Добрым словом обменник не согреешь
По своей красоте и глубокому содержанию новость про разработку карманного пособия по этике для карманных госслужащих может сравниться только с комментариями к этой новости чиновников.
Так, уполномоченный по этике столичного акимата, а по совместительству заместитель руководителя аппарата акима Астаны Имин САБИРОВ попросил дать ему и коллегам «особые полномочия», а если конкретнее – «дубинку».
«…Надо, чтобы решения подлежали обязательному исполнению так же, как и протоколы полицейских», - прямым текстом заявил товарищ Сабиров.
Следующим шагом станет требование выдать «этикам» погоны и наганы – это неостановимая логика нашей жизни.
Поскольку важнейшей из цитат по этике для нас является цитата Аль КАПОНЕ: «Добрым словом и кольтом можно добиться гораздо большего, чем только добрым словом».
Само введение института уполномоченных по этике, до боли напоминающее давнее советское решение о создании института комиссаров в Красной армии показало, что с этикой чиновников не справляются у нас ни непосредственные начальники госслужащих, ни даже ячейки партии «Нур Отан».
То есть ситуация такая: поскольку мы не можем совладать ни с катастрофической неэффективностью государственных и квазигосударственных институтов, ни с всепроникающей коррупцией, давайте хотя бы дальше разваливать нашу страну вежливо, с улыбкой.
Не освоил бюджет на строительство школ, зато построил себе новый особняк? Искренне, но виновато улыбнись. Требуешь откат? Делай это ненавязчиво, не грубо, а с шутками-прибаутками, заодно и следователей запутаешь.
Врёшь постоянно? Кайся! Только помни, что врать надо прилюдно, поскольку люди любят красивые обещания - это работа. А каяться – это для души. Это надо в специально отведённом месте делать – уполномоченному по этике. Так победим.
Но что-то не заладилось. Если вся государственная машина умудряется регулярно не выполнять или недовыполнять указания самого президента, что им завалить «этическую реформу»? Раз плюнуть!
Вот и Имин Сабиров привёл красноречивый и прекрасный со всех сторон пример: руководитель АО "Астана-Теплотранзит" Василий КУРИСЬКО пришёл в обменник поменять свои кровные полмиллиона тенге на более ценную и надёжную у нас в стране валюту – не нашу.
Но гражданина Курисько не устроил предложенный курс. Поэтому он, со слов Сабирова, взял и… отключил обменнику отопление. В связи с этим случаем Сабиров и упомянул о своей беспомощности как уполномоченного по этике: мол, сделать ничего так и не смогли с этим Курисько: «Максимум, что могут – это порицание или выговор».
Что же мы можем увидеть в этой истории, если перевести её на общечеловеческий казахстанский язык?
Во-первых, руководитель предприятия-монополиста в сфере коммунальных услуг у нас вполне себя ощущает полным хозяином жизни, как и какой-нибудь даже районный замакима.
В отличие от того этического кодекса, что разработали официально для госслужащих, реальный, непечатный, этический кодекс страны гласит, что общество разделено на сословия и мелкие предприниматели вместе с остальным неприкаянным народом – на положении рабов.
Они должны делать всё, как прикажут господа, у которых доступ к вентилю или к какой-нибудь печати, или даже к телефону местного полицейского начальника – и даже устанавливать нужный валютный курс. При этом улыбаться: этика, как-никак.
Во-вторых, руководитель предприятия-монополиста – это круто в нашей реальной иерархии: плевать он хотел на акиматовского уполномоченного по этике.
В-третьих, обменник этот не принадлежит и не «крышуется» никем из акимата, администрации президента, КНБ, Генпрокуратуры, Верховного суда и т.д. и т.п. То есть просто обменник, какого-то невлиятельного гражданина, что само по себе уже возмутительно.
Иначе бы вопрос с отключенным отоплением быстро бы решился распятием гражданина Курисько на ближайшем столбе, как это принято в нашем реальном этическом кодексе.
Что же в итоге? «Комиссар» по этике требует себе наган… то есть, простите – чтобы его решения исполнялись как протоколы полицейских. Обменник, судя по всему, так и не отапливается, и на его примере мы видим реально эффективный способ заморозки курса.
А на глобальном уровне Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции подготовило для чиновников карманное руководство по этике.
Чтобы отныне госслужащие могли его всегда носить с собой, как хунвейбины цитатник Мао или христианские проповедники Новый Завет, и при возникновении любой непонятной ситуации туда заглядывать.
Хоть ты в обменнике, хоть в стрип-клубе, хоть устраиваешь своего зятя в органы. Глянул в карманный кодекс – уппс… и передумал нарушать.
По мнению агентства, такая кардинальная моральная мера, видимо, исправит ситуацию, описанную специалистом Научно-исследовательского центра «Билим» Алиёй ОРАЗГАЛИЕВОЙ: «93,1% (госслужащих – Д. Ш.) отметили, что ознакомлены с содержанием Этического кодекса, но для 32,2% многие пункты остались неясны в полной мере, 38% отметили необходимость разъяснения основных положений Этического кодекса. В среднем только 43,4% верно ответили на вопросы на знание положений норм кодекса, 40,8% - не верно».
Если проще: треть госслужащих просто не понимает, что такое этика госслужащего. А вот если у них будет карманное пособие, то они, конечно же, нравственно преобразятся.
А что же делать замороженному обменнику?
По-моему, куда эффективней было бы отправить его упрямому хозяину тираж этого кодекса, чтобы он бы его сжёг в буржуйке - всё какая-то польза.