
Это не прогресс, а судилище толпы, неправосудная расправа времён суда Линча
Судя по всему, так называемая культура отмены (cancel culture, call-out culture) добралась-таки и до Казахстана. Вообще, давно обратил внимание, что многие американские тренды доходят до казахских палестин тогда, когда в самой Америке эти тренды в приличном обществе уже считаются моветоном.
Одно только это “отставание” делает злободневным вопрос: зачем вам это надо? Нет, серьёзно – это же как неуклюжее подражание чужой жизни или донашивание вышедших из моды шмоток с чужого плеча… Впрочем, личное дело каждого, конечно. Я, собственно, хотел сказать не об этом.
Дело ведь в том, что культура отмены – это не только позорная аномалия для цивилизованных людей, но и отчаянный сигнал деградации общества и государственных институтов, к формированию которых человечество шло веками.
Культура отмены – это подмена и, если хотите, отмена справедливого суда, где даже самый закоренелый преступник имеет право на защиту.
Cancel culture – это судилище толпы, неправосудная расправа времён суда Линча, свирепая диктатура хунвейбинов эпохи Культурной революции Мао; это, в своей извращённой квинтэссенции, кровавый террор большевизма по печально известной формуле: “Кто не с нами – тот против нас”.
Таким образом, для любого общества культура отмены – это не прогресс, а полноценный регресс, откат к практикам прошлого, когда доминирующая среди охлоса прихоть запрещает, подавляет, уничтожает любую альтернативу.
Поэтому, конечно, когда культуру отмены начинают поддерживать люди из сферы юриспруденции, да ещё и с адвокатской практикой – для которых, по идее, превыше всего должен быть только ЗАКОН, – то волосы встают дыбом. На мой взгляд, фаворитизм в отношении культуры отмены – это мгновенный маркер профнепригодности для человека из области права.
Либерализм вообще, и либеральная демократия в частности – за ширму которых, как правило, по-иезуитски прячется культура отмены, но за чьи истинные ценности лучшие представители рода человеческого столетиями проливали кровь и клали головы на плаху тоталитаризма – прежде всего подразумевают непоколебимость прав и свобод любого человека, верховенство закона в повседневной жизни, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу массовой информации, свободу собраний, свободу ассоциаций, свободу вероисповедания, свободу выбора, в конце концов.
Либеральная демократия немыслима без терпимости, мирного сосуществования и конкуренции самого широкого спектра взглядов. Однако это не вседозволенность – напротив, осознанное следование принципу Law and Order / “Закон и порядок”. И любой гражданин, не нарушающий закон и порядок, вправе жить, думать, говорить, верить, молиться так, как он считает нужным. И никто не смеет лишать такого гражданина работы, доходов, заслуг, общественного статуса – даже если он по тем или иным причинам перестал нравиться толпе активистов, не ходит единым строем и не стучит в “правильный” барабан.
Да, все мы, помимо ответственности перед законом, несём моральную и репутационную ответственность перед окружающими людьми. Но моральность каждого конкретного человека не является завершённой; о человеке не следует судить по отдельным поступкам – по крайней мере, судить окончательно: каждый потенциально не ограничен в движении к нравственному совершенству.
Жаль, что мы часто забываем, что было сказано для всех нас ещё в начале времён:
“Не судите – и не судимы будете.
Не осуждайте – и не осуждены будете.
Прощайте – и прощены будете”.
И продолжено было:
“Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?”
Так что перед тем, как кого-то “отменить”, нам всем не помешало бы посмотреть в зеркало.
Америка, кстати, так и сделала. И ужаснулась.
А оно вам надо?
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: freepik.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!