Почему люмпенизация населения может привести к катастрофе
19 февраля 2020 года на сайте Ratel.kz была опубликована статья ведущего научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК Айдара АМРЕБАЕВА "Что происходит с "казахским миром". В ней автор рассуждает о причинах роста социальной напряженности в казахстанском обществе и высказывается о мерах по недопущению впредь социальной нестабильности.
Автор правильно называет причины всех социальных конфликтов, которые переживает наша страна в последнее время, однако не до конца раскрывает их сути; перечисляет, но не уточняет, что именно нужно предпринять властям для предотвращения глубокого политического кризиса с тяжелыми последствиями.
В продолжение темы уместно поговорить о причинах протестных настроений и о том, что нужно сделать для деэскалации социальной напряженности в обществе.
Любой конфликт - трудовой, межнациональный, межконфессиональный либо политический – явление социальное, и побудительные мотивы тоже глубоко социальны. Кто с готовностью лезет на баррикады? Конечно же те, кому "нечего терять, кроме своих цепей" (по-ленински).
Тут важно сделать две оговорки.
Во-первых, не только катастрофическая бедность является благодатной почвой для всякого рода деструктивных проявлений. Мы пережили кризисные явления начала и середины 90-х, когда основная масса людей жила за чертой бедности, однако никто "не лез на баррикады".
Тогда что же?
Это различие, другими словами - социальное неравенство, которое при определенных условиях может привести к открытому конфликту, на что А. Амребаев совершенно справедливо указывает. Я расшифрую, что скрывается за этой дефиницией.
Так вот, социальное неравенство означает неравномерное распределение материальных и иных благ и твердое убеждение, что доступ к ним несправедливо ограничен противоположной стороной.
Почему массовые беспорядки случились в относительно благополучном нефтяном городе Жанаозен, а не в другом каком-либо депрессивном регионе? Средняя зарплата в этом регионе по состоянию на 2011 год, когда происходили события, составляла 260 тыс. тенге, а у тех, кто занят в нефтяной сфере, и того больше – порядка 300-450 тыс. тенге! То есть ответ очевиден: в масштабах одного небольшого городка налицо резкое расслоение общества, а простые граждане ни к чему так не чутки, как к социальной несправедливости, неравенству, даже несмотря на собственные относительно высокие доходы.
И вторая оговорка. В реалиях сегодняшнего Казахстана рабочий класс трансформировался в безработных, по официальной версии – в самозанятых. Поэтому нужно говорить о люмпен-пролетариате – лицах, не имеющих никакой собственности и профессии, перебивающихся случайными заработками или государственными социальными пособиями в различной форме.
Из статистических данных, приводимых А. Амребаевым, можно увидеть, что 80% экономически активного населения нашей страны (7,46 млн человек) могут быть отнесены к категории люмпенов.
По справедливому замечанию Амребаева, именно эта категория населения может оказаться благодатной почвой для любых акций социального протеста и девиантного поведения.
Что же делать?
По мнению эксперта: "Если мы не хотим впредь насильственного передела собственности и власти, хоть в центре, хоть на местах, перманентной социальной нестабильности и глубокого политического кризиса, то необходимы серьезные изменения не только экономического курса страны и формирование на деле "слышащего государства", но и кардинальная перенастройка идеологического каркаса нашего общества, фундаментальная национальная, духовная, "этическая революция", способная изменить ценностный мир наших людей, восстановить позитивные устремления молодых людей, их веру в справедливость, сформировать новые духовные контуры и смыслы конструктивного со-жития всех граждан нашей страны".
Лично для меня эти изменения наступят, когда каждый казахстанец, а не небольшая группа людей при власти, ощутит на себе достижения в сфере экономики. Не изменив надстройки (государства, права, морали и т.д.), базиса (экономических отношений) не изменишь.
В противном случае наступит политический кризис с насильственным захватом власти, тем более, благодатная почва в виде люмпенизированного экономически активного населения нашей страны, которые живут катастрофически бедно, уже создана.
На этот счет хочу напомнить незаслуженно забытый ленинский тезис, многократно подтвержденный в истории разных стран: "Когда верхи не могут, а низы не хотят, власть в стране подберет самая организованная сила".
Череда массовых беспорядков с участием казахской молодежи, которые в последнее время случались в Казахстане, может натолкнуть на ложные выводы о якобы нескончаемых претензиях государствообразующей нации к представителям других этносов.
Итак, насколько остро обстоит проблема межэтнических (межнациональных) отношений в Казахстане?
По разным данным, в Казахстане проживают более 130 этносов, основная масса которых прибыла в новый период истории Казахстана.
Между казахами и другими этносами отсутствуют, скажем так, "исторические обиды", нанесенные друг другу в прошлом. Другими словами, если в конфликтных ситуациях выявляется неприязнь, существующая между представителями отдельных этносов, то она должна быть зафиксирована до начала самого конфликта.
Если бы между казахами и представителями других этносов была бы неприязнь, то каждый из нас в повседневной жизни заметил бы это, и это не укрылось бы от компетентных органов.
Отмечу, что со многими этносами, проживающими в Казахстане, казахи никогда не были связаны общей границей, чтобы у нас могли возникнуть застарелые территориальные споры, переходящие в конфликт. Религиозные различия, как одна из причин межнациональных (межконфессиональных) конфликтов, до сих пор не фиксировались.
Может создаться впечатление, что я хочу идеализировать межнациональные отношения у нас в стране.
Нет и не существует бесконфликтной модели развития общества и конфликт (как ни странно) – это средство разрешения различных противоречий и проблем. А если учесть, что наше общество – полиэтническое, то само собой разумеется, что любая социальная проблема в нашем государстве будет отягощена еще и этнической составляющей. И когда возникают массовые беспорядки с участием отдельных (не всех) представителей казахского этноса, всегда возникает ложное впечатление, как будто кто-то специально пытается отвлечь внимание казахстанцев от более важных социальных и экономических проблем.
Поэтому государству нужно давать легальные каналы для выражения социальными группами населения своего недовольства, регулярно и открыто доводить до общественности, как развивается ситуация, что делается, что нужно сделать, привлекать общественное внимание к наиболее острым экономическим и социальным проблемам, заручаться поддержкой населения и неправительственных организаций. Это позволит минимизировать риск насильственного разрешения конфликта.
Я не собираюсь ничего придумывать - алгоритм выхода из политического кризиса и недопущения социальных потрясений содержится в нашей Конституции, которая провозгласила высшими ценностями жизнь, права и свободы человека, что народ является единственным источником власти, и в то же время - что от властных решений и действий государственных служащих независимо от занимаемого ими положения в иерархической лестнице зависит внутриполитическая стабильность и национальная безопасность, что основополагающими принципами деятельности самого государства должны стать демократия в управлении обществом, экономическое развитие на благо всего народа, независимая судебная система.
Эту своеобразную модель ценностной ориентации мы приняли от Запада, провозгласили на законодательном уровне, то есть зафиксировали в Основном законе страны. Однако на сегодняшний момент выясняется, что эта модель принята только на сознательном уровне, то есть мы говорим об этом, а на ментальном уровне не осуществляем. Ценности, которые не впитывал человек, как говорится с "младых ногтей", и жизненной практикой не переплетались в действия, остаются только формальной декларацией. Мы это доказали неоднократно: говорим одно, делаем – другое. Поэтому государству, чтобы быть адекватным к современным реалиям социальной действительности, в своей деятельности нужно неукоснительно соблюдать закрепленные в Конституции основные постулаты.
Никогда не следует забывать, что искусство цивилизованной жизни состоит в том, чтобы не плодить недовольных, обиженных, "мучеников", а строить благополучие людей в контексте их долгосрочных отношений друг с другом. По своему изначальному предназначению государственная власть должна уметь согласовывать противоречивые интересы людей.
Фото: camonitor.kz.