Консорциум КПО Астану без газа оставил

15211 просмотров
0
Аналитическая служба Ratel.kz
Понедельник, 07 Ноя 2022, 09:45

Такова цена решения, принятого когда-то, чтобы активно качать и продавать нефть

Обладая гигантскими запасами углеводородов, Казахстан в этом году столкнулся с дефицитом газа. Его не хватает как бизнесу, так и людям, в чьи города и аулы тянут новые газопроводы. В том числе на "голодном пайке" рискует оказаться и столица.

Читайте также
Дешёвого газа больше не будет

Чтобы экстренно спасти ситуацию, национальные компании "QazaqGaz" и "Туркменгаз" в середине октября подписали в Астане договор о поставках туркменского газа в Казахстан.

Присутствовавший на церемонии президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ сказал, обращаясь к своему туркменскому коллеге Сердару БЕРДЫМУХАМЕДОВУ, что республика заинтересована в заключении долгосрочного контракта, по которому будет закупать в Туркменистане до полутора миллиардов кубометров природного газа в год.

При этом никто не вспоминает, что еще 15 лет назад Казахским институтом нефти и газа был разработан проект Этапа III освоения месторождения Карачаганак, "одного из крупнейших газоконденсатных месторождений в мире", как говорится на корпоративном сайте компании "КарачаганакПетролиумОперейтинг" (КПО).

К 2007 году Карачаганакский проект уже уверенно стоял на ногах,были реализованы два этапа освоения месторождения, и нужно было решать, как ему развиваться дальше. Этап III предполагал, что после бурения новых скважин и строительства производственных объектов на месторождении добыча газа на нем возрастет с текущих на тот момент 16,5 млрд кубометров в год до 38,5 млрд кубометров. Часть из добытого газа планировалось закачивать обратно в пласт для увеличения объемов добычи так называемых жидких углеводородов (нефти и газоконденсата). И ежегодно оставалось бы до 19,8 млрд товарного газа для нужд Казахстана, а также до 2 млн тонн сжиженного газа, с дефицита и повышения цен на который, как мы помним, и начался Qantar.

Читайте также
Когда мы будем делить наш газ

Разработанный проект стоил без малого 11 млрд долларов США и предполагал, что в увеличение газодобычи на Карачаганаке инвестируют акционеры консорциума КПО: итальянская Eni, британская BG Group (позже выкупленная Shell), американская Chevron и российский "ЛУКОЙЛ". С которыми правительство Казахстана начало переговоры.

В ходе многомесячных дискуссий обсуждались и альтернативные варианты, главным из которых был такой – газ после отделения на поверхности земли от жидких фракций закачивать практически полностью обратно в пласт, повышая тем самым давление в пласте и увеличивая добычу нефти и газоконденсата. Закачанный газ сможет храниться в пласте до лучших времен – когда появится потребность, его можно будет извлечь повторно.

В итоге именно этот вариант и победил, акционеры на нем настояли, а правительство согласилось. Сегодня из 19 млрд кубометров поднятого на поверхность газа обратно закачивается 10 млрд, причем это газ неочищенный, "грязный", как говорят специалисты. Возвращаясь в пласт, он увеличивает концентрацию сероводорода в нем и ухудшает свойства пласта.

Таким образом, добыча этого газа в будущем, после того как в 2037 году контракт с КПО истечет, будет стоить очень дорого, да и вообще вряд ли технически осуществима.

А значит, нацкомпании "QazaqGaz" придется уже сейчас срочно вкладывать собственные деньги в геологоразведку и ввод в строй новых газовых месторождений. Деньги эти можно найти либо за счет сокращения субсидирования цен на газ на внутреннем рынке (что вызовет их повышение), либо в Нацфонде. Такова цена решения, принятого когда-то, загонять карачаганакский газ обратно под землю, чтобы активно качать и продавать нефть.

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента