Кто в итоге похоронит проект строительства АЭС в Казахстане

26199 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Вторник, 27 Авг 2024, 16:15

У нас свой уголь и газ, лучше сосредоточиться на этих видах топлива и думать, как строить станции на угле и газе

Бурные дискуссии идут вокруг АЭС в Казахстане. Несмотря на то, что уже понятна позиция Минэнерго и других участников дискуссии, тем не менее интересно посмотреть на такую электростанцию с финансовой точки зрения.

Читайте также
Почему Казахстану не надо выбирать между АЭС и ВИЭ

У Казахстана уже был печальный опыт строительства крупной электростанции: если кто помнит, я говорю про Балхашскую ТЭС на угле. Она должна была решить вопрос дефицита электроэнергии. Мы сами добываем много угля, и для нас одна из самых дешевых энергий - это именно угольная. Проект начали в 2008 году, позвали партнерами корейский Samsung, заключили долгосрочный контракт и вроде как уже начали строить, завезли часть оборудования, подготовили площадку, и в 2015 году случается проблема - девальвация. Как быть: цена корейцам нужна в долларах, а наши уперлись в тенге. Корейцы ждали-ждали и так и не дождались от правительства того времени решения. Что явно было просто очень близоруким бездействием со стороны Казахстана на тот момент. В итоге проект закрыли, компании Samsung выплатили просто огромные штрафы и вернули все их инвестиции, и Казахстан остался без электричества. Это была огромная ошибка, ведь если бы тогда достроили Балхашскую ТЭС, вопрос об АЭС сейчас бы не стоял.

Но что имеем, то имеем, теперь по АЭС. Небольшой специалист по технологиям и уверен, что безопасность - решаемый вопрос, с учетом развития технологий и накопленного опыта. Меня больше финансовая часть беспокоит. Четырехреакторная АЭС на 4,8 Гигаватт обойдется в 25-30 млрд долларов США. Кажется, хотят такую мощность. Если брать турецкий проект "Аккуйская АЭС", то у Турции с момента подписания до завершения строительства заняло15 лет. Турции обошелся проект в 22 млрд долларов. С учетом инфляции, у нас это будет 25-30 млрд. В Турции "Росатом" будет сам управлять станцией и договорился на тариф, который в "Росатоме" считают низким - в 12 центов. Это 58 тенге за киловатт. Я не думаю, что у нас будет дешевле, а, скорее всего, дороже. Кто захочет в Казахстане покупать электроэнергию по 58 тенге? Вопрос риторический.

Читайте также
На ком будут экономить: о провалах в налоговой и бюджетной политике Казахстана

Деньги в количестве 25 млрд долларов даже в расчете на 15 лет нам самим найти будет проблематично, учитывая, какие проблемы у нас с бюджетом, и Нацфонд последние несколько лет не растет. Здесь, скорее всего, будет кредит от страны, которая будет строить. Таких стран немного, и я думаю, что это будет Россия, но, учитывая санкции, Россия не самый надежный партнер в этом плане, так как будут риски недопоставки оборудования, которое имеет иностранную составляющую, и проект может затянуться на еще дольше.

Если в этом году только примут решение - строить или нет, то потом еще года два уйдет на выбор подрядчика. Потом ТЭО и разработка проекта, и согласование займет минимум года три четыре. Потом само строительство - около 10-12 лет. Итого, я думаю, уйдет реально 16-18 лет. То есть где-то к 2040 году мы увидим электростанцию.

Учитывая, как развивается наша экономика, тенге наш точно будет обесценен по отношению к доллару за эти 16-18 лет, а значит, вполне возможно, что на каком-нибудь этапе встанет вопрос цены электроэнергии в тенге, так как мы страна с дешевой электроэнергией. Это значит, что вероятность того, что мы вообще сможем достроить ее, явно не очень высокая.

Поэтому спорить сейчас по АЭС вообще не вижу смысла, так как наш государственный аппарат сам забюрократит этот вопрос и в итоге спустит в номенклатуру, как это было с Балхашской ТЭС, которая была гораздо дешевле и тариф там был также приемлемый, если сравнивать со стоимостью, какую нам предложат через АЭС.

А вообще, все эти истории карбоновой нейтральности нам явно еще пока не нужны: они не принесут нам устойчивости и прибыли, а учитывая, что у нас свой уголь и газ, лучше сосредоточиться на этих видах топлива и думать, как строить станции на угле и газе.

Фото: elements.envato.com.

Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel. Публикуется с разрешения автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента