Крах концепции «модернизации без политики»

9095 просмотров
0
Толганай УМБЕТАЛИЕВА
Четверг, 14 Июл 2016, 12:00

Кандидат политических наук Толганай Умбеталиева – о том, чему может нас научить опыт работы Земельной комиссии

Недавние земельные протесты, прокатившиеся по стране, стали проявлением не только существующего недовольства населения политикой властей, но и показателем необходимости реформ в стране. Эти протесты, побудившие власти к созданию специальной комиссии по земельной реформе, возвращают нас к теме политической модернизации, считает известный политолог, социолог, директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай УМБЕТАЛИЕВА (на снимке).

Состоится ли проект политической модернизации в стране при доминировании «экономического реформирования без политической составляющей»? Ведь для властей нынешняя система является почти оптимальной, несмотря на явные пробелы в ее функционировании. Но она-то, как оказалось, не способна решать вопросы развития.

Если существовавший ранее набор институтов и правил позволял политической элите контролировать поведение и реакции граждан, сохраняя тем самым стабильность, то экономический кризис и последовавшие антикризисные меры привели к сбою этой системы. Вероятно, по этой причине стало возможным появление такой внеинституциональной структуры, как Земельная комиссия, которая вынуждена включиться как в процесс стабилизации ситуации в стране, так и решения проблем на фоне бездействия или бессилия официальных структур (правительства, парламента, судов, партий). Становится очевидным, что существующая концепция «модернизации без политики» на сегодня полностью исчерпала себя.

Другой вопрос: станет ли Земельная комиссия реальной формой разрешения противоречий между обществом и властями в силу бесполезности официальных структур? Или она лишь выполнит роль кирпичика - стабилизатора псевдодемократического фасада политического режима? Понятно, что комиссия сегодня решает не только вопросы аренды или продажи земли, но и выступает неким клапаном, выпускающим пар недовольства элитой, который был накоплен за эти годы в обществе. В перспективе, в случае успешного решения земельного вопроса, комиссия могла бы послужить и способом разрушения взаимной изоляции власти и общества. Думаю, отказываться от такого сценария развития не стоит.

Впрочем, признаем, пока это выглядит нереалистично. Ведь в казахстанской практике были уже внеинституциональные структуры. Так, в одно время было модным создавать общественные и экспертные советы, которые чиновники презентовали как некий инструмент совещания с «умными и известными» людьми. К тому же советы как бы демонстрировали «демократическую природу и сущность» власти. Однако доминирование презентационной части в самой идее создания советов привело к быстрому нивелированию их значения, роли и веса. Обесценилась такая практика еще и из-за отсутствия ясности в вопросе статуса решений, принимаемых советами, в силу чего интерес экспертов к ним быстро угас.

Сегодня подобные институты население рассматривает как ритуальные и бесполезные структуры. И, наверное, не будет преувеличением, если скажем, что их авторитет в глазах общественности бесповоротно испорчен. По этой причине у определенной части граждан страны работа и цели земельной комиссии вызывают лишь пессимизм и неверие.

Под «демократизацией» политическая элита понимала копирование западных политических институтов. Однако за этим институциональным дизайном были созданы абсолютно недемократические практики, базирующиеся на формальных, а порой и на неформальных нормах и правилах. За демократическим фасадом власти пытались и пытаются спрятать все свои неэффективные стороны. В результате режим утратил динамику развития. Все институты – парламент, правительство, партии - достаточно сильно отгорожены от публичной политики и от большинства населения страны. Это привело к неоформленности отношений между властями и обществом. А самое главное – политическая элита совсем забыла о том, что политика осуществляется в публичном поле, а не в кулуарах, и общество должно являться активным политическим игроком, а не зрителем.

Между тем, в ряде стран рост недоверия и разочарования режимом привели к попытке его модернизации через различные инструменты, в том числе и через «цветные» революции. Приведет ли в Казахстане существующий уровень разочарования к появлению политической силы, способной начать этот переход от концепции стабильности к концепции развития, - сложно сказать. Власти не позволяют этой новой силе оформиться и состояться среди оппозиции, подключая репрессивный аппарат, адаптируя и интегрируя молодое поколение управленцев в свои традиции и нормы.

В мировой практике существуют различные виды стратегий демократизации режима, наиболее распространенные из них - «продвижение демократии» и «поддержка демократии». Если в первом варианте на первый план выступают определенные субъекты, которые продвигают ценности демократии в общество и стремятся сменить власть, то во втором ключевой является поддержка самой правящей элитой социальной активности масс. Хотелось лишь заметить, что ценности и уровень культуры населения не имеют никакого отношения к развитию демократии. К такому заключению пришли ученые, которые провели исследования процесса демократизации во многих странах мира. Поэтому все доводы о том, что общество не готово к демократии и что у Казахстана свой особый путь, – это в действительности лишь отговорки и нежелание что-либо менять.

На мой взгляд, эффективной стратегией развития нашей страны должна стать «поддержка демократии», когда естественным путем появляются демократические механизмы и схемы. Ведь появления политической силы, которая сможет возглавить страну и принести нам демократические ценности, можно и не дождаться. Кроме того, не исключено, что эта сила в один прекрасный день трансформируется в авторитарную элиту. Потому для самих властей более целесообразным будет развивать различные демократические инструменты, например, публичные политические дискуссии. В нашем случае такими инструментами могли бы послужить та же Земельная комиссия, общественные и экспертные советы, дискуссионные площадки, негосударственные СМИ.

Опыт Земельной комиссии, деятельность которой сейчас выглядит несколько непонятной и не включенной в систему легитимных институтов, помог бы в перспективе разработать механизмы решения сложных вопросов коллективным путем. С учетом мнения как властей, так и всех слоев общества.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером