Чем закончилось двухнедельное обсуждение предложенного Министерством культуры и спорта проекта закона «О кино»
Целых две недели кинообщественность Казахстана гудела по поводу предложенных Министерством культуры и спорта эпохальных документов – «Концепции развития кинематорграфии в Республике Казахстан до 2050 года» и законопроекта «О кино».
Две недели представители Союза кинематографистов, независимых кинокомпаний, киностудии «Казахфильм» и независимых экспертов за круглым столом ломали копья - выясняли, «кто более матери-истории ценен», бряцая былыми заслугами перед киноискусством и свежими доходами от кинопроката.
И причем сразу было ясно, кто за что рубится:
- «Казахфильм» - за какой-никакой, но госзаказ, который можно «раздувать» на производстве, за который никто не спросит и который можно даже не выпускать в прокат по причине якобы некоммерческой ценности;
- независимые кинокомпании - за какое-никакое льготное финансирование хоть от государства, хоть от черта лысого: лишь бы было на что снимать!
На две недели «неказахфильмовцы» вдруг поверили в то, что наше правительство наконец-то поняло, насколько важна мировая пропаганда Казахстана посредством киноязыка! Увы, не тут-то было...
Но обо всем по порядку.
Итак, Министерство культуры и спорта предложило Концепцию развития кинематографии аж до 2050 года и проект закона «О кино».
Не буду углубляться в фееричные планы построения Нью-Васюков, особенно в части создания казахстанской версии Болливуда или Голливуда.
В законопроекте конкретно было предложено создать Фонд поддержки кино как аккумулятор финансовых средств государства и инвесторов, который через экспертный совет решал бы, какие фильмы финансировать и продвигать.
В том же законе предполагалось ввести спецналог, который отечественные кинотеатры выплачивали бы вместо НДС и КПН в тот самый Фонд поддержки кино.
Была бы введена система «Электронный билет», которая отслеживала бы в онлайн-режиме продажи кионтеатров.
Но в том же законе предлагались абсолютно общие формулировки - что же такое казахстанское кино, кинематографические организации, страхование, кому можно заниматься кино и кому нет...
В чем тут подвох? В чем проблема?
Есть понятия «общего закона» и «закона прямого действия».
Так вот, задача общего закона - определение понятийного аппарата, и этот закон, как правило, начинает свое действие после принятия специальных подзаконных актов: постановлений и инструкций.
В то же время закон прямого действия может непосредственным образом, без ссылки на другие законы и правовые акты, применяться госорганами для решения конкретных задач.
Я считаю, что кинематографистам Казахстана нужен закон прямого действия, который позволит решить вопросы финансирования и продвижения казахстанского кино на местном рынке и за рубежом.
Это было высказано.
...И мнения разделились.
«Казахфильмовские» - те, которые давно живут за счет госзаказа и которым не так важен прокат своих творений, - хотят видеть в законе гарантии стабильных заработков при производстве фильмов в рамках госзаказа. Они против прозрачного распределения средств независимым кинокомпаниям, которые работают на конечный результат, и поэтому «казахфильмовским» там нет работы. Давно всем известно, что «Казахфильм» - убыточное на протяжении многих лет госпредприятие, которое выживает за счет госзаказа, который, кстати, само же формирует, и который утверждается Министерством культуры и спорта.
«Неказахфильмовские» же с завистью смотрят на поистине государственное отношение в других странах к собственной киноиндустрии, где принимаются законы, по которым своим киношникам и инвесторам предоставляются беспрецедентные налоговые льготы. Благодаря им граждане страны смотрят отечественные фильмы и даже ими гордятся.
Так вот, бьюсь об заклад, что мои коллеги из Минюста стопудово не пропустят такой гибрид из положений общего закона и закона прямого действия. А это значит, что создание эффективного механизма финансирования, производства и продвижения казахстанского кино в который раз будет отложено на долгие годы.
Это приведет к тому, что молодые таланты будут зарыты в землю или же произойдет их откочевка в другие страны.
Еще более увеличится киноэкспансия российского и западного кино в наших кинотеатрах и на телеэкранах.
...А есть ли смысл городить такой огород?
Зачем нам с пафосом обсуждать-принимать-утверждать Концепцию развития кинематографии, если речь идет всего лишь о киностудии «Казахфильм» и десятке независимых продюсерских компаний?
Зачем нам принимать вот такой специальный закон «О кино»?
Может, намного проще правительству принять программу по созданию кинокластера на базе «Казахфильма» с приданием ему статуса СЭЗ (свободной экономической зоны)? Тем более что уже есть хороший опыт по созданию медицинского кластера!
Может, намного проще внести изменения в Налоговый кодекс, где освободить от НДС все компании, занимающиеся производством и прокатом кино?
И может, наконец, правительство поймет, что же делать с этой кинобаржей под названием «Казахфильм»? Ведь столько вложили, а она, как известная субстанция, и не плывет толком, и не тонет...
Впрочем, размечтался я преждевременно. Потому что в среду, 26 июля, после двух недель фантазий, Министерство культуры и спорта вдруг поставило крест на предложенных им же самим законопроектах – поскольку, видите ли, наложен мораторий на создание новых госструктур!
И поэтому Фонду поддержки кино - не быть! И если и будет введен спецналог для кинотеатров, то платить нужно будет в... «Казахфильм»!
«Казахфильмовские» празднуют победу.