Как женщины-путешественницы меняют мир

2670 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 04 Фев 2024, 12:00

Мечты должны сбываться

Читайте также
Ратель. Лучшее за 2023 год. Евгения Морозова

Сейчас модно составлять разные списки и рейтинги. Ну, вы тоже такое встречали: "списки стран, которые…" И так далее. Обычно я прохожу мимо. Но недавно я наткнулась на один такой рейтинг - "Самые безопасные страны для женщин-путешественниц в 2023 году". И он меня заинтересовал. Я сама очень люблю путешествовать одна (хотя с семьей и с друзьями тоже люблю) и потому мне этот список был важен.

Вообще никаких неожиданностей в нем нет. Правда, я не была во всех странах, там указанных - еще не доехала до Японии, Великобритании и Норвегии. А из всех остальных на первое место для соло-путешественницы поставила бы Германию. Вот там я была совершенно спокойна. Но это мой опыт.  

Кстати. По тем же рейтингам и статистике, женщины более активные путешественники, чем мужчины. Читала, что за последние 15 лет количество девушек, путешествующих соло, выросло на 75%! Сейчас уже нет никакой (мне кажется) предвзятости к solo female travel (даже специальный термин появился). Нет уже или почти нет, по моим наблюдениям, каких-то косых взглядов или разговоров вокруг этого явления. И никто уже и не думает, что если девушка (неважно, какого возраста) путешествует одна, то она, должно быть, по жизни одинока, без семьи и друзей, что у нее скверный характер, что она интроверт, секс-турист и так далее.

Думаю, вряд ли вообще сейчас кто-то будет анализировать, с какой целью девушка едет в отпуск одна. И есть ли у нее вообще какая-то цель, кроме путешествия.

Мало того, я совершенно уверена, что вот такие путешествия – когда ты летишь на самолете в большой город, когда ходишь там по всяким известным туристическим местам, живешь в самом центре в хорошей гостинице – уже достаточно безопасны. Конечно, если не искать приключений специально… Ну а если искать – их можно найти и в самом безопасном городе.

Читайте также
Кладбищенские тайны города Семея

Ведь это все очень условно: опасно или не опасно. Нет таких мест, куда ехать женщине одной не стоит. Но есть действия, которые соло-путешественнице не надо совершать, вот это я точно знаю.  Например, не стоит соваться в городские районы с плохой репутацией. И тут неважно, где вы находитесь. Это может быть и Берлин, и Нью-Йорк, и Буэнос-Айросе, и Париж. И уж точно не надо гулять в позднее время в таких районах. А еще надо уметь слышать свою интуицию, а она все подскажет.

Об этом замечательной и очень полезной для путешественника привычке – слушать свою интуицию – рассказала мне Вена КАММАРОТТА, итальянская путешественница, которая уже два года идет путем Марко ПОЛО.

Да. Два года! Пешком.

С Веной я познакомилась в ноябре в Алматы. 

Мне, надо сказать, в жизни очень повезло – вокруг меня немало женщин, удивляющих и заражающих своим вдохновением и энтузиазмом, которым статичный образ жизни кажется чуждым, неинтересным и непривлекательным. Но Вена поразила меня своей энергией и своими грандиозными планами.  Вена планирует пройти в этом маршруте около 22 тысяч километров, побывать в 15 странах и завершить путешествие в Пекине в декабре 2025 года.

Мысль пройти этот путь пришла Вене после прочтения "Книги о разнообразии мира", в которой итальянский купец Марко Поло описал свое путешествие по Азии. И Вена решила этот маршрут повторить, используя опыт своего земляка, самого, пожалуй,  известного европейца времен Средневековья, побывавшего в центральноазиатском регионе.

Вот тут вы, возможно удивитесь: где Алматы, а где маршрут Марко Поло!

И это действительно так – Марко Поло не бывал на землях Казахстана. Он был на территории нынешней Турции, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана и Кыргызстана. И Китая, конечно. Но не у нас. Но Вену очень интересовала история, традиции и культура нашей страны, хотелось побывать в знаменитом Туркестане, известном городе Великого Шелкового пути, и она сделал "небольшой крюк", чтобы его увидеть. А потом оказалась неожиданно в Алматы.

И мы стали договариваться о встрече. Но все не получалось. Хотя она всю эту неделю была в Алматы, и я всю эту неделю была в Алматы, и мы даже пересеклись ненадолго. Но не поговорили, только успели сделать фото. И опять разбежались каждая по своим делам. Мы же очень занятые девушки.

Читайте также
Хроники Верного. Дело всей жизни

А мне (да и ей, думаю) очень хотелось поговорить, познакомиться поближе.

Но время шло, Вене надо было уже ехать дальше - в Кыргызстан, а оттуда – домой, на зимовку. Да, зимы она сразу же решила проводить дома... И я смирилась.

Что ж, познакомимся поближе в другой раз, подумала я.

А судьба подумала – ну нет, они должны встретиться!

И дальше случились чудеса.

Отъезд Вены отложился на день. И мы смогли поговорить. И я даже успела познакомить итальянскую путешественницу с путешественниками нашими, алматинскими – "Охотниками за петроглифами".

И ей было интересно увидеть, как и с чего начинается парк петроглифов "Аркалан".

… Если начинать с самого начала, то об итальянской путешественнице, которая решила пройти путем легендарного Марко Поло от Венеции до Пекина, мне рассказала другая путешественница – Жазира ЕСЕКЕЕВА. Она алматинка, родом из Туркестана. Познакомились мы с ней в Самарканде – она присоединилась к нашей группе во время прошлогоднего путешествия по Узбекистану. 

А с Веной Жазиру познакомила мама. Да, мама – ЕСЕКЕЕВА Ляззат. У нее гестхаус в Туркестане - уютный дом, и там любят останавливаться те путешественники (в основном, иностранцы), которые не ищут в дороге комфортных и безликих пять звезд, а любят аутентичные жилища и нормальное человеческое общение с вкусной домашней едой и разговорами за чашкой чая.

Читайте также
Гляжусь в ковёр как в зеркало

Вот Вена и пришла к ней в дом. И прожила там несколько дней. А потом перебралась на несколько дней в Алматы и остановилась у Жазиры. Ну, а Жазира уже нас познакомила. Такой длинный, запутанный путь, который как раз и объясняет, что же нас троих связывает. Путешествия, дорога.

Вена родом из небольшого городка под Венецией. Имя ей дал папа, в честь города Вена. Он очень любил этот город, и очень любил музыку.

Вена - заядлый пешеход, турист с огромным стажем. Более 30 лет она путешествует. Побывала на Тибете, в Палестине, Израиле, Патагонии и Мадагаскаре. Бродила по средневековым городам южной Италии в регионах Кампания, Калабрия, Базиликата.

Она горный гид, натуралист (какое забытое слово!), волонтер. И уже пенсионерка. По документам. А так – симпатичная женщина, полная энергии, сил и слегка безумных идей.

Ну как еще можно назвать еще идею в 72 года покинуть семью и отправиться с рюкзаком в путь из Венеции в Пекин?

Только безумием.

Так считали многие ее соседи. Городок маленький, и там всех взбудоражила новость, что Вена отправляется в путь. Соседи ужаснулись, дочери (а их у Вены три) тоже не сразу приняли решение мамы. И внуки удивились – у всех бабушки как бабушки, сидят дома, вкусную еду внукам готовят, а их бабуля ушла в поход.

Сейчас же именно семья – дочери и внуки – ее большая поддержка. Да и городская общественность теперь гордится такой землячкой. И пристально следит за ее путешествием. Учительница одного из внуков Вены даже завела карту и наносит на нее передвижения отважной землячки.

И это все здорово. Но не страшно ли идти одной по порой мало обитаемым дикими местам, не было ли в путешествии опасных моментов, неприятных ситуаций? Этот вопрос, я конечно же задала Вене. Она сказала – нет, не страшно. Надо слушать свое сердце, оно подскажет.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Нам здесь жить

Сейчас Каммаротта дома, общается с родными, ждет весны, чтобы продолжить путешествие… Оно закончится в 2025 году в Пекине. Еще идти и идти. Отступать она не намерена. Во-первых, у нее есть цель, а во-вторых – ей нравится путешествовать, встречаться с людьми, видеть новые места, узнавать новое…

Кстати, женский соло-туризм появился не в 21 веке. Правда, широкая общественность вот так, с наскоку и не вспомнит имена первых путешественниц.

Ведь это о великих путешественниКАХ написаны книги и сняты фильмов - эти мужчины покоряли океаны, переходили горы, открывали новые земли и жили в диких племенах. Ну и каждый (и я в том числе) может вспомнить пару-тройку имен. Но как насчет путешественНИЦ? Но они были.

Хотя отношение общества к путешественницам (я сейчас про европейское общество, про другие у меня нет информации вообще) тогда было неоднозначным, подразумевая, что  удел женщины – домашнее хозяйство и семья, и только там она может проявлять свои героический характер и тягу к приключениям.

Женщин, отправившихся в отдаленные земли вместе с мужьями, общество хоть как-то могло понять – эти дамы были рядом со своими супругами, разделяли с ними все тяготы пути, то есть по сути выполняли свой долг и демонстрировали этим свою преданность мужу.

Иным было отношение к женщинам, путешествовавшим без сопровождения мужчин. Их считали особами эксцентричными, странными. И "незащищенными". Даже если они были физическими крепкими и могли постоять за себя в опасных ситуациях. В основном, это были небедные дамы, как правило, вдовы или "старые девы", и путешествовали они с компаньонками. Совсем одна – это вообще за гранью понимания обывателей.

Первыми дамами, отвоевавшими у мужчин право самостоятельно ездить по свету, совершать собственные географические открытия и вступать с ними в научные географические сообщества, стали англичанки. И случилось это еще в 18 веке. Вот имя леди Мэри Уортли МОНТЕГЮ, наверное, знакомо всем (почти всем) почитателям трэвелога как жанра. Утонченная и образованная Мэри не просто много путешествовала по Европе, Азии и Африке, но и описала потом свои впечатления от этих путешествий в книгах, самая известная из которых - "Турецкие письма" - первое произведение светской женщины о мусульманском Востоке, имеет к тому ж и научную ценность.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Город которого нет

Путешествовала она и с мужем-послом, и сама по себе. Соло-путешественницей, эту леди конечно назвать сложно – ее самостоятельные путешествия совершались в окружении слуг, носильщиков и солдат, но именно она зажгла описаниями своих приключений тягу к путешествиям у многих своих читательниц.

Общественность (читай: мужская ее часть) к женщинам-путешественницам не относилась серьезно и географических и этнографических инициатив их не поддерживала.

Книги, написанные в результате "дамских" путешествий, относились тогда к жанру легкой литературы, разновидностью дамских романов. Да и вообще вся эта затея с женскими путешествиями оценивалась как "дерзость и эмансипация". И в целом, они были правы: деятельность женщин-путешественниц конечно ж была эмансипирующей. Путешествуя, они утверждали свою способность к самостоятельности, способность заниматься делами, далекими от домашней сферы. И потихонечку все более завоевывали признание и авторитет в сфере научных изысканий. Да и общество постепенно стало привыкать к дамам-путешественницам.  

Женщинам же понравилось колесить по свету, и вслед за знатными и богатыми (которым в силу их происхождения и денег странности в виде тяги к приключениям прощали) в путешествия втянулись менее знатные, менее богатые, позже к англичанкам присоединились американки, француженки, немки и пошло-поехало… К тому ж туризм как явление тогда вообще развивался стремительно, и к началу 20 века женщина-путешественница в горах Швейцарии или в пустынях Египта уже мало кого удивляла.  

Ну а настоящих соло-путешественниц было тогда мало. Но были. И путешествовали они в основном по железной дороге или в тарантасах, выбирая проторенные туристические маршруты, останавливались в рекомендованных путеводителями отелях с хорошей репутацией, для обедов и ужинов предпочитали опять же рекомендованные рестораны и трактиры… Прям как мы сейчас…

Но были и исследовательницы диких мест. За их путешествиями следил с придыханием весь мир – они шли опасными и малоизученными маршрутами, а их путешествия длились не месяц и не два, а намного дольше. Одна из таких путешественниц пробыла в дороге в дороге больше двух лет!

И прибыла в наш город, тогда Верный, 14 февраля 1914 года – 110 лет назад!

Это была всемирно, не побоюсь этого слова, известная путешественница КУДАШЕВА Александра. То ли Герасимовна, то ли Георгиевна (информация разнится).

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Весь национальный балет Казахстана в одном альбоме

Это была уже вторая ее экспедиция, первая состоялась четырьмя годами ранее. Тогда отважная путешественница в одиночку, имея в провожатых только собаку сенбернара, а в личном арсенале защиты только револьвер и кинжал, преодолела путь от Харбина до Санкт-Петербурга верхом на лошади. А это 12 тысяч верст! (Некоторые источники пишут, что 9 тысяч, но это тоже немало).

Путешествие проходило в условиях бездорожья сибирской тайги, вдоль Маньчжурской границы, потом по старому Московско-Сибирскому тракту и далее в Санкт-Петербург. Тогда за путешествием 37-летней путешественницы, ее коня Монголика и сенбернара Фараба следили все европейские и, конечно ж, российские газеты.   

Второе путешествие она совершила на другом коне – Крите. И вот это путешествие длилось 2 года. Началось оно в тогдашней столице, Санкт-Петербурге, потом она через Сибирь отправилась в Корею, проехала в Китай, Монголию и уже на обратном пути заехала в Ташкент, побывала в Семипалатинске и Верном.

О том, как ее встречали на всем протяжении пути местные жители (а случалось там разное, не только хорошее), какие встречи у нее проходили в городах и населенных пунктах, журналисты писали подробно и с деталями. Есть эти статьи и в "Семиреченских ведомостях" того времени, собственно, оттуда все наши краеведы и просто любопытствующие (как я) и черпают информацию.

Очень интересно их читать, я про старые газеты, и не только потому, что там описаны новости того времени, но и потому, что по датам газет можно понять, насколько сложным и долгим был путь, который сейчас на самолете преодолевается за пару часов.

Из Семипалатинска, "где путешественницу встречал губернатор А.Н. ТРОИЦКИЙ", она "7 января выехала на Верный по большому почтовому тракту… В Верный она надеется прибыть к половине февраля, а к сентябрю месяцу в Петербург, как конечной цели своего далекого и трудного путешествия. 

А.Г. Кудашева одета в мужской костюм в память своего покойного мужа, оренбургского казака".

Читайте также
Семей: город, к посещению обязательный

"19 января госпожа Кудашева выехала из Сергиополя".

"31 января в теплый и солнечный день прибыла в Капал госпожа Кудашева".

"2 февраля выехала из Капала в Верный, куда ожидается 15 или 16 февраля".

(Ого, две недели пути! Летом мы группой путешественников ездили в Капал – дорога заняла всего 4 часа!)

И вот, наконец:

"14 февраля около двух часов дня  Ал. Герас. Кудашева приехала в Верный. За Алферовской рощей ее встретили представители местной администрации и местного скакового общества. В саду Военного собрания для Ал. Герас. были поставлены две богатые юрты, соединенные в одно помещение, здесь путешественница и остановилась. В первый день Кудашева хлопотала около своего Крита, а потом отдыхала".

Вот такое странное сокращение имени – Ал. Герас., но видимо так было принято…

А Алферовская роща – это нынешняя роща Баума.

Военное собрание – это Музей музыкальных инструментов. А сада, где стояли юрты, уже нет.

На другой день, пишут газеты, Кудашева провела три часа в семье тогдашнего генерал-губернатора Михаила Фольбаума (об этой личности надо писать отдельно, он оставил жесткий и кровавый след в истории нашего края).

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Нереальная реальность

Вечером она сделала в здании Военного собрания доклад – с 7 до 10 вечера. Зал был переполнен. Выход Кудашевой был встречен аплодисментами. Перед присутствующими предстала коротко остриженная женщина лет сорока, одетая по-мужски – в бешмет и черкеску кавказского покроя. Она рассказывала о себе, о своем путешествии, о том, как кормит коня и ухаживает за ним. Говорила и о том, какие цели преследует она своими опасными путешествиями.

"Свою цель г-жа Кудашева формулирует так: "Хочу доказать выносливость и смелость, которую может выказать русская женщина, в частности доказать опытность в отношении ухода за лошадью и способности сделать 8000-версный пробег совершенно самостоятельно".

В воскресенье 16 февраля в Военном собрании в честь героической путешественницы был дан обед.

А "утром 17 февраля А.Г. простилась с Верным и тронулась в дальнейший путь".

Как сложился этот самый дельнейший путь путешественницы, я не знаю. Нет информации.

Некоторые источники указывают, что после экспедиции она служила в армии, работала в Кургане на конезаводе и одновременно руководила городской ветеринарной амбулаторией, была заведующей земельным отделом в Кокчетаве. Вроде бы (но не нашла документов) участвовала в Западно-Ишимским восстанием, потому ее и арестовали и расстреляли.

Читайте также
Взятие Верненской крепости

Только у петропавловского краеведа Сергея Виниченко прочитала, что он делал запрос в архив и получил вот такую информацию: "Кудашева Александра Герасимовна. Родилась в 1873 г., РСФСР район, Петроград.; русский; образование начальное; Зав. зем. отделом. Проживала: Акмолинская обл. (Целиноградская) Кокчетав. Арестована 8 марта 1921 г. ЧК Акмолинской губ. Приговорена: Тр. ВЧК по Сибири 2 марта 1921 г. Приговор: ВМН. Реабилитирована 2 августа 1999 г. пр-ра Бостандыкского р-на г. Алматы Закон РК от 14.04.1993. Источник: Сведения ДКНБ РК по г.Алматы".

Опять поясню: ВМН – высшая мера наказания…

Вот такая трагическая история путешественницы.

У других, мне известных путешественниц начала 20-го века, жизни сложились не так мрачно.

Гертруда БЕЛЛ (1868–1926). Это участница многих археологических восточных экспедиций, "Королева пустыни" (помните фильм с Николь КИДМАН? Так это про Белл).

Она добилась создания Ирака и Иордании и при ее активном участии была сформирована новая политическая карта региона. А свою старость она провела в дорогом ее сердцу Багдаде, там же и ушла в последнее свое путешествие.

Нелли БЛАЙ (1864–1922), журналистка с говорящим прозвищем Леди Сенсация и путешественница, которая в 1888 году побила рекорд героя романа Жюля ВЕРНА "Вокруг света за 80 дней" Филеаса Фогга".

Да, ее кругосветка уложилась всего в 72 дня. Жила она очень насыщенной профессиональной жизнью – писала статьи из очагов эпидемий и психбольниц, проводила журналистские расследования, боролась за права женщин. И путешествовала.

Ее последней работой было освещение военных событий на Восточном фронте Первой мировой войны. Умерла от воспаления легких.

Александра Давид НЕЭЛЬ (1868-1869). Ее называли "Бабушка Будда", она бывала в Индии, Японии, Корее и Китае. Она обучалась йоге, санскриту и спала на гвоздях.  

Она стала первой европейской женщиной, побывавшей в Тибете. Написала десятки книг, перевела с санскрита множество священных писаний, построила на юге Франции тибетский культурный центр, где проходили встречи с искателями приключений. Ей было 82 года, когда она покорила альпийский перевал высотой более 2000 метров. А когда ей исполнилось сто лет, она получила новый паспорт для загранпоездок. Умерла в 101 год.

По одну из ее романов в 2006 году сняли фильм "Долина цветов". Очень хороший фильм, один из моих любимых. Собственно, через него я и узнала об этой выдающейся женщине.

Делия ЭЙКЛИ (1869–1970) тоже прожила сто лет. И стала одним из первых западных исследователей, проникнувших в пустыню между Кенией и Эфиопией. Она путешествовала в одиночку, и ничего не боялась.

"Бояться – обрекать себя на тусклое существование", - писала она. О, тусклое – это не про нее. Ее жизнь была яркой и полной приключений. Ей даже удалось провести несколько месяцев в обществе пигмеев Заира. А ее этнографические труды до сих пор не потеряли своей актуальности. Она вела очень активную жизнь. Во всех смыслах. В 70 лет она в третий (и в последний) раз вышла замуж.  

Читайте также
Хроники Верного.  Историю делают "мелочи"

Список этот можно продолжить. И дополнить уже именами современных отважных путешественниц.

Кей КОТТИ – австралийская мореплавательница, первая женщина, которая совершила одиночное непрерывное кругосветное плавание в 1986 году.

Сара МАРКИЗ, швейцарская путешественница-экстремал, автор бестселлеров, популярный лектор. Обогнула землю пешком и исследовала множество стран. За три года прошла от 16 000 км Сибири до Австралии. И сделала это в полном одиночестве!

Лея РИК, немецко-австрийская журналистка, писательница и путешественница. В 2016 году совершила кругосветку на мотоцикле, преодолев 90 000 км, отправляя в редакцию репортажи и создавая книгу-бестселлер. Ух, как это круто!

Зачем они это делают?

"Я хочу показать людям - и особенно женщинам моего возраста, что можно достичь своей мечты. Многие женщины слишком часто отказываются от своей мечты. Это неправильно. Мечты должны сбываться". Вот так за всех ответила Вена Каммаротта.

Фото: © Евгения Морозова и из открытых источников.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
Почему жители Петропавловска месяц не могут попасть к врачу в поликлинике
О причинах “болезней” медицины перед общественниками отчитался глава облздрава
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.