На фоне пустующих городских небоскребов недвижимость в американских пригородах ставит новые рекорды по стоимости
На снимке: в конце 1950-х, благодаря строительству с подачи президента Эйзенхауэра скоростных автомагистралей, обеспечивших быстрый доступ из городов в пригороды, в Америке начал формироваться новый lifestyle. Сегодня он снова в цене.
В сентябре Deutsche Bank опубликовал исследование, в котором утверждается, что эпоха глобализации, длившаяся с 1980 года, подходит к концу. На смену ей приходит "век беспорядка".
Занятно, что одним из факторов грядущего беспорядка, по мнению Deutsche Bank, будет являться растущая численность и активность избирателей, относящихся к миллениалам или поколению Y (родившиеся 1980 - 1995), которые начнут вытеснять поколение X (родившиеся 1965-79). Новый расклад "начнет менять результаты политических выборов и, соответственно, политику", считают авторы доклада. В качестве примера приводится тот факт, что более молодые избиратели в основном голосовали против Дональда ТРАМПА и Brexit в 2016 году, но их веса не хватило, чтобы изменить результаты голосования. К 2030 у них такой шанс появится.
Эксперты Deutsche Bank, безусловно, правы - утверждая, что в течение ближайшего десятилетия в большинстве стран произойдёт смена поколений избирателей. Это, в общем-то, очевидно. Однако, как говорится, есть нюансы. Например, известное выражение (приписывается Бернарду ШОУ) "если вы не были либералом в двадцать лет - у вас нет сердца; если вы не стали консерватором к сорока годам - у вас нет мозгов" экспертный прогноз делает не столь очевидным.
Конечно, в сравнении с докладом серьёзного финансового института, слова Бернарда Шоу можно счесть за не заслуживающую внимание литературщину, но жизнь, тем не менее, богата подтверждениями правоты писателя. В том смысле, что по мере взросления люди склонны менять свои взгляды на жизнь, а значит, и на политику. Как говорят англичане, только дураки и мёртвые не меняют своего мнения.
В Америке, к примеру, до недавнего времени считалось, что тренды "игреков" приведут к полному переформатированию традиционного американского образа жизни.
Миллениалы повсеместно провозглашали отказ от таких традиционных ориентиров стабильной жизни американского среднего класса, как собственное жильё (предпочитая жить в аренду), собственный автомобиль (предпочитая Uber), постоянная работа (предпочитая мобильность), многодетная семья (предпочитая продолжительное образование и жизнь для себя). И даже неотъемлемо традиционный для американцев всех предыдущих поколений BBQ был с презрением отвергнут и заменён на культовый авокадо-сэндвич.
Подобные жизненные тенденции поколения Y во многих регионах США стали причиной серьёзного изменения и переориентации концепций развития и застройки целых агломераций. Миллениалы настойчиво декларировали желание жить именно в городах, в тусовых районах, не желая по примеру своих родителей пускать корни в тихих и уютных пригородах.
Однако жизнь внесла свои коррективы. Массированное строительство многоквартирных зданий в даунтанах американских агломераций привело к стремительному росту стоимости земли на этих территориях. Законы рынка ведь никто не отменял: возросший спрос взвинтил цены на ограниченый ресурс. Стоимость строительства стала зашкаливать, цены на квадратные меры взлетели до небес.
На протяжении последних лет на всех интернет-площадках, где обычно чатятся "игреки", можно прочесть миллионы жалоб на несправедливость и жестокость мира, который вынуждает отдавать больше половины зарплаты за аренду какой-нибудь однокомнатной квартирки не первой свежести, в каком-нибудь жутко популярном у миллениумов районе Сан-Франциско, Манхеттена, округа Колумбия, и т.д.
Рациональная мысль - переехать в более удобный и доступный по цене пригород - отвергалась "игреками" в безапелляционной форме. Им проще было ютиться в своей каморке за безумные деньги и мечтать об очередном стартапе, который позволит им вмиг стать новым Цукербергом и, понятное дело, изменить мир к лучшему.
Но жизнь не стоит на месте. И у свободолюбивых миллениалов стали появляться семьи. А в семьях появились дети. А вместе со всем этим богатством стали возникать и первые семейные скандалы, когда жены недвусмысленно стали указывать своим благоверным на явное несоответствие заявляемой гениальности крайне стеснённым условиям семейного быта. Вера в то, что "с милым рай и в шалаше" начала чахнуть от сквозняка жизненной необустроенности. К тому же выяснилось, что одним авокадо-сэндвичем дети почему-то не бывают сыты.
Словом, "игреки", в силу объективных обстоятельств, пришли к необходимости задуматься о бренном и насущном. Bloomberg ещё год назад, задолго до появления COVID-19, опубликовал любопытную и неожиданную (или вполне ожидаемую?) статистику: миллениалы начали массово съезжать из своих хипстерских городских районов и откочёвывать в старые добрые американские пригороды (сабурбии), идя по стопам предыдущих поколений. Согласно последним отчётам крупных риелторских компаний США, на потяжении последних трёх лет более половины сделок в suburbs приходится на миллениалов.
Кроме того, корпорации Ford и GM в 2019 сообщили о взрывном росте продаж в сегменте больших классических американских SUV и привели статистику, что основными покупателями являются представители поколения Y.
Ну а что здесь скажешь? Всё закономерно. Переезжая в suburbs, очень логично купить длиннющий американский Chevy Suburban или традиционный пикап Ford F-150, как это на протяжении многих десятилетий в массе своей делали американцы. Классика жанра, от неё не убежишь. На Uber за продуктовыми запасами для большой семьи не наездишься.
Свалившаяся же на мир пандемия, постепенный дрейф миллениалов к традиционному и консервативному образу жизни превратила в устойчивый тренд. Сегодня на фоне пустующих городских небоскребов недвижимость в американских пригородах ставит новые рекорды по стоимости. Спрос превышает предложение. Жизнь в карантине и работа на удалёнке научила многих метросексуалов ценить зелёный бэкярд и простор сабурбии.
Таким образом, на определённом этапе жизни все мы приходим к пониманию каких-то очень простых истин. Например, к тому, что традиционный уклад не всегда архаика и проявление унылой отсталости. Вероятно, он (традиционный уклад) смог просуществовать столь значительное время именно потому, что удобен и рационален, с точки зрения комфорта и разумного обустройства взрослой и ответственной жизни.
И, скорее всего, наши родители не такие на самом деле ретрограды и динозавры, которые ничего не смыслят в современной жизни. Видимо, ещё как смыслят. Поэтому они хорошо знают, что жизнь прожить - не поле перейти, и не надо говорить гоп, пока не перепрыгнул.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.