И чем дольше длится застой, тем сложнее и болезненнее будет из него выходить
Цена промедления
Элиты Казахстана находятся на перепутье: сохранить сложившееся общественно-политическое устройство или набраться смелости и решиться на реальные политические и экономические реформы (подробнее читайте об этом в статье "Казахстан и меркантилизм" на Аналитическом интернет-портале ratel.kz).
Ключевая проблема – это качество государственного управления. Если оно не соответствует задачам развития, стоящим перед страной, то это грозит серьёзными неприятностями для всех, включая элиты. Все страны, запоздавшие с реформами государственного управления, имели длительные общественно-политические и экономические проблемы. Та же Франция пережила почти столетие революций, а Россия, которая сильно запоздала с реформами в XIX веке, расплачивается за это до сих пор.
Надо признать, что руководство нашей страны не оставляет проблему качества государственного управления без внимания. В новом Национальном плане развития Республики Казахстан до 2029 года есть раздел, посвящённый этой проблеме.
Как принято в подобного рода документах, раздел начинается с отчёта о достигнутых успехах:
“Казахстан последовательно укрепляет позиции в обоих направлениях (Верховенство права и Эффективность государственного управления, Ж.А.). За последние 10 лет был принят ряд мер по модернизации казахстанской правовой системы, включая расширение полномочий Парламента Республики Казахстан и Правительства, повышение независимости судебной ветви власти, систематизацию и повышение прозрачности отраслевого регулирования и условий предпринимательства. Начато внедрение инициатив "Открытого правительства" и формирование компактного, профессионального государственного аппарата. Продолжена работа по децентрализации государственного управления. Достигнутые успехи отразились в улучшении позиций Казахстана в международных рейтингах. За 10 лет страна поднялась на 20 позиций по показателю верховенства права Всемирного банка и в 2022 году заняла 137-е место из 213. По индексу верховенства права World Justice Project в 2022 году Казахстан занял 65-е место из 142, набрав 0,53 балла по шкале от 0 до 1. За период с 2018 по 2022 год показатель эффективности Правительства страны в рейтинге Всемирного банка колебался в пределах от 0 до 0,1 по шкале от -2,5 до 2,5. В 2022 году Казахстан занял 89-е место среди 213 стран”.
Наших соседей по рейтингу Worldwide Governance Indicators (так называется проект Всемирного банка) в 2022 году можно увидеть на диаграмме 1.
Говоря откровенно, наших соседей сложно отнести к государствам с эффективным управлением. Но если посмотреть на соседей Казахстана в 1996 году, среди которых были такие страны, как Буркина-Фасо, Мали, Нигерия, Судан, которые тогда и сейчас можно отнести к категории failed state, то есть явный прогресс.
Обнадёживает и динамика индекса (диаграмма 2).
По проекту Worldwide Governance Indicators (WGI) у Казахстана положительная динамика, и он занимает 6-е место по среднегодовому росту значения индекса. Рядом помещена динамика индекса качества государственного управления по проекту The Bertelsmann Transformation Index (BTI). По BTI у Казахстана явный застой в управлении. В дальнейшем в этой заметке мы будем больше опираться на результаты BTI, чем WGI, только потому, что в BTI есть покомпонентное представление составляющих индекса качества государственного управления. Это корректно хотя бы потому, что в WGI индекс качества государственного управления является результатом интеграции индексов из других проектов, в том числе из BTI.
Если быть честными, то надо признать, что Казахстану за четверть века удалось уйти от статуса несостоявшегося государства к статусу крепкого середняка. Звучит такое признание не очень пафосно, но оно всё-таки значительное. Однако уже сегодня этого явно недостаточно для дальнейшего развития.
Казахстан попал в состояние застоя. Есть как сильное сходство, так и существенные отличия от советского Застоя. Самое главное отличие – это наличие рыночной экономики, пусть и с многочисленными дефектами. Но чем дольше длится застой, тем сложнее и болезненнее будет из него выходить.
Проблема Национального плана в том, что предложенные в нём методы повышения качества государственного управления слабо релевантны текущим проблемам страны. Аргументация будет приведена в последующих заметках.
Фото: pixabay.com.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!