Китай либерализует сектор добычи нефти и газа, Казахстану тоже придётся пройти этот путь
Минувшая неделя принесла сенсацию: Китай объявил о том, что впервые разрешит иностранцам вести разведку и добычу нефти и газа в стране. С 1 мая 2020 года любая иностранная компания, зарегистрированная в Китае, с чистыми активами не менее 300 млн юаней (эквивалент 43 млн долларов США), сможет получить от правительства разрешение на разведку и добычу нефти и газа.
Ранее международные компании могли зайти в добывающую отрасль только через совместные предприятия с китайскими государственными энергетическими гигантами, такими как Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC), China Petrochemical Corp (Sinopec) или их дочерними компаниями.
Ничего не напоминает? Кодекс Республики Казахстан "О недрах и недропользовании", принятый 27 декабря 2017 года, в статье 154 пункт 6 содержит норму о том, что "Обязательным условием предоставления права недропользования по углеводородам на море является долевое участие национальной компании в области углеводородов в качестве недропользователя по контракту в размере не менее пятидесяти процентов". Дальше в тексте, правда, делается оговорка: "В последующем указанный размер долевого участия национальной компании в контракте может быть снижен…", но опять-таки "при условии, что национальная компания сохранит свой контроль за принятием решений недропользователями по контракту".
На практике это означает, что любой инвестор, готовый вкладывать деньги в разведку на шельфе Каспийского моря (а все надежды на новые крупные открытия геологи связывают только с морем), должен в обязательном порядке создать совместное предприятие с "КазМунайГазом", где нацкомпании будет принадлежать, как минимум, 50 процентов долевого участия.
Что сможет привнести Казахстан в это совместное предприятие в качестве своего вклада? Деньги? Опыт? Кроме работы в Северо-Каспийском консорциуме, опыта морской нефтедобычи у казахстанских специалистов практически нет. Технологии? С этим вообще все печально. Остаются только амбиции осуществлять "контроль за принятием решений".
Рассказывая о недавнем уходе двух серьезных инвесторов с морских проектов, мы уже отмечали, что время ничем не подкрепленных амбиций ушло вместе с высокими ценами на нефть. И если в период цен от 100 долларов и выше за баррель Казахстан мог вести себя как "невеста на выданье", то сейчас есть опасность при таком поведении превратиться в "старую деву".
Похоже, что и командиры отрасли начинают это понимать. В прошлом году "КазМунайГаз" завершил переговоры и подписал меморандумы о сотрудничестве с двумя мировыми компаниями, ушедшими после 2010 года с казахстанского рынка: British Petroleum и Eqinor (бывшая Statoil). Причем, как сообщают источники в КМГ, обеим компаниям будет предоставлена имеющаяся в нацкомпании геологическая информация по любому заинтересовавшему их перспективному участку на выбор.
Остается надеяться, что будет изменена и законодательная норма о передаче нацкомпании 50-процентной доли в проекте.
"Для предприятий центрального подчинения, занятых в таких традиционно монопольных секторах, как энергетика и коммуникации, эпоха "получения прибыли, ничего не делая" уже осталась в прошлом", – так прокомментировала нововведения в Китае местная газета "Жэньминь жибао". Актуально звучит, не правда ли?
Фото: platon.asia.