутину. Есть уже и люки дизайнерские, и урбанисты в особо продвинутых городах верят, что в недалеком будущем и наши люки превратятся из серой безликой массы в заметный элемент городской инфраструктуры. Мы тоже не лыком шиты. Есть и у нас интересные дизайнерские экземпляры. Ну ладно, не дизайнерские. Но однозначно интересные и притягивающие взгляды.
Но я, конечно, переживаю в первую очередь за "исторические" люки. Их могут заменить на новые, пусть красивые, но без истории, их могут выбросить, сдать в металлолом, переплавить. Для специалистов же главное, чтобы люк был целым, рабочим. Они не видят в нем другой ценности. А вот в мире вырабатывается здоровая тенденция: люки уже давно не воспринимаются как скучный предмет с узкопрофессиональной функцией. В Японии, Америке и Европе это настоящие арт-объекты, рядом с которыми фотографируются как с интересной достопримечательностью. А в итальянском городе Феррара канализационные люки и ливневые решетки – экспонаты музея, коллекция которого насчитывает более 130 крышек со всего света. Я там еще не была. Но буду. И про музей – отличная идея. Она у меня в голове уже давно вертится…
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!