Куда нас завезёт дешёвый бензин

16753 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 09 Фев 2021, 11:40

Диспропорция на топливном рынке утопит нефтедобывающие компании в долгах и забастовках

Начало года ознаменовалось забастовками нефтяников в разных регионах Казахстана. Актюбинская, Западно-Казахстанская, Мангистауская области – работники нефтедобывающих и сервисных компаний требуют одного и того же – повышения заработной платы.

Читайте также
Бастовавшие нефтяники добились повышения зарплаты

Казахстан занимает седьмое место в мире в рейтинге стран с самым дешевым бензином. Согласно данным аналитического ресурса Global Petrol Prices, страна уступает лишь таким грандам нефтедобычи, как Венесуэла, Иран, Ангола, Алжир, Кувейт и Катар. При том, что в Кувейте, к примеру, в январе 2021 года добывалось 2,329 млн баррелей нефти в сутки, а в Казахстане – всего 1,417 млн баррелей.

По данным портала, средняя цена бензина в мире составляет 1,05 доллара за литр. У лидера рейтинга – Венесуэлы – цена держится на уровне 0,02 доллара. В Казахстане литр бензина 1 февраля в среднем стоил 0,401 доллара, в соседней России – 0,625 доллара, а в не имеющей собственной нефти Беларуси – 0,693 доллара за литр.

Казалось бы, как связаны эти две новости? Самым непосредственным образом. Дело в том, что практически все компании, добывающие нефть в Казахстане, кроме мега-проектов, работающих в режиме соглашений о разделе продукции (Кашаган, Карагачанак, Тенгиз), имеют прописанные в контракте обязательства по поставкам нефти на переработку на отечественные НПЗ.

При этом закупочные цены на нефть на внутреннем рынке в 2-2,5 раза дешевле экспортных даже в условиях падения нефтяных котировок на мировых рынках, случившихся в 2020 году. Грубо говоря, добывающей компании гораздо выгоднее продать 100 тысяч тонн нефти на экспорт, чем поставить их на НПЗ на переработку. Но сделать этого она не может – условия контракта с правительством заставляют работать зачастую в убыток.

Это приводит к ухудшению финансового положения компании, отсутствию денег на инвестиции в геологоразведку, новое бурение, увеличение добычи и повышение заработных плат сотрудникам в том числе. Топливный рынок Казахстана – жестко регулируемый, и розничные цены административными методами держатся на низком уровне. Например, с 2016 года самый ходовой бензин марки АИ-92 подорожал на заправках со 135 до 145-150 тенге, при том, что цены на большинство продуктов питания, лекарства и импортные вещи выросли за этот же период в полтора-два раза.

Фактически сегодня правительство, в целях сохранения социальной стабильности в обществе, заставляет нефтегазовую отрасль субсидировать за свой счет поставки бензина и дизтоплива на внутренний рынок. Да вот только последние забастовки рабочих показывают, что такими методами социальную стабильность не сохранить. А вот похоронить нефтедобывающую отрасль, заставляя ее годами работать себе в убыток, очень даже можно.

Читайте также
Работники ещё одной нефтедобывающей компании Актобе отказались выходить на работу

Планом мероприятий по реализации послания президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА от 1 сентября 2020 года расширен перечень нефтяных продуктов для биржевой торговли. В него включены бензин и дизельное топливо. Отраслевые игроки надеются, что биржевая торговля нефтепродуктами начнется в самое ближайшее время.

В Комитете нефтегазовой промышленности президиума НПП "Атамекен" убеждены, что от директивного регулирования цен на ГСМ надо срочно переходить к рыночному. По мнению специалистов, необходим нормальный экономический инструмент формирования цены, в котором должны учитываться все затраты: на добычу, доставку сырья на завод, производство, доставку нефтепродуктов на базы и далее реализацию в розницу.

Диспропорции на рынке ГСМ наглядно показал переход на биржевую торговлю сжиженным нефтяным газом (СНГ), начавшийся в феврале 2019 года. В декабре 2020 года директор департамента газа и нефтегазохимии министерства энергетики Казахстана Зияш КИЯКБАЕВ, выступая на онлайн-конференции агентства Argus, привел такие цифры: средневзвешенная цена на СНГ в ходе биржевых торгов сложилась в диапазоне от 160 до 187 долларов за тонну. При том, что предельная оптовая цена, ежеквартально регулируемая минэнергетики, составляет, в пересчете с тенге, около 90 долларов за тонну. Примерно такие же диспропорции сложились и на рынке бензина и дизтоплива.

Устранять их все равно придется, как бы этого правительству не хотелось. Ведь уже через четыре года во всех странах-участницах Евразийского экономического сообщества будет действовать единый рынок нефти, газа и нефтепродуктов. А значит, на заправках и Екатеринбурга, и Шымкента цена бензина станет примерно одинаковой.

Вот только не загнать бы до этого отечественные нефтедобывающие компании в долговую яму. Тогда ни о какой конкурентоспособности с российскими нефтяными операторами не будет и речи.

Фото: altyn-orda.kz, кадр из видео.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Почему выпускники вузов выбирают работу курьера доставки
По госпрограммам казахстанская молодежь получает 90 тысяч тенге
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента