Куда нас ведет госпрограмма развития образования и науки

3103 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Четверг, 14 Апр 2016, 08:00

Требовать качества труда от учителя, получающего мизерную зарплату, не совсем честно

В последнее время одними из основных ньюсмейкеров стали чиновники, ответственные за наше образование. Они успешно конкурируют с такими горячими новостями, как конфликт в Нагорном Карабахе или "панамское досье".

Для начала нас обрадовали переходом с шестидневной учебной недели на пятидневную. И все родители, и я в том числе (каюсь, грешен), воскликнули: как хорошо!

Но чтобы радость была недолгой, нам тут же пояснили, что раз учебная неделя сокращается, тогда удлиняется учебный год.

И, наконец, чтобы жизнь совсем не казалась сладкой, нам сказали, что часть предметов будет преподаваться на английском языке.

За этими бурно обсуждаемыми новостями осталось мало замеченным утверждение Государственной программы развития образования и науки на 2016 – 2019 годы. Между тем это важный документ, определяющий, что будет с нашим образованием и наукой в ближайшие годы.

Фото: rusmormon.ru.

Надо сказать, что программа высоко оценивает достижения отечественного образования и науки за последние годы: «Первые пять лет реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. положили начало коренным изменениям в системе образования и науки республики. Подготовлена основа следующего этапа модернизации образовательной и научной системы республики. Открытость и готовность к международному сотрудничеству наряду с использованием лучшего национального опыта способствовали ускоренным темпам развития казахстанской системы образования и науки».

Но насколько оправданы оптимистические уверения разработчиков программы в части образования (о науке поговорим в следующий раз)?

Если посмотреть на результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), то можно увидеть, что прогресс в математической и естественнонаучной грамотности, конечно, есть, но он не столь значителен, чтобы говорить о «коренных изменениях».

Если же посмотреть на читательскую грамотность, то регресс здесь очевиден. И мы этому не особо удивимся, потому что из собственного жизненного опыта знаем, что наша молодежь совсем не имеет тяги к чтению, не говоря уже об осмыслении сложных текстов.

Это наша общая беда и ответственность, и возлагать вину исключительно на школу и министерство будет нечестно. Но другое дело, что и они тоже, как и мы с вами, не делают всего, что могли бы сделать.

О низком качестве отечественных учебников не говорит разве что ленивый. Признается эта проблема и в программе: «Внутренняя издательская экспертиза учебников недостаточно эффективна. 88% учебников, поступивших от издательств, направляются на доработку. Научно-педагогическую экспертизу с первого раза проходят только 7% учебников». Но и в тех учебниках, что доходят до наших детей, встречаются досадные опечатки и неточности.

Но дело не только в технических огрехах - наши учебники не просто не учат детей самостоятельному мышлению, умению делать собственные выводы из известных фактов, но и сами факты излагают в усеченном виде.

Например, самый страшный период в жизни нашей страны – голод 1932 – 1933 годов - схематично, чтобы не перегружать текст длинными цитатами, излагается в учебнике истории для 9 класса следующим образом: коллективизация – перегибы на местах – голод. И ни слова о причинах коллективизации.

Почему бы не рассказать о кризисе хлебозаготовок, наступившем зимой 1927-28 годов; о том, что в 1926 и 1927 годах большевики чуть ли не повсеместно проиграли выборы в сельские советы (результаты выборов отменялись, а новые проводились под дулами винтовок); о поездке Сталина в Сибирь - к слову, последней его рабочей поездке по стране, из которой он и вернулся с идеей о коллективизации?

Почему бы не рассказать о невыполнимых заданиях по хлебозаготовкам, шедших непосредственно от вождя народов в Алма-Ату к Голощекину? И почему Сталин требовал хлеб во что бы то ни стало?

И всё это обсудить с детьми, чтобы они сами сделали выводы.

Иначе получается, что во всем виноват Голощекин, а Сталин как бы и не при делах. Голощекин, конечно, виноват, кто бы спорил. Но роль Сталина зачем затенять?

Знающие люди могут возразить, что в 68 часов (именно столько отводится на историю страны от 1916 года по наше время) всё уложить невозможно. Это было бы так, если не принимать во внимание, что в 10 и 11 классах отводится 136 часов на повторение пройденного с 6 по 9 класс материала. Наверное, можно было что-то позаимствовать из этих часов, чтобы более полно ознакомить школьников с родной историей. В принципе, ничтожное время, отведенное на изучение самого сложного периода в нашей истории, грозит тем, что наши дети так и не смогут составить цельного представления о ней.

Два слова о школьном курсе математики для старших классов, успехи в которой у нас есть, но скромные. Он свелся к натаскиванию на решение стандартных задач и примеров и полностью лишен творческого начала. Наша школа выпускает учеников, которые, по словам выдающегося математика А. ГРОТЕНДИКА, «могут, например, с виртуозной ловкостью перемножить две матрицы или «выстроить» по всем правилам сочинение с «тезисами» и «антитезисами»… словом, речь идет о способности попугая (или ученой обезьяны), которая в наши дни ценится как никогда <…> и вознаграждается она не куском сахара, как в цирке, а желанными дипломами и хорошей карьерой». В итоге наши школьники не подозревают, что математика - это творческий процесс, в основе которого, по Гротендику, лежат Мечта и Труд, доступные каждому, любознательность и немножко здравого смысла.

Сегодня, когда есть доступные онлайн-сервисы, способные брать производные, вычислять значения интегралов и решать уравнения, может быть, пришла пора перейти в изучении математики к творческому началу?

Как бы там ни было, учебно-методические комплексы, непосредственно затрагивающие будущее наших детей, судя по нашему жизненному опыту, слишком важны, чтобы их без широкого общественного обсуждения разрабатывали в тиши кабинетов Национальной академии образования.

Возвращаясь к программе, хочу сказать, что она не содержит в себе ни слова о совершенствовании отечественных учебно-методических комплексов, кроме отсылки к передовому опыту «Назарбаев интеллектуальных школ» (но в чем он состоит?), который будет распространяться на все остальные школы. Другими словами, одна из самых насущных и давно назревших проблем обходится стороной.

Самая больная тема нашей школы – воистину нищенская зарплата педагогов. Программа не замалчивает этот печальный факт: «Престиж профессии учителя все еще остается низким. Зарплата педагога составляет 62% от средней по экономике». Решение этой проблемы в программе состоит всего из одного пункта: «Будет разработана и внедрена система стимулирования педработников для реализации трехъязычного, инклюзивного образования, а также для работы в условиях МКШ».

Откровенно говоря, требовать повышения качества труда от учителя (а этому в программе отведено много пунктов), получающего мизерную зарплату, не совсем честно. И никакие программы, вроде «Педагог 2020», не поднимут престиж профессии, пока учителя не будут получать достойное вознаграждение за свой нелегкий труд.

Государственная программа развития образования и науки на 2016 – 2019 годы как продукт бюрократической мысли в той части, которая касается школьного образования, получилась малосодержательной и бесперспективной.

блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Казахстан резко повышает ставки
Переплюнут ли инвесторы Кашагана компанию ВР?
Паводок и качество государственного управления
Надо полагать, сложные задачи правительству решать не хочется
Китайскому "TikTok" отключили ток
В мире ускоряется разделение стран на противоборствующие мировоззренческие, военно-политические и экономические альянсы, а также на противостоящие друг другу технологические, информационные сферы
"Одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек": что писали про юрту в России и Европе
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Унитазы в судьбе экс-министра нацэкономики Казахстана
Как чья-то воля свыше переиграла крутых политтехнологов Куандыка Бишимбаева
Как акимат Алматы в 2024 году будет покупать квартиры на 61,4 млрд тенге у Qazaq Stroy
Управление строительства города взыскало с ТОО "ПКС" 931 млн тенге неустойки по договорам 2023 года
Скончался заместитель начальника ДП ВКО
Он курировал вопросы следственных и криминалистических подразделений
Женщину-врача зарезал ухажёр-абьюзер
Рано утром он залез к ней домой через балкон
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.