Китайский поток: как Казахстан упустил огромные возможности

34979 просмотров
0
Алмас ЧУКИН
Понедельник, 05 Апр 2021, 11:00

Есть ли альтернативы Суэцкому каналу

Фото: casp-geo.ru.

Великий Шёлковый путь и великий морской путь. Чрезвычайное происшествие в главном коридоре мировой торговли – в Суэцком канале – показало важность этого транспортного направления. И возник вопрос, а есть ли альтернативы?

Читайте также
Казахстан живёт не по средствам

Реальные два варианта на сегодня - это железнодорожные пути:

1. Китай - Дальний Восток РФ - ТрансСиб - Европейская часть РФ - Брест (Беларусь) - Польша - Дуйсбург (Германия).

2. Китай - Хоргос (Казахстан) - граница РФ и далее тем же путём по РФ до Германии.

Между железными дорогами РК и РФ идёт активная подковерная конкуренция за китайский поток. Есть естественные преимущества у каждой из сторон. Центральному и южному Китаю проще идти сразу на РФ через Дальний Восток или Забайкальск, но этот путь длиннее и выходит на загруженный Транссиб.

Без специальных усилий скорость доставки обычного груза по жд РФ около 14 км в час или 340 км в сутки. Дело в том, что и РЖД, и КТЖ ничего особо хорошего в плане модернизации путей, станций не было сделано, и всё происходит дедовскими методами. Хорошо, если из Китая идёт состав прямым ходом до Европы. А наши грузы идут вагонами, которые то собираются в составы, то сортируются по пути, пересобираются, пропускают пассажирские поезда, ждут очереди или локомотива.

Глядя назад, можно сказать, что за эти годы огромные возможности были упущены. И стратегические решения не были до конца реализованы. Хотя есть достижения, как видно из отчёта КТЖ перевозки контейнеров выросли на 65% за год, скорость составила 1,150 км за день.

Читайте также
Чего бы ещё такого запретить

У Казахстана колоссальный транзитный потенциал – страна лежит между крупнейшей страной в мире по населению и крупнейшей страной в мире по территории на пути к крупнейшему экономическому блоку в мире – ЕС. Для развития этого потенциала нужны новые пути, новые маршруты. Существующий путь в РФ важен, но это тупик. РФ в этом отношении прямой конкурент, и в какой-то момент это сказывается. Надо идти на Юг, по суше и по Каспийскому морю прежде всего на Иран.

Иран это выход на Персидский залив и прямой путь через Турцию на южную Европу – Болгария, Греция на ближнем подходе. Надо, конечно, развивать паром через Каспий на Баку, но это все равно не решение, это план Б. На пароме много не наездишь.

И главное в этом будущем решении это колея. Нам от СССР досталась так называемая широкая колея в 152 см, и кроме СССР её практически нигде не используют. Стандарт в мире сложился в английской мере 4 фута 8.5 дюймов или 143,5 см. У ширины колеи длинная история, но факт остаётся фактом, и мы уникальны в формате дороги.

Формат дороги создаёт огромные сложности и проблемы. Во-первых, вся техника, которая производится в мире нам не подходит, нам нужно заказывать специально под "наш размер". И это особенно неудобно в будущем, скоростной транспорт вообще трудно подогнать под иные размеры, это фактически отдельный проект.

Читайте также
White house is forBiden...

Во-вторых, вагоны с грузом и пассажирами не могут пересекать границу нашего региона, у них не совпадают колёсные тележки с шириной пути. Поэтому надо или менять колёсные пары или перегружать груз на другие "родные" вагоны. Это замедление и удорожание всего процесса. (А сейчас на Хоргосе из-за ограничений по пандемии вообще коллапс на несколько месяцев).

Удачный пример гибридного решения подала Литва, которая в ЕС стала участником проекта балтийской дороги, которая соединила европейской колеей Литву, Латвию и Эстонию. Но благодаря наличию "советской" железки и выхода на Беларусь они стали главной перевалочной базой товаров из Европы в пост-советские страны и обратно. Они сумели извлечь выгоды из наличия обоих вариантов логистики.

Для развития южного маршрута нам необходимо было строить дорогу от границы с Китаем до Туркменистана и Актау с международной колеёй. Понятно, что есть вопросы по Туркменистану, который итак очень долго соединял свою жд с РК. Есть проблемы с международной изоляцией Ирана, но всё это надо решать стратегически на поколения вперёд (вроде США встречаются с Ираном по поводу возврата к ядерному соглашению в Вене в ближайшее время).

Пока многие годы никуда не двигается проект дороги через Кыргызстан на Узбекистан и далее потенциально через Чарджоу и Мары в Туркменистане на Мешхед в Иране. Этот путь кстати в точности повторяет Великий Шёлковый путь. Верблюды и лошади в караванах шли или через Хоргос на Кеген, там сворачивали на Иссык-Куль и по южному берегу шли на юг через Джалал-Абад и Ош на Коканд, Самарканд. В этот же маршрут вливались те, кто шёл через Торугарт. Но основным путём всё же был Кашгар на Иркештам и далее туда же в Ферганскую долину и на юг через нынешний Иран.

Если Кыргызстан согласует с Китаем международную колею, то появится достаточно серьёзный конкурентный маршрут из северо-западного Китая через Центральную Азию на Иран. Он вряд ли станет ключевым, но может в достаточной степени поменять экономическую карту региона и дать Узбекистану критически важный короткий и эффективный выход на Китай. Но пока Кыргызстан продолжает настаивать на "широкой" колее, и вдобавок на "северном" маршруте через Торугарт, а этот путь длиннее и сложнее, чем южный через Иркештам, и поэтому значительно дороже. Переговоры идут уже более десятка лет, и конца им не видно пока.

Тут важно понимать, что Китай строит дорогу на порт Гвадар в Пакистане через Синьцзян, это даст им возможность избежать длинного участка морского пути вокруг Юго-Восточной Азии и выйти почти к Суэцкому каналу. И на их карте нарисована линия через Центральную Азию на Иран – вопрос через какие страны пройдёт эта линия?

Дорога это не просто доходы от дороги. Дорога это хребет экономики, это ключевая инфраструктура. Китай уже почти прошёл пик строительства на своей территории и располагает и техническими, и финансовыми возможностями экспортировать свои услуги. Помимо развития железных дорог, где они лидеры, они готовы и в перспективе построить автомагистраль вдоль маршрута железки. Кто сумеет этим воспользоваться – окажется в выигрыше.

Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




российский политолог
- В Казахстане подрастает поколение людей, которые выросли, сформировались уже после распада Советского Союза и которые в высшей степени свободны от этого совкового менталитета, от привязанности к тем ценностям общего дома. И они еще более, чем раньше, будут далеки от мысли, что можно с Россией жить в одном доме.
Ratel Instagram
Что изменилось в Казахстане после ухода Назарбаева
Всё, что нужно стране – это справедливость
Как дилер нации насолил сахаром Карашукееву
Когда у нас создадут совместное производство Lada Granta без АБС, подушек безопасности и кондиционера
Две цены за дизель
Правительство Казахстана придумало, как избежать дефицита дизтоплива
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Как долго российские граждане будут поддерживать войну России в Украине
Фактор страха вносит значительные искажения в результаты опросов
Якоря, брошенные в песок пустыни. Где находится самое печальное кладбище Казахстана
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
О глобальном
Что бы мы ни делали, мы упорно хотим сами себя уничтожить
Правда о страшилках про готовящееся нападение НАТО на Россию
Как администрация Байдена лебезила перед Кремлём, преподнося ему на блюдечке сладкие подарки
Нашёл геоглиф не географ
Как краеведы Семея делают исторические открытия
Павлодарские судьи поняли, где право, а где лево
В Павлодарском суде закончили семимесячные споры – с какой стороны Lexus мог подрезать Range Rover, если всё время ехал прямо
Кто будет выполнять обещание акима области Жениса Касымбека по строительству дома №10 ЖК "Трилистник"
ТОО "Atlant Building KZ" проиграло в областном суде и признано недобросовестным участником госзакупок
В Актобе жители одной улицы стали "крепостными"
Люди зимой здесь топят снег, чтобы добыть воду, и боятся ночью выйти на улицу из-за волков
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.
Будет ли новая элита наурызить и байконурить Казахстан
- Супер,все в тему! Айдос показывает и доказывает, что есть политические реалии. И что делать!
Куда нас тащит путь Абаева
- Согласна полностью. Не понимаю, почему он до сих пор занимает эту должность. Аналогичный маразм, который исходит от растущего числа религиозников и нравоучителей, говорит о том, что как раз таки надо усиливать работу над пропагандой семейного института, ужесточением наказания семейным добеширам, безответственных алиментщиков и т.п. Какое глупое и бездарное решение- запретить показ мультфильма.
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru