По итогам 2022 года, впервые за последние шестьдесят лет, сократилось население Китая
Несколько лет назад в мировых СМИ прошла информация: в Индийском океане зародился новый континент, человечество последствия этого события ощутит очень нескоро, но когда-нибудь оно их прочувствует очень сильно. Конечно, если не исчезнет раньше. Нечто подобное произошло в прошлом году, но не в геологической, а в социальной сфере, с будущей проекцией на геополитику и экономику, да и практически на все: по итогам 2022 года сократилось население Китая.
Воздвигнем Дэну памятник?
Многие источники подчеркивают, что это первое сокращение за последние шестьдесят лет после того, как коммунистические реформы МАО Цзэдуна спровоцировали то, что "красные" эксперименты неизбежно несли повсюду: голод с огромным количеством жертв, и 1960 год страна закончила с демографическим минусом в более чем три миллиона человек. Это единственный случай в новейшей истории Китая. Но его последствия были перекрыты уже практически сразу: в 1961 году, хотя голод еще продолжался, был отмечен прирост населения, в 1962 он "прыгнул, как кенгуру", достигнув почти 18 млн, а в 1963 – более 22 млн. Больше такие цифры не повторялись, но вплоть до 2000-го года ежегодный прирост превышал 10 млн человек (половина нынешнего Казахстана – для осознания масштабов). Введение в 1979 году жесткой и системной политики "Одна семья – один ребенок" в первые годы не привела к ощутимому снижению прироста, но он хотя бы стабилизировался на среднем уровне в 14 млн.
Регулировать прирост населения в Китае пытались еще в 1950-х годах, но тогда из этого ничего не вышло. Получилось у ДЭН Сяопина в 1970-х. Если бы не это, то, возможно, сегодня населения Китая было бы минимум раза в полтора больше нынешнего и продолжало бы расти. И тогда геополитическая и экономическая картины мира были бы совсем другими. Особенно для тех стран, что граничат с Поднебесной. А, может, к тому времени уже можно было бы говорить – "граничили". В этом смысле многие могли бы сказать про Дэн Сяопина очень добрые слова, что он "человек столетия". И, например, назвать его именем проспект в Алматы или в Москве. И вот уже при СИ Цзиньпине мы видим новые китайские демографические реалии, заложенные сорок лет назад при Дэне – китайцев становится меньше.
От циновки до СЭЗ
Я впервые оказался в Китае в 1997 году и сразу в Шэньчжени и Чжухае, в китайских "визитных карточках" успешности их реформ. Уже тогда города поражали: транспортная инфраструктура, производственные площадки, парки, уровень сервиса в гостиницах и ресторанах были вполне сопоставимы с американскими. А товары – несравнимо дешевле. Китайские чиновники и менеджеры в ответ на вопрос, как удалось достичь такого потрясающего успеха за очень короткое время, отвечали: свободные экономические зоны! Меня этот ответ не устраивал, так как СЭЗы к тому времени существовали во многих странах мира, но эффекта, хотя бы близко сопоставимого с китайским, больше нигде не было. То же было и с объяснениями успехов дешевизной рабочей силы – а где в Азии или Африке она тогда не была дешевой? Но "шеньчженей", кроме как в Китае, нигде не было.
Здесь стоит сделать отступление. Китайский рывок последних десятилетий ХХ века стал неожиданностью для всех, но для постсоветского пространства, наверное, больше, чем для других регионов мира. Те из нас, кому сейчас под 50 и больше, росли совсем в другой ситуации: Китай ассоциировался не с экономическим успехом, а с крайней бедностью и эксцессами, вроде борьбы с воробьями, затеянной коммунистическим руководством. Популярный анекдот 1970-х: "Китайцы продают два гарнитура, большой и маленький. Большой – две циновки и три портрета Мао Цзэдуна, маленький – одна циновка и два портрета". И представление о Китае как о бедной стране началось даже не с вывертов коммунистических экспериментов. Моя прабабушка рассказывала, что до революции 1917 года был распространенный бизнес: ездить на ярмарки в Китай, покупая там нитки и шелковые ткани, а туда отвозя всевозможные промышленные изделия, вплоть до гвоздей, ведер, серпов. Исторической справедливости ради надо сказать, что ХХ век в этом плане не типичен, в китайской истории были длительные периоды, когда экспорт из страны намного превышал импорт. Но потом китайцы "проспали" промышленную революцию, население продолжало расти, в ХХ веке после свержения монархии пришли десятилетия политической нестабильности и войн, а затем кровавая "вишенка на торте" - победа компартии. Несколько десятилетий нашим соседям было не до прогрессивного развития – выжить бы! - и в наших широтах закрепилось представление о Китае, как об очень отсталой стране. Помню, как после поездки в Китай в 1997 я рассказывал свои впечатления одному из руководителей тогдашней компании "Казахойл" и услышал от него: "Да ну! Ерунда это все, моя теща там была, говорит, они все еще в земляных пещерах живут!". Вот, буквально так.
На самом деле, эти "пещеры" - известное явление, и это феномен инженерной мысли и экологичного подхода к сооружению жилищ в мягких почвах в глубоких речных каньонах, вполне комфортных для своего времени. Спустя несколько лет, в другую поездку в Китай, я их увидел. Кстати, и сегодня в таких живут, даже в Австралии. Но откуда было вчерашнему комсомольскому функционеру, вдруг в начале 1990-х ставшему нефтяным менеджером, это знать?
То, что такие неправильные, сбивающие с толку представления о Китае сохранялись, отчасти было связано с мощной антикитайской пропагандой времен ХРУЩЁВА-БРЕЖНЕВА, а отчасти с тем, как мы увидели Китай впервые, когда он открылся. Заходил он на наш рынок с конца 1980-х с самого дешевого и некачественного ширпотреба, символом которого можно назвать ужасные по дизайну и пошиву пуховики (в 1992 был у меня такой, жаль, не сохранил для "семейного музея!") . Не все сразу поняли, что есть и "другой Китай", который просто тогда был нашему потребителю не по карману.
Возвратившись из той первой командировки в Китай, я задался целью прояснить для себя истоки китайского рывка. Российские и немногочисленные казахстанские китаисты отвечали на это так: отход от централизованной экономики, запуск рынка. Ну, это очевидно, но подобное в конце ХХ века произошло во многих странах, а китайский эффект не повторялся. Конфуцианская мораль и этика, сказала одна знакомая-философ. При всей изначальной спорности этого взгляда тоже хотелось понять, почему именно в Китае возникло такое дисциплинирующее учение.
Так почему же китайские успехи так "выстрелили"?
Продолжение следует.
Иллюстрации из книги "Земля и люди. Всеобщая география", Элизе Реклю, Санкт-Петербург, 1900.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!