
На заседании Общественного совета АО “ФНБ “Самрук-Казына” рассмотрели итоги 2023 года
Благодарю за приглашение поучаствовать в качестве эксперта и члена ОС Министерства энергетики.
В заседании участвовали председатель общественного совета Болат ЖАМИШЕВ, председатель правления Фонда Нурлан ЖАКУПОВ, члены ОС и руководители ФНБ, приглашенные эксперты.
Руководство ФНБ рассказало о результатах деятельности за 2023 год. Было довольно много позитивных нюансов. К примеру, чистая прибыль холдинга превысила 1,9 трлн тенге (~$4,1 млрд), почти, как и в 2022 году, несмотря на падение нефтяных цен на 20%.
Заявленных двух часов, конечно, не хватило на обсуждение, которое было как предметным, так и риторическим. Например, каково видение развития холдинга в будущем?
Ранее в своих аналитических публикациях и комментариях в СМИ я приводил цифры: если бы у нас были рыночные цены, то мы бы платили на $3-4 млрд в год больше только по топливу. А это фактическая субсидия свыше 100 тыс. тенге в год на каждого казахстанца, вне зависимости от того, пользуется он авто, общественным транспортом или просто сидит дома.
Общий объем энергетических субсидий казахстанцам и предприятиям МСБ оценивается международными агентствами в $12 млрд в год, то есть свыше 260 тыс. тенге в год!
Если бы в РК были рыночные цены на топливо и энергию в целом, то каждый гражданин платил бы на 22 тыс. тенге в месяц больше.
Я задал вопрос о субсидиях экономике и гражданам со стороны ФНБ, так как Фонд в значительной степени выступает тем самым фундаментальным субсидирующим элементом экономики.
Нурлан Каршагович четко обозначил эту сумму субсидий - это 1,2 трлн тенге в год:
- Убытки КМГ от внутреннего рынка и регулирования цен - это порядка 500 млрд тенге за 2023 год;
- Убытки КТЖ от регулируемых тарифов - около 450 млрд тенге;
- 250 млрд - убытки QazaqGaz, KEGOC, Казпочты и др.;
Я объясню. Это прямые убытки дочерних компаний от тарифов и цен, которые не покрывают себестоимость. Однако при рыночных ценах, я полагаю, это икс два, то есть свыше 2,4 трлн тенге.
Болат Бидахметович и члены ОС также формулировали этот общественный нарратив: мол, Фонд Национального Благосостояния есть, а национального благосостояния - нет.
Вот реальная цифра: убытки на 1,2 трлн тенге - это фактическая прибыль/выгода каждого из 20 млн казахстанцев на 60 тыс. тенге в год!
Семья из трёх человек, по сути, получает от АО “ФНБ “Самрук-Казына” по 180 тыс. тенге в год, которые де-факто экономятся на коммуслугах, топливе, энергии, перевозках и стоимости тех же продуктов питания и услуг.
Было интересным услышать и то, как развиваются фонды благосостояния других стран. К примеру, в ОАЭ уже рассматривают кандидатуры на основе искусственного интеллекта в Правление и Совет директоров.
Интересно, при внедрении ИИ в “КазахМеморандумГаз”, стало бы руководство меньше подписывать меморандумов или нет…
Регламент по времени совещания был ограничен, а хотелось бы также задать следующие вопросы:
1. Не считает ли ФНБ антиконституционными действующие правила приема на работу в КМГ, когда на работу принимают по очереди только жителей районов?
Чем нефтяник с Юга или Севера Казахстана, который прошел обучение, скажем, в РГУ им. Губкина, имеет опыт работы на Ближнем Востоке хуже нефтяников одного из районов Мангистауской области? Убежден, что не место рождения должно определять возможность работать в КМГ, а опыт и компетенции. У нас единая страна, и я считаю, что КМГ должен отменить эту кадровую вакханалию. Это все равно, что в "Самрук-Казына" была бы очередь из желающих трудоустроиться, но принимали бы на работу только тех, кто живет в "Зеленом Квартале".
2. На совещании прозвучал ответ на вопрос члена ОС о проводимой работе с Минэнерго по разъяснению референдума по строительству АЭС.
В декабре мы как члены ОС Минэнерго также задались этим вопросом и сделали вывод об отсутствии какой-либо разъяснительной работы со стороны Минэнерго. Не знаю, что Фонд подразумевает под такой работой с МЭ.
Спросите у своих знакомых: кто-нибудь что-нибудь слышал про такое разъяснение?
3. Предоставление оффтейк-контрактов.
На Совете по барьерам АЗРК мы уже рассматривали этот вопрос. Бизнесмены обращаются с простой проблемой: оффтейк-контракты препятствуют развитию конкуренции.
Это, безусловно, не вопрос только одного ФНБ, это системный вопрос, на который еще нет ответа.
Смотрите, приходит предприниматель в дочку, допустим, КазахГаза. А нет, там меморандум попросят подписать. Хорошо, пусть в КТЖ. Говорит, я построю завод/цех и буду производить для вас такую-то товарную позицию, но дайте мне подтверждающий оффтейк-контракт на 3 года. КТЖ подписывает. Это нормальная практика для развития отечественного производства. Завод/цех запускают, и все прекрасно. Да вот только теперь другие новые производства не смогут претендовать на эти объемы! Потому что КТЖ уже связан этим контрактом на ближайшие годы.
Получается, новое производство с удешевлением цены не имеет смысла, потому что “место” уже занято.
Что-то нужно системное. Наверное, необходимо прописывать возможность пересмотра контрактов на предмет цен и появление новых казахстанских производств.
4. Ну и, конечно, закупки из одного источника в рамках внутрихолдинговой кооперации.
Помню, в период работы в ДЗО КМГ на совещании “Самрук-Казына Контракт” (тогда они мониторили закупки) была простая цифра: закупки в рамках этих правил на 20-30% выше среднерыночных цен на аналогичные ТРУ.
Понятно, что есть вопросы соцстабильности и т.д. Однако, на мой взгляд, все закупки должны быть в рынке. Если какая-то госкомпания не может конкурировать с частными по ценам, зачем она вообще нужна? Почему она мешает развитию конкуренции?
59-ый пункт действующих Правил закупок ФНБ, а именно 17 подпункт, гласит, что методом закупа из ОИ (один источник, то есть без конкурса) может быть “приобретение товаров, работ, услуг у организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия), которых прямо или косвенно принадлежат Фонду на праве собственности”.
Я твердо убежден, исходя из опыта работы и взаимодействия, что данный пункт должен быть отменен. Он мешает развитию реальной конкуренции и снижению бюджетов ДЗОшек.
В целом оцениваю прошедшее заседание как очень продуктивное и информативное. Общественный совет был проведен не для галочки, обсуждение было довольно острым.
Источник: Telegram-канал Олжаса Байдильдинова t.me/baidildinovoil. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!