Куда нас завезёт дешёвый бензин

16778 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 09 Фев 2021, 11:40

Диспропорция на топливном рынке утопит нефтедобывающие компании в долгах и забастовках

Начало года ознаменовалось забастовками нефтяников в разных регионах Казахстана. Актюбинская, Западно-Казахстанская, Мангистауская области – работники нефтедобывающих и сервисных компаний требуют одного и того же – повышения заработной платы.

Читайте также
Бастовавшие нефтяники добились повышения зарплаты

Казахстан занимает седьмое место в мире в рейтинге стран с самым дешевым бензином. Согласно данным аналитического ресурса Global Petrol Prices, страна уступает лишь таким грандам нефтедобычи, как Венесуэла, Иран, Ангола, Алжир, Кувейт и Катар. При том, что в Кувейте, к примеру, в январе 2021 года добывалось 2,329 млн баррелей нефти в сутки, а в Казахстане – всего 1,417 млн баррелей.

По данным портала, средняя цена бензина в мире составляет 1,05 доллара за литр. У лидера рейтинга – Венесуэлы – цена держится на уровне 0,02 доллара. В Казахстане литр бензина 1 февраля в среднем стоил 0,401 доллара, в соседней России – 0,625 доллара, а в не имеющей собственной нефти Беларуси – 0,693 доллара за литр.

Казалось бы, как связаны эти две новости? Самым непосредственным образом. Дело в том, что практически все компании, добывающие нефть в Казахстане, кроме мега-проектов, работающих в режиме соглашений о разделе продукции (Кашаган, Карагачанак, Тенгиз), имеют прописанные в контракте обязательства по поставкам нефти на переработку на отечественные НПЗ.

При этом закупочные цены на нефть на внутреннем рынке в 2-2,5 раза дешевле экспортных даже в условиях падения нефтяных котировок на мировых рынках, случившихся в 2020 году. Грубо говоря, добывающей компании гораздо выгоднее продать 100 тысяч тонн нефти на экспорт, чем поставить их на НПЗ на переработку. Но сделать этого она не может – условия контракта с правительством заставляют работать зачастую в убыток.

Это приводит к ухудшению финансового положения компании, отсутствию денег на инвестиции в геологоразведку, новое бурение, увеличение добычи и повышение заработных плат сотрудникам в том числе. Топливный рынок Казахстана – жестко регулируемый, и розничные цены административными методами держатся на низком уровне. Например, с 2016 года самый ходовой бензин марки АИ-92 подорожал на заправках со 135 до 145-150 тенге, при том, что цены на большинство продуктов питания, лекарства и импортные вещи выросли за этот же период в полтора-два раза.

Фактически сегодня правительство, в целях сохранения социальной стабильности в обществе, заставляет нефтегазовую отрасль субсидировать за свой счет поставки бензина и дизтоплива на внутренний рынок. Да вот только последние забастовки рабочих показывают, что такими методами социальную стабильность не сохранить. А вот похоронить нефтедобывающую отрасль, заставляя ее годами работать себе в убыток, очень даже можно.

Читайте также
Работники ещё одной нефтедобывающей компании Актобе отказались выходить на работу

Планом мероприятий по реализации послания президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА от 1 сентября 2020 года расширен перечень нефтяных продуктов для биржевой торговли. В него включены бензин и дизельное топливо. Отраслевые игроки надеются, что биржевая торговля нефтепродуктами начнется в самое ближайшее время.

В Комитете нефтегазовой промышленности президиума НПП "Атамекен" убеждены, что от директивного регулирования цен на ГСМ надо срочно переходить к рыночному. По мнению специалистов, необходим нормальный экономический инструмент формирования цены, в котором должны учитываться все затраты: на добычу, доставку сырья на завод, производство, доставку нефтепродуктов на базы и далее реализацию в розницу.

Диспропорции на рынке ГСМ наглядно показал переход на биржевую торговлю сжиженным нефтяным газом (СНГ), начавшийся в феврале 2019 года. В декабре 2020 года директор департамента газа и нефтегазохимии министерства энергетики Казахстана Зияш КИЯКБАЕВ, выступая на онлайн-конференции агентства Argus, привел такие цифры: средневзвешенная цена на СНГ в ходе биржевых торгов сложилась в диапазоне от 160 до 187 долларов за тонну. При том, что предельная оптовая цена, ежеквартально регулируемая минэнергетики, составляет, в пересчете с тенге, около 90 долларов за тонну. Примерно такие же диспропорции сложились и на рынке бензина и дизтоплива.

Устранять их все равно придется, как бы этого правительству не хотелось. Ведь уже через четыре года во всех странах-участницах Евразийского экономического сообщества будет действовать единый рынок нефти, газа и нефтепродуктов. А значит, на заправках и Екатеринбурга, и Шымкента цена бензина станет примерно одинаковой.

Вот только не загнать бы до этого отечественные нефтедобывающие компании в долговую яму. Тогда ни о какой конкурентоспособности с российскими нефтяными операторами не будет и речи.

Фото: altyn-orda.kz, кадр из видео.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента