Какие налоги нужны Казахстану

3278 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Вторник, 21 Мая 2024, 17:30

Изменения, которые надо внести в новый Налоговый кодекс, но которые не понравятся многим предпринимателям

Первый Налоговый кодекс был принят в Казахстане в 2001 году. Просуществовав 7 лет, был заменен на новый, который вступил в силу в 2009 году. Кодекс образца 2009 года просуществовал 9 лет, и в 2018 году приняли уже третий Налоговый кодекс, который действует по сегодняшний день. На дворе 2024 год и в этом году планируется разработка нового Налогового кодекса, который должен быть введен в действие с 2025 года, другими словами, третий Налоговый кодекс скорее всего просуществует 7 лет.

Читайте также
Как казахстанские банкиры без труда зарабатывают сотни миллиардов

Самое интересное заключается в том, что принципиально налоговая система вообще никак не поменялась с 2002 года и каждый последующий Кодекс был усовершенствованной копией предыдущего. Сейчас, скорее всего, также за основу возьмут старый кодекс и будут вносить косметические правки, без изменения самой налоговой политики страны. Если честно, не вижу большого смысла в постоянном переписывании кодекса, так как такие изменения можно просто вносить на уровне изменения текущего Кодекса. Если переписывать Кодекс, то лучше его писать с нуля, с привлечением внешних консультантов и без привязки к действующему Кодексу. Правда такой процесс займет минимум года два, если мы хотим получить работающий документ, который будет отвечать поставленным целям.

Бытует мнение, что вся проблема у нас заключается в теневой экономике и, если разобраться с налоговым администрированием, то мы решим вопрос с доходной частью. Я с таким мнением не вполне согласен, так как на это есть ряд причин:

1. У нас нет научно доказанной оценки теневой экономики и ее влияния на доходную часть бюджета с целью увеличения доходов, поэтому не все так однозначно. Любой неучтенный и не обложенный доход дальше превращается в расход, который облагается налогами, соответственно, сокращая теневой сектор, косвенно будет сокращение и доходной части у части предприятий, которое сократит выплаты налогов. Это непростая задача для подсчета: для этого нужно иметь много данных и большую аналитическую команду. На уровне ощущений и субъективного мнения принимать решения о влиянии налогового администрирования на будущие доходы крайне опасно, и все это может привести к нулевому эффекту, так как проблема не в администрировании, а в налоговой системе.

Читайте также
Рецепт спасения страны – пить три раза натощак

2. У нас нет критериев, что относить к теневой экономике: например, если проституцию и наркотики точно можно назвать теневой экономикой, то дробление бизнеса через ИП и ТОО, которое нам государство дает легально делать, сложно назвать теневой экономикой, хотя и те и другие не платят налоги.

3. Налоги должны быть простыми, но не упрощенными, что значит: чем больше льгот мы предоставляем для определенных налогоплательщиков, тем сложнее администрировать такие системы, так как легальные льготы с субъективным суждением всегда будут порождать различные схемы налоговой оптимизации, что у нас сейчас в стране поголовно происходит. Чтобы этого избежать, льготные режимы должны быть крайне простыми и предметными, а классические налоги не должны иметь льгот и исключений. В нашей системе все это есть и без радикального изменения налоговой системы, решить вопрос с администрированием будет очень сложно и дорого.

Перечисление всевозможных принципов требует большого объема текста, поэтому я приведу некоторые системные вещи, которые можно внедрить и которые могут решить вопросы собираемости, но которые не понравятся многим предпринимателям:

- исчисление НДС нужно сделать кассовым методом с отдельным счетом, что позволит полностью сделать его прозрачным. К слову, на роль этого вполне может подойти наш электронный тенге, здесь его применение будет бесценным;

- упрощенные режимы для малого и микробизнеса должны предоставляться только для сегмента B2C, что полностью убирает лазейку оптимизации налогов через услуги ИП, что сейчас крайне популярно;

Читайте также
Государство стимулирует совсем не то, что надо стимулировать

- нулевые ставки по отдельным видам деятельности должны исчезнуть, и если сильно хочется помогать, делать это через систему субсидирования, что позволяет контролировать величину льгот;

- системы налогообложения ФОТ должны быть объединены в один налог, думаю, государство само в состоянии сделать расщепление между фондами;

- громоздкие, сложно исчисляемые и плохо администрируемые налоги недропользователей должны быть преобразованы в обычные роялти, которые платятся с реализации, а не с добычи;

- подоходные налоги должны быть прогрессивными, что позволит стимулировать расходы и инвестирование;

- налоги на собственность должны быть привязаны к рыночным оценкам объектов, что сделает их более справедливыми;

- для профессиональных работников должен быть отдельный вид налогов, которые они платят. Например, адвокаты, риэлторы и так далее. Должна быть аккредитация таких работников и членство в профессиональном сообществе.

- налоги, которые можно объединить с другими налогами, например, налог на транспорт явно можно включить в акциз на ГСМ. Сокращение расходов на администрирование и выравнивание цен на ГСМ с соседями решит сразу же две задачи.

Список можно продолжать, но идея заключается в том, что, чем проще и понятнее будут налоги, тем легче будет их администрировать. Когда у тебя льгота на льготе и есть возможность через данные льготы уменьшать налоговую нагрузку, то это приводит к усложнению налогового администрирования, а самое главное - к субъективному суждению налоговиков, а субъективизм - это всегда поле для коррупции.

Фото: сгенерировано ИИ.

Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel. Публикуется с разрешения автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером