Такое впечатление, что чиновники от образования поставили своей целью привить нашим детям двоемыслие, лицемерие, навык скрывать свои истинные чувства и взгляды
Чем больше мы слышим новостей о нашей системе образования, тем тревожнее становится за наше будущее.
Расскажу об одном частном случае, который, вполне возможно, вовсе и не частный, а проявление некоей системы.
Мои дети учатся в физико-математическом лицее (ФМЛ) №90 Алматы. На прошлой неделе стало известно, что Хорлан Капезовну КОЖАХМЕТОВУ, проработавшую в должности директора школы последние 16 лет, в связи с достижением ею пенсионного возраста отставили от должности. Это частное событие, на первый взгляд, достойное лишь того, чтобы лишний раз вспомнить о заслугах уже бывшего директора перед отечественным образованием. А они немалые.
Под ее руководством ФМЛ №90 в рейтинге школ Алматы по итогам ЕНТ занимал 1 место с 2009-го по 2016 год (данные с сайта Управления образования Алматы). Ученики нашего лицея регулярно занимали призовые места на Президентской олимпиаде по предметам естественно-математического цикла. Вот данные по трем последним олимпиадам: в 2013 году - пять дипломов разных степеней по физике и математике; в 2014-м - три диплома по физике и биологии; в 2015 году - три диплома (все I степени) по математике (данные с сайта РНПЦ «Дарын»).
Сама Хорлан Капезовна - учитель математики высшей категории, «Отличник образования КазССР», обладатель медали им. Алтынсарина, медали «Ерен еңбегі үшiн», награждена почётными грамотами МОН РК, Управления образования Алматы, имеет благодарности от президента нашей страны и акима города.
Казалось бы, городское Управление образования должно было озаботиться сохранением традиций школы, преемственностью, передачей опыта от заслуженного педагога пришедшему ей на смену новому директору. И если бы это было так, то как минимум должно было быть организовано собрание педагогического коллектива и представителей родителей, на котором новый директор рассказал бы о себе, о своих достижениях на прежних местах работы, о своих планах, ответил бы на вопросы учителей и родителей. А представители Управления образования воздали бы должное и проявили свое уважение к уходящему директору, разъяснили бы, что будет сделано, чтобы школа сохранила свой высокий статус и славные традиции.
Как вы, наверное, догадываетесь, ничего этого сделано не было. О том, что в школе новый директор, педагоги и родители узнали, так сказать, в явочном порядке, когда он явился в школу с приказом о своем назначении.
Ничего не знаю про нового директора и не имею против него. Возможно, он прекрасный педагог и организатор учебно-воспитательного процесса. Поживем - увидим.
Но сам процесс смены руководства школы ничего, кроме оторопи от такого явного пренебрежения к учителям, родителям и детям, вызвать не может.
Бюрократам от педагогики даже не пришло в голову задуматься, как учителя и родители будут объяснять детям, почему так обидно и незаслуженно обошлись с человеком, отдавшим столько сил школе, обучению и воспитанию подрастающего поколения. Получается, что детям со школьного возраста прививается мысль, что добросовестный труд, заслуги перед страной ничего не стоят, что их никто не ценит. Они, скорее всего, даже не отдают себе отчет, что, поступая так, они действуют против Государственного общеобразовательного стандарта, в котором написано (п. 43): «Личностные результаты отражаются в (…) проявлении активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов». Действия, свидетелями которых мы являемся, как раз направлены против воспитания в детях и активной гражданской позиции и высоких патриотических чувств, потому что, являясь лицом государства, наши чиновники от образования демонстрируют, что им все равно, как скажется их решение на будущем школы, на будущем детей. Такое впечатление, что, прочитав ОРУЭЛЛА, они поставили своей целью привить нашим детям двоемыслие, лицемерие, навык скрывать свои истинные чувства и взгляды. Каких же граждан они хотят воспитать?
Может показаться, что частный случай не может являться поводом для таких обобщений. Но беда в том, что наша школа в этом смысле не единственная. Только в этом году таким же образом поменяли или пытались поменять директоров ряда школ в Алматы. Я слышал про школы №№ 79, 56 и 35, возможно, есть и еще. Говорят, что речь идет, в общей сложности, о 15 директорах школ. Так что, скорее всего, мы имеем дело с системой.
Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ в своей статье «План нации – путь к национальной мечте» пишет: «К середине ХХI века мы планируем добиться вхождения Казахстана в число 30 самых развитых государств мира. Это стало всенародной мечтой, получившей в ходе досрочных президентских выборов, состоявшихся в апреле 2015 года, поддержку абсолютного большинства казахстанцев. По сути, этот всенародный вотум доверия стал историческим актом рождения нашей Нации Единого Будущего».
Мечту, о которой пишет президент страны, воплощать в жизнь будем не только мы, но и наши дети. И мы все понимаем, что без прозрачного, подотчетного обществу государства воплощение этой мечты в жизнь невозможно. Недаром в той же статье президента страны есть специальный раздел «Открытое государство, подотчетное обществу».
И возникает вопрос: чиновники от образования, принимая келейное решение, не сообразуясь ни с мнением педагогов, ни с мнением родителей, понимают, что их действия не способствуют формированию «открытого государства», а совсем даже наоборот? С чем же мы в таком случае имеем дело? Это чиновничий саботаж, направленный против проведения в жизнь институциональных реформ, ставших основой модернизации страны? Или они просто не читают того, что пишет президент и не слушают его выступлений?
Глава государства в своих последних выступлениях неоднократно предостерегал от повторения украинского варианта развития событий. И лично я целиком и полностью поддерживаю его в этом. Но разделяют ли позицию президента чиновники от образования, вызывая чувство протеста против своего решения у родителей школьников, вполне лояльных граждан? Прошу прощения, но кто больше расшатывает социальную стабильность в стране: Макс БОКАЕВ с Талгатом АЯНОМ или бюрократы, возбуждающие социальный протест?
История с поправками в Земельный кодекс должна была научить наших чиновников тому, что кулуарные решения ведут только к росту недоверия населения к власти, возникновению социального напряжения. Но они с упорством, достойным лучшего применения, всё наступают и наступают на те же грабли.
Противоречия между реальными действиями нашей бюрократии и программными документами, которые они же сами принимают, девальвируют ценность этих документов. И дети это понимают. Это неизбежно, разрыв между делами и словами никак не скроешь. И как же тогда они, вступив во взрослую жизнь, будут строить будущее нашей страны?
Я поставил много неприятных вопросов. Пока ответы на них видятся однозначными. Но я был бы рад ошибаться. Родители написали обращение на имя министра образования и науки, акима Алматы, его заместителя по вопросам образования, директора Управления образования города. И мы все ждем, что адресаты нашего обращения на деле покажут, что они разделяют ценности нашего президента, что вместе с ним стремятся сделать все возможное для лучшего будущего нашей страны.
Источник: страница Жараса АХМЕТОВА в Facebook.