Антикризисные меры неспособны значительно укрепить нацвалюту и оказать существенную поддержку МСБ и БВУ
Экономический, валютный и финансовый кризис в стране усиливаются. Чтобы сдержать стремительно распространяющийся "пожар" Казахстан готов принять дополнительные меры поддержки экономики, банков и национальной валюты. Но будут ли эти меры эффективными в условиях нарастания негативных тенденций на глобальных рынках и распространения коронавируса?
В понедельник, 23 марта, прошло заседание государственной комиссии по чрезвычайному положению. Как следует из текста выступления главы государства, распространенного на сайте Акорды, он дал ряд поручений министерствам здравоохранения, образования, внутренних дел, Нацбанку и Антикоррупционной службе.
Нас интересует та часть документа, где говорится о мерах поддержки национальной экономики. Но насколько эти меры адекватны?
Начнем по порядку.
В качестве механизма поддержки решили приостановить выплаты сумм основного долга и вознаграждения по всем кредитам малого и среднего бизнеса, а также населения. Однако, очевидно, что эта мера бьет по финансовому состоянию банков, ведя к резкому росту проблемных кредитов по сектору и, в лучшем случае, к невыполнению некоторыми БВУ пруденциальных нормативов, а в худшем, к невыполнению отдельными банками своих обязательств.
Во-вторых, было предложено предпринять меры по налоговому стимулированию деловой активности и обеспечению стабильности цен, предоставив МСБ отсрочку по уплате всех видов налогов и других обязательных платежей сроком на три месяца без начисления штрафов и пени.
Но вряд ли эта мера способна существенно поддержать деловую активность в условиях запрета на продажу непотребительских товаров, создания карантинных зон и повсеместному закрытию границ. Также как вряд ли стоит ждать значительного положительного эффекта от увеличения финансирования программы "Экономика простых вещей" до одного триллиона тенге и от предоставления 600 млрд тенге на кредитование оборотных средств малого и среднего бизнеса.
В-третьих, власти четко дали понять, что намерены добиваться стабилизации обменного курса за счет квазигоскомпаний, обязав их продавать часть своей валютной экспортной выручки на внутреннем рынке. Более того, чиновники намерены оказывать поддержку банкам также за счет квазигосструктур, заставив их поэтапно возвращать свои валютные депозиты в финансовую систему страны, при этом обязав нацкомпании произвести выплату дивидендов государству за прошлый год в размере до 100% от чистого дохода.
Однако эта мера выглядит крайне рискованной, поскольку способна привести к тому, что часть квазигоскомпаний, которые имеют большую долговую нагрузку в иностранной валюте, со временем не смогут отвечать по внешним и внутренним обязательствам в условиях резкого падения спроса на их продукцию и услуги из-за глобального кризиса.
Кроме того, есть все основания сомневаться в том, что продажа квазигоскомпаниями части своей валютной выручки на внутреннем рынке сможет оказать серьезную поддержку тенге в ситуации низких цен на нефть, падения внешнеторгового оборота, а также резкого замедления деловой активности не только в стране, но и в глобальной экономике. Даже несмотря на то, что общая сумма пакета антикризисных мер составит 4,4 трлн тенге или примерно $10 млрд.
Иллюстративное фото из открытых источников.