Китайский поток: как Казахстан упустил огромные возможности

33939 просмотров
0
Алмас ЧУКИН
Понедельник, 05 Апр 2021, 11:00

Есть ли альтернативы Суэцкому каналу

Фото: casp-geo.ru.

Великий Шёлковый путь и великий морской путь. Чрезвычайное происшествие в главном коридоре мировой торговли – в Суэцком канале – показало важность этого транспортного направления. И возник вопрос, а есть ли альтернативы?

Читайте также
Казахстан живёт не по средствам

Реальные два варианта на сегодня - это железнодорожные пути:

1. Китай - Дальний Восток РФ - ТрансСиб - Европейская часть РФ - Брест (Беларусь) - Польша - Дуйсбург (Германия).

2. Китай - Хоргос (Казахстан) - граница РФ и далее тем же путём по РФ до Германии.

Между железными дорогами РК и РФ идёт активная подковерная конкуренция за китайский поток. Есть естественные преимущества у каждой из сторон. Центральному и южному Китаю проще идти сразу на РФ через Дальний Восток или Забайкальск, но этот путь длиннее и выходит на загруженный Транссиб.

Без специальных усилий скорость доставки обычного груза по жд РФ около 14 км в час или 340 км в сутки. Дело в том, что и РЖД, и КТЖ ничего особо хорошего в плане модернизации путей, станций не было сделано, и всё происходит дедовскими методами. Хорошо, если из Китая идёт состав прямым ходом до Европы. А наши грузы идут вагонами, которые то собираются в составы, то сортируются по пути, пересобираются, пропускают пассажирские поезда, ждут очереди или локомотива.

Глядя назад, можно сказать, что за эти годы огромные возможности были упущены. И стратегические решения не были до конца реализованы. Хотя есть достижения, как видно из отчёта КТЖ перевозки контейнеров выросли на 65% за год, скорость составила 1,150 км за день.

Читайте также
Чего бы ещё такого запретить

У Казахстана колоссальный транзитный потенциал – страна лежит между крупнейшей страной в мире по населению и крупнейшей страной в мире по территории на пути к крупнейшему экономическому блоку в мире – ЕС. Для развития этого потенциала нужны новые пути, новые маршруты. Существующий путь в РФ важен, но это тупик. РФ в этом отношении прямой конкурент, и в какой-то момент это сказывается. Надо идти на Юг, по суше и по Каспийскому морю прежде всего на Иран.

Иран это выход на Персидский залив и прямой путь через Турцию на южную Европу – Болгария, Греция на ближнем подходе. Надо, конечно, развивать паром через Каспий на Баку, но это все равно не решение, это план Б. На пароме много не наездишь.

И главное в этом будущем решении это колея. Нам от СССР досталась так называемая широкая колея в 152 см, и кроме СССР её практически нигде не используют. Стандарт в мире сложился в английской мере 4 фута 8.5 дюймов или 143,5 см. У ширины колеи длинная история, но факт остаётся фактом, и мы уникальны в формате дороги.

Формат дороги создаёт огромные сложности и проблемы. Во-первых, вся техника, которая производится в мире нам не подходит, нам нужно заказывать специально под "наш размер". И это особенно неудобно в будущем, скоростной транспорт вообще трудно подогнать под иные размеры, это фактически отдельный проект.

Читайте также
White house is forBiden...

Во-вторых, вагоны с грузом и пассажирами не могут пересекать границу нашего региона, у них не совпадают колёсные тележки с шириной пути. Поэтому надо или менять колёсные пары или перегружать груз на другие "родные" вагоны. Это замедление и удорожание всего процесса. (А сейчас на Хоргосе из-за ограничений по пандемии вообще коллапс на несколько месяцев).

Удачный пример гибридного решения подала Литва, которая в ЕС стала участником проекта балтийской дороги, которая соединила европейской колеей Литву, Латвию и Эстонию. Но благодаря наличию "советской" железки и выхода на Беларусь они стали главной перевалочной базой товаров из Европы в пост-советские страны и обратно. Они сумели извлечь выгоды из наличия обоих вариантов логистики.

Для развития южного маршрута нам необходимо было строить дорогу от границы с Китаем до Туркменистана и Актау с международной колеёй. Понятно, что есть вопросы по Туркменистану, который итак очень долго соединял свою жд с РК. Есть проблемы с международной изоляцией Ирана, но всё это надо решать стратегически на поколения вперёд (вроде США встречаются с Ираном по поводу возврата к ядерному соглашению в Вене в ближайшее время).

Пока многие годы никуда не двигается проект дороги через Кыргызстан на Узбекистан и далее потенциально через Чарджоу и Мары в Туркменистане на Мешхед в Иране. Этот путь кстати в точности повторяет Великий Шёлковый путь. Верблюды и лошади в караванах шли или через Хоргос на Кеген, там сворачивали на Иссык-Куль и по южному берегу шли на юг через Джалал-Абад и Ош на Коканд, Самарканд. В этот же маршрут вливались те, кто шёл через Торугарт. Но основным путём всё же был Кашгар на Иркештам и далее туда же в Ферганскую долину и на юг через нынешний Иран.

Если Кыргызстан согласует с Китаем международную колею, то появится достаточно серьёзный конкурентный маршрут из северо-западного Китая через Центральную Азию на Иран. Он вряд ли станет ключевым, но может в достаточной степени поменять экономическую карту региона и дать Узбекистану критически важный короткий и эффективный выход на Китай. Но пока Кыргызстан продолжает настаивать на "широкой" колее, и вдобавок на "северном" маршруте через Торугарт, а этот путь длиннее и сложнее, чем южный через Иркештам, и поэтому значительно дороже. Переговоры идут уже более десятка лет, и конца им не видно пока.

Тут важно понимать, что Китай строит дорогу на порт Гвадар в Пакистане через Синьцзян, это даст им возможность избежать длинного участка морского пути вокруг Юго-Восточной Азии и выйти почти к Суэцкому каналу. И на их карте нарисована линия через Центральную Азию на Иран – вопрос через какие страны пройдёт эта линия?

Дорога это не просто доходы от дороги. Дорога это хребет экономики, это ключевая инфраструктура. Китай уже почти прошёл пик строительства на своей территории и располагает и техническими, и финансовыми возможностями экспортировать свои услуги. Помимо развития железных дорог, где они лидеры, они готовы и в перспективе построить автомагистраль вдоль маршрута железки. Кто сумеет этим воспользоваться – окажется в выигрыше.

Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Загрузка...
депутат мажилиса
- Действия Комитета санитарно-эпидемиологического контроля наводят на мысль, что там работают не организаторы здравоохранения, а проктологи.
Зачем Байбеку судиться с Мамаем
О многозначности предстоящего судебного процесса
Казахско-казахский разговорник: 10 симптомов алматинского штамма
Подвержены болезни все слои населения, независимо от возраста, пола, должностного положения, материального состояния и партийной принадлежности
В "Отбасы банке" создали социальный рай
Как за счёт сверхдешёвых госкредитов повысить качество жизни сотрудников
Осаждавшего приют "Араша" майора полиции отстранили от службы
Сбежавшая от побоев жена командира взвода патрульной полиции потребовала уголовного преследования приютивших её людей
На пути к "КазРосНефтеГазу"
Казахстанские нефтяники вернулись из Санкт-Петербурга
Кокпар – брутальная забава для настоящих мужчин. Почему его не видит весь мир?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Получится ли у Байтерека "переварить" КазАгро
Частное мнение по новостям KASE (7-11 июня)
Алма-Ата и Алматы. Думы о былом, или Прогулка по кладбищу
С центральной аллеи уже исчезли памятники 1930–1940-х годов, на их месте есть могилы 60-70-80, а то и 2000-х годов
Евро 2020 (2021): обзор группы F
Обзор квалификационных групп Чемпионата Европы по футболу
Семь друзей-богатырей на Китай нажмут сильней
В отношении России лидеры стран "большой семерки" были не столь категоричны
Бил, запрещал спать, заставлял пить подсолнечное масло
Координатор общественного фонда "Ана Үйі"Асель Абишева спасла четырёхлетнего ребенка от истязаний отчима, который испугался и сбежал
Нур-Султан культурно закодируют за 13 миллионов
Объявлен открытый конкурс с целью модернизации общественного сознания
Родственники осуждённых провели пикет у Актюбинского областного суда
По их мнению, коллегия необъективно пересматривает скандальное дело
Государство должно оплачивать общественный заказ, а не командовать журналистами
А "заказывать музыку" должны налогоплательщики
Чем опасны исторические реконструкторы
Эти реконструкторы начинают сначала безобидно, но потом начинают нести большую угрозу окружающим
Тарифы поднимать нельзя ждать
Вопрос – где в этом предложении поставить запятую
Предпочтителен ли Китаю Байден и как это повлияет на Казахстан
Казахстан заинтересован в интенсивном использовании транспортно-логистического коридора через территорию страны, преодолении последствий "торговой войны" между США и Китаем
"А чего добился я?!"
Рецензия на фильм "Агент Ева", 2020 г., режиссёр Тейт Тейлор, в главной роли – Джессика Честейн
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На коммунальных платежах можно сэкономить до 7 тысяч тенге
Подсчитайте на калькуляторе Ratel.kz свои льготы и узнайте, как их можно получить
Укрощенье реки и судьба человека
Василий Казначеев работал на Капчагайской ГЭС с самого первого дня
Я обязательно отыграюсь!
Эти слова стали роковыми для многих семей
Пора признать голод 30-х годов в Казахстане геноцидом
Целая нация чуть не погибла из-за коллективизации
Социализм – муэрте
- Автор прав! Казахстану, также как Беларуси и Украине, нужна реформа судебной и избирательной системы. Судьи должны избираться, как в западных странах, а на назначаться лидером исполнительной ветви власти. Еще 250 лет назад Шарль Луи Монтескьё писал в книге "Дух законов", что судебная ветвь власти должна быть независимой от исполнительной ветви власти, чтобы судьи судили по закону, а не по указанию чиновников - которые могут уволить судью...
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Почему так не справедливо!! Кто нуждается он не получить накопительный, Хотя маленький часть, Я САМА ЛИчно нуждаюсь, надеялась получу, кредит заплачу!!Потребительский кредит брала, на квартиру купить, а теперь из за карантина еле как живем и платим, залезли еще в долг!! У кого Большие зарплата и так не нуждается!!
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Какую сумму я могу получить? От редакции: https://ratel.kz/raw/pensionnyj_kalkuljator_skolko_deneg_vy_smozhete_zabrat_iz_enpf
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Қанша акша алуға болады От редакции:БЖЗҚ-дағы өз жинағыңызды қалай тексеруге және оның қанша бөлігін алуға болады. Сiлтеме - https://ratel.kz/raw/bzhz_day_z_zhinayyzdy_alaj_tekseruge_zhne_ony_ansha_bligin_alua_bolady
Неэффективные приоритеты чиновников
- Я не против спорта, но пусть спортсмены живут за свой счёт. Пусть собирают огромные стадионы зрителей как "Барселона", "Реал", "Челси" и сами зарабатывают себе на жизнь. Почему они в нашей стране должны жить за счёт пенсионеров, учителей, врачей.
В Минэкологии РК составили карту загрязнения городов Казахстана
- В Павлодаре низкий уровень загрязнения??? Тот, кто эту карту составлял, хоть раз там был?