Обзор партийной прессы страны
Известное выражение "Информация – это власть" приобретает в Казахстане особую актуальность и в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, и в рамках подготовки к предстоящим парламентским и местным выборам. В последнем случае безусловным преимуществом обладают партии, имеющие свои СМИ и иные информационные ресурсы.
На первом месте в этом отношении находится партия "Nur Otan", располагающая собственным холдингом "NUR Media". Ключевым ресурсом здесь является телеканал "Астана", который, по некоторым оценкам, попал в топ-3 телеканалов страны. По крайней мере, на текущий момент статистика посещаемости его сайта составляет 93232 просмотров и опережает, в частности, "Qazaqstan TV" (51405). К тому же "Astana TV" имеет 1 млн. подписчиков в "YouTube". Далее следуют газеты – русскоязычная "Литер" и казахскоязычные "Aiqyn" и "Turkistan". Издания выигрывают одновременным выпуском бумажных (к примеру, еженедельный тираж "Литера" составляет 120 тыс. экземпляров) и наличием онлайн версий. В настоящий момент статистика посещаемости последних составляет: "Литер" - 112624, "Aiqyn" - 38390, "Turkistan" - 17763 просмотров. Наконец, в пользу партии власти вещают достаточно популярные радио "NS" и "Orda FM". Причем соответствующие количественные показатели хорошо сочетаются с качественным содержанием. В частности, в эфире "Astana TV" и на страницах "Литера" обсуждаются актуальные вопросы развития казахстанского общества и государства с участием как представителей "Nur Otan", так и независимых экспертов.
Второе место следует отдать Коммунистической народной партии Казахстана. С 2004 года она издает на ежемесячной основе журнал "Коммунист Казахстана". Несмотря на довольно скромный тираж (11 тыс. экземпляров), с электронной версией журнала можно ознакомиться на официальном сайте КНПК. Однако, если данный журнал рассчитан преимущественно на самих партийцев и их единомышленников, то для работы с широкими слоями населения партия использует информационно-аналитический портал "Rezonans.kz". Он выгодно отличается разнообразием обсуждаемых тем и персонами привлеченных экспертов, в том числе зарубежных. Кроме того, КНПК запустила онлайн систему "E-Party.kz". Правда, отсутствие, видимо, по техническим причинам доступа к ней в настоящий момент не позволяет понять уровень значимости данного ресурса. При всем этом КНПК проигрывает из-за отсутствия в своем распоряжении масс-медиа на казахском языке.
Демократическая партия Казахстана "Ак жол" пользуется информационной поддержкой известной казахскоязычной газеты "Қазақ үні", президент которой Казыбек ИСА является одновременно заместителем председателя данной партии. Месячный тираж издания составляет 60400 экземпляров, а его онлайн версия собрала 9544 просмотра. Хотя в пик своего политического расцвета в 2004 году ДПК "Ак жол" имела в своем распоряжении республиканские газеты "Ак жол Казахстан" и "Эпоха", выходящие на казахском и русском языках тиражом 25000 и 15000 экземпляров соответственно. Но, как говорится: "Все течет, все меняется".
Общенациональная социал-демократическая партия хотя и выпускает свою газету "Социал-демократ", но с небольшим тиражом и распространением главным образом среди партийного актива. Правда, до смещения в сентябре 2019 года с должности председателя партии и исключения из ее рядов известного общественного деятеля и журналиста Ермурата БАПИ ОСДП пользовалась информационной поддержкой издаваемой им газеты "DAT - Общественная позиция".
Народно-демократическая патриотическая партия "Ауыл" и политическая партия "Бірлік" ни собственных, ни аффилированных с ними СМИ не имеют. При этом последняя из них после участия в парламентских выборах 2016 года прекратила работу своего официального сайта. Впрочем, для партии, которая фактически не ведет никакой работы в межвыборный период, это вполне естественно.
Что касается сайтов остальных партий, то только у "Nur Otan" и "Ауыл" указана статистика посещений. Правда, у второй из них соответствующая статистика не ведется ежедневно, а указана следующим образом: "Ежедневно: 115; еженедельно: 753; ежемесячно: 5982". Тогда как уровень посещения сайта партии власти в настоящий момент составляет 7621 просмотр. Отдельной большой темой является присутствие казахстанских партий в социальных сетях. Но об этом в следующий раз…
Источник: страница Андрея Чеботарёва в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Иллюстративное фото из открытых источников.