Казахстан занял последнее место по результатам международного исследования компьютерной грамотности школьников, уступив даже Чили и Уругваю
Все развитые государства уже давно поняли, что невозможно существовать без нового, цифрового мира. За последнее десятилетие технологии и интернет стали достоянием жителей уже не только передовых, но и развивающихся стран, как наш Казахстан. Еще в 2014 году в мире общее число пользователей интернета составляло 2,4 миллиарда человек, в январе 2019 года эта цифра увеличилась почти вдвое - 4,4 миллиарда, а средний ежегодный роста пользователей превысил 10%. Естественно, эта тенденция нашла отражение и в сфере образования.
В развитых странах еще в конце 70-х в школы начали внедрять элементы компьютерной грамотности, чтобы дети умели пользоваться благами цивилизации. В казахстанских школах первые компьютеры для учеников появились примерно в 1996 году. Международное сообщество заинтересовалось - успевает ли система образования за развитием технологий.
ICILS (International Computer and Information Literacy Study) расшифровывается как Международное Исследование Компьютерной и Информационной Грамотности. Его проводили среди учеников восьмых классов (14 лет). Это исследование должно было ответить на критический вопрос современности: насколько хорошо учащиеся подготовлены к учебе, работе и жизни в цифровом мире.
Как дела у наших школьников и школьниц?
Судите сами. Из 14 стран/регионов участниц мы заняли последнее место. Наши дети имеют результат в 395 баллов. Средний балл по исследованию составил 496. У Дании - 553 балла, у Москвы - 549, у Чили и Уругвая по 476 и 450 соответственно. У нас самые слабые результаты, и вот какие интересные выводы получаются:
- среднестатистический датский ученик гораздо более подкован в цифровой и информационной сфере, чем самый лучший казахстанский (95%) сверстник;
- население Казахстана сопоставимо с численностью людей, живущих в Москве. И по прогнозам, через 10 лет только в столице России будет больше толковых специалистов с ИКТ-компетенциями, чем у всей нашей страны;
- между нами и всеми остальными - пропасть;
- мы отстаем даже от Чили и Уругвая.
Насколько печальны результаты?
Результаты учащихся разделяют на четыре уровня, где первый - слабый, четвертый - высокий. Но для таких как мы есть еще один уровень, то есть совсем слабые ученики. Это те, кто не понимает, что такое компьютер и информация и не умеет пользоваться этими инструментами. Доля наших ребят с таким уровнем составляет - 56%. Немного лучше, но все же слабо разбираются в цифровых технологиях 27% учеников, на втором уровне - 15%, на третьем - всего 4%. А вот до четвертого, самого высокого уровня, к сожалению, не дотянул никто.
Какие были задания?
Задания были несложные, интуитивные. От детей не требовали писать код для приложения или взломать систему школьных данных.
Вот некоторые примеры заданий:
- первый уровень: "Что будет, если нажмешь на галочку "запомнить пароль", используя компьютер в школьной библиотеке?". Лишь 50% наших школьников ответили верно. А это ведь небезопасно - запоминание пароля открывает доступ к вашим данным.
- второй уровень: "Какой пароль более надежен? А. fky_345 или B. Fky_38%". Правильный ответ В, потому что такой пароль содержит более разнообразные символы, его тяжелее взломать. Наши ученики дали только 27% верных ответов.
Что все это значит?
В 2026 году эти ребята закончат университеты и выйдут на рынок труда. Предположим, за это время не произойдет чуда, и информационно-коммуникативные навыки казахстанских детей и подростков будут развиваться теми же темпами. Тогда мы получим целое поколение, которое не будет уметь элементарных вещей: провести анализ, обработать данные, подготовить презентацию и т.д. Мы еще больше отстанем от других стран по качеству человеческого капитала. Придется привлекать зарубежных специалистов для выполнения даже не слишком сложных задач. Приведу вам понятный пример. Я работал руководителем одного подразделения в университете, у меня было 90 сотрудников. Во-первых, было тяжело найти этих 90 человек по профессиональным признакам. Искали 67 продвинутых учителей английского языка и ассистентов для них. Пришлось внести два изменения во внутренние приказы, чтобы понизить требования к потенциальным сотрудникам. Были у нас и случаи, когда приходилось нанимать учителей из других городов и оплачивать им проживание. Но даже среди отобранных сотрудников были те, кто не мог в полную силу использовать предоставленные им дополнительные учебные материалы (онлайн).
Подтверждение из повседневной жизни
В последнее время любая бредовая рассылка в WhatsApp имеет потенциал стать вирусной: многие будут пересылать ее друг-другу и верить в то, что в ней написано. Поэтому мы имеем огромное количество людей, которые попадают на деньги в финансовых пирамидах. Человек, умеющий работать с информацией, понял бы, что такой процент доходности объективно нереален.
На малограмотных людях наживаются шарлатаны в социальных сетях, рассказывая о “проверенных” методах лечения, заработка. Населению необходимо научиться обрабатывать информацию, чтобы не тратить время, здоровье и деньги на сомнительные предложения из интернета.
Что теперь делать?
Для казахстанских работодателей реальность такова, что многие организации не могут найти людей с нужными навыками. Поэтому приходится тратить много времени на “воспитание” своих кадров или находить их в других странах.
Работникам необходимо постоянно совершенствовать и обновлять свои цифровые познания, чтобы быть конкурентоспособными и значимыми в своей профессии. Поверьте, реальные навыки владения Майкрософт Офис дадут вам большое преимущество.
Родителям важно уделять больше внимания ИКТ-развитию детей. Умение находить прикольные видео на YouTube вовсе не говорит о цифровой продвинутости вашего ребенка. Пусть использует полезные приложения для обучения, читает полезные статьи из надежных источников и учится получать прочные знания научного характера.
Фото: 2d.by.