Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Что говорил Пушкин?
Если верить утверждениям историков, то уже в XV веке первые искатели счастья из Московского государства "осели" в низовьях Яика-Урала, там, где река впадает в Каспий.
"На сей то реке в пятнадцатом столетии явились Донские казаки, разъезжавшие по Хвалынскому морю. Они зимовали на ее берегах, в то время еще покрытых лесом и безопасных по своему уединению; весною снова пускались в море, разбойничали до глубокой осени и к зиме возвращались на Яик".
Так пишет незабвенный Александр Сергеевич ПУШКИН в своей "Истории Пугачёва", готовя которую, он не только привлёк весь имеющийся в тогдашних архивах материал (император открыл ему доступ ко всем архивам), но вдобавок и сам посетил Урал.
Сведения Пушкина подтверждает и авторитетнейший географический справочник "Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том XIII. Киргизский край. С-Пб. 1903":
"Движение сюда безвестных русских людей началось, по всей вероятности, ещё с конца XV века. В царствование Грозного здесь уже хорошо были известны "воровские люди", пришедшие с Дона; они спустились по Волге до Каспийского моря и берегом дошли до устья Яика (Урала), где и остановились, устроив на одном из рукавов реки небольшое селение… Слухи о привольном житие скоро разнеслись по Волге и Дону, вызвав усиленный приток новой вольницы. Жить всем на устье стало однако тесно: приходилось двигаться вверх по реке".
Жить, выживать, добра наживать
Надо признать, что политическая обстановка этого края к концу XV века казалась очень малоблагоприятной для поселения тут выходцев из Руси. Пусть даже таких отчаянных, как донские казаки. Посудите сами. Единственный путь, которым русские могли проникнуть сюда, была Волга. Но Волга в те годы была накрепко перекрыта Астраханским ханством, и плавание по ней заканчивалось стопроцентным рабством.
Вспомним красноречивый случай, произошедший примерно тогда с тверским купцом Афанасием НИКИТИНЫМ. Тем самым, ходившим за "три моря" в Индию. Нужно сказать, что Афанасий вовсе не собирался стать первым русским индологом и предел его чаяний вообще-то первоначально не стремился дальше волжских берегов. Но близ Астрахани купеческие челны русских купцов подверглись нападению и были разграблены "татарскими пиратами".
Так что истинные мотивы Никитина, который зимой 1467 года отправился в своё историческое путешествие "За три моря", было весьма прозаическим:
"Я от многих бед пошёл в Индию, так как на Русь мне пойти было не с чем, никакого товара не осталось…"
На самом же Яике, недалеко от Каспия, располагалась столица сильной тогда ещё Ногайской орды - Сарайчик, селиться рядом с которым иноземцам было немногим безопаснее, чем плавать по Волге.
Но, с другой стороны, нужно помнить о безрассудной бесшабашности той самой "вольницы", которая сама и жила грабежами, а чуть позже мизерными силами, опираясь только на свою дерзость и предприимчивость, за каких-то сто лет "приобрела" для России бескрайнюю Сибирь и вышла к Великому океану! Такие вполне могли решиться на то, что ныне нам кажется совершенно бесперспективным.Тем более, что тяжёлой руки своего царя все те, кто обживал тогда низовья Яика, опасались куда сильнее, чем какой-то другой власти.
И ещё, важно абстрагироваться от нынешней географии - несмотря на наличие судоходства, устье реки в те времена представляло собой весьма уединённое и дикое пространство, откуда "было удобно выходить, когда нужно, в море и грабить торговые караваны персидских и других купцов". К тому же "рыбная бочка" давала гарантированное пропитание во все времена года.
Люди из камышей и окружающие царства
…Итак, уже в XV столетии отдельные шайки лихих разбойников устраивали себе "зимовья" в глухих камышах Северного Прикаспия. И такое положение дел продолжалось до середины следующего столетия, когда важнейшие политические перемены на Волге изменили статус русских в регионе самым кардинальным образом.
В 1552 году после ожесточённого штурма войсками Ивана IV пала Казань - оплот и надежда исламского мира на севере. А спустя полтора года, весной 1554, тридцатитысячное войско под командой князя Юрия Ивановича ПРОНСКОГО-ШЕМЯКИНА почти без боя овладело Астраханью. Таким образом, Волга стала действительно "русской рекой", а русские, наконец, получили заветный выход к Каспийскому морю.
Не менее важные события происходили в ту пору и в Ногайской орде, занимавшей всю западную часть нынешнего Казахстана и прилегающие пространства. Возникшая на обломках великой степной империи Чингисхана орда эта в те годы стремительно и неостановимо деградировала.
"Служилый татарин (...) рассказал в Москве, что братья Измаил и Юсуф резались в продолжение нескольких дней, пока Измаил не одолел окончательно Юсуфа; ногайцев с обеих сторон пало множество: как орда Ногайская стала, такого падежа с ними не бывало. Так дорезывали кочевники друг друга в степях приволжских, приготовляя окончательное торжество Московскому государству. Измаил просил государя послать стрельцов и казаков на Волгу по перевозам для оберегания на случаи прихода Юсуфовых детей; просьба была немедленно исполнена..."
Это красноречива цитата из сочинений известного историка С.М. СОЛОВЬЕВА - свидетельство нравов, разрывавших Ногайскую орду. В таких условиях там, наверняка, не было дела до кого-то, кто проживал в камышах.
Между тем не стеснённые более ничем "предприимчивые люди" всех мастей хлынули сюда из Московии. С одной стороны, это были те самые "воровские" с Дона и Волги. Продолжавшие на новом месте заниматься своим прибыльным промыслом - грабежом купеческих судов и караванов. Но, с другой стороны, берега яицкие начали обживать и представители иной профессии – "промышленники", привлечённые баснословными рыбными богатствами реки.
Беспокойная "вольница" строит города
К 80-м годам XVI столетия относятся и первые постоянные поселения, основанные русскими на Яике. В 1580 году проникшие сюда незадолго до того "воровские казаки" легендарного атамана Нечая (разгромленные на Волге царским войском под началом стольника Ивана МУРАШКИНА) разорили Сарайчик и поднялись вверх по реке.
Примерно в 50 верстах выше нынешнего Уральска они обосновали свой Яицкий городок, в котором на Кругу оформили "вольное казачье войско". Известно, что городок этот просуществовал немногим более 20 лет, после чего был разорён татарами и ногайцами и заброшен после нескольких попыток восстановления.
Другой городок, тоже названный Яицким, примерно в те же годы основали "промышленники". Вот, что сообщает про это "Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона":
"Гурьев, или Гурьев-городок (по-калмыцки Узян-Балюзин, прежде городок на Яике или Яицкий городок) в области Уральского Казачьего Войска, на р. Урале, в 16 в. от устья. Основан в первой половине XVII в. рыбопромышленником Гурием с сыновьями, устроившими здесь для защиты от нападений туркмен и ногайцев деревянный острог, впоследствии замененный каменным".
Формально места эти ещё принадлежали ногайцам, жившим в Сарайчике. Поэтому нужно было платить им дань.
"Но потом, когда дело окрепло, промышленники решили прочнее обосноваться. С этой целью построена была крепость. Чтобы скрыть постройку от татар, русские, по преданию, заставили реку парусными судами и, таким образом, незаметно для первых укрепились на месте. Построив крепость, гурьевцы отказались платить дань, и татары оставили их в покое..."
Но не оставили в покое гурьевцев "свои" казаки. В 1649 году атаман КОНДЫРЕВ разграбил город подчистую, при этом разорив "учуг" - плотину, которая не давала проходить рыбе вверх по реке. Восстановив таким образом социальную справедливость, а заодно и экологическое равновесие, Кондырев ушёл, а Гурьевский городок остался и спокойно жил до 1667 года (до следующего разграбления).
(Годом основания Гурьева, уже в новые времена переименованного в Атырау, принято считать 1640 год – но эти сведения вызывают вопросы.)
А свой Яицкий городок казаки перенесли в 1613 году (по другим данным – в 1622-м) на место, где и поныне расположен Уральск. Чуть раньше Яицкое казачье войско "с присоединившейся к нему разной вольницей было принято, по их челобитию, в подданство Московского государства".
Нужно сказать, что ввиду своеобразия населения, заселение русскими Яика вызвало в Москве немалую головную боль. "Россия" резюмирует:
"Скопление вольницы и разного рода беспокойных людей на отдалённой территории хотя и способствовало креплению здесь русского владычества, но создало много хлопот правительству. Вольница представляла благодарную почву для всякого рода волнений, чем и пользовались враги московского правительства".
Достаточно вспомнить, что в эпоху Смуты яицкие казаки дали последний приют Марии МНИШЕК и её фавориту, донскому атаману Ивану ЗАРУЦКОМУ. А позже именно тут явилась Емельяну ПУГАЧЁВУ конструктивная идея "тряхнуть Москвою", нашедшая живой отклик среди местного казачества. И даже после репрессий, в результате которых Яик стал Уралом, а яицкие казаки – уральскими, "внутренние брожения" перманентно продолжались. Почти что до XX века.
Однако…
Однако таким образом получается, что русские в Казахстане живут уже более пяти веков, т. е. половину тысячелетия. И это, по крайней мере, необходимо учитывать тем, кто творит ныне новую официальную историю РК и пишет учебники для средних школ. Русские казахстанцы достойны своего места в казахстанской истории уже хотя бы в силу своего возраста в этой истории.
Иллюстрация: фрагмент карты Московии и Тартарии Антония Дженкинсона. 1562 год. Волга, Яик и Северный Прикаспий.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!