Есть ли у казахстанцев возможность оценить эффективность климатических действий страны
После нынешнего лета с беспрецедентной жарой, пожарами и одновременно потопами чуть ли не по всему миру, сомневаться в том, что климат стремительно меняется в нехорошем для людей направлении, не могут самые упертые Фомы неверующие. Надо стараться противостоять этим переменам. Как? Это гробить природу можно без плана – вырубкой деревьев, идиотской застройкой, промышленными и транспортными выбросами. А для противоположных действий нужна системная нормативно-правовая база и планомерная работа. Есть ли всё это в Казахстане?
Ratel.kz беседует с известным отечественным юристом Вадимом НИ - председателем попечительского совета Социально-экологического фонда.
- Вадим, в Казахстане климатическая проблематика вошла в повестку государственной политики не вчера, еще в 2021 году президент ТОКАЕВ говорил о целях достижения нулевого баланса парниковых газов к 2060 году. Но от экологов то и дело слышишь, что на местах, на уровне акиматов областей-городов, нет представления о том, что и как надо делать. Существует ли у государства "дорожная карта" движения к этим целям?
- По сути климатическая политика только формируется в Казахстане, хотя какие-то климатические действия были предприняты в предыдущее десятилетие. Некоторые из них являются масштабными по задумке, но пока не по достигнутому результату – сокращению выбросов парниковых газов. Недавно я провел исследование по климатической политике Казахстана, ее прозрачности, возможностям отслеживать реализацию на уровне климатических действий и оценивать справедливость этих действий для сообществ.
Здесь мне повезло, что в начале 2023 года были приняты наконец-то два документа климатической политики: Стратегия достижения углеродной нейтральности до 2060 года и Обновленный определяемый на национальном уровне вклад до 2030 года. Теперь можно говорить, что "дорожная карта" формируется. Предполагаемая цель в рамках реализации климатической политики - достижение нулевых нетто-выбросов парниковых газов.
Надо понимать, что это не значит, что их вообще не будет к тому времени, это в принципе недостижимо. Поэтому в Стратегии углеродной нейтральности указано, что в 2060 году выбросы составят 45.2 млн тонн в эквиваленте диоксида углерода, но они будут поглощены в секторе землепользования, изменения землепользования и лесов. С этой целью планируются масштабные посадки деревьев в ближайшее десятилетия, которые и рассматриваются в качестве основного поглотителя углекислого газа. На текущее десятилетие определены две цели – условная и безусловная. Основная - это снижение выбросов парниковых газов на 15% относительно уровня 1990 года.
- Это много или мало?
- В 1990 году наши выбросы вместе с сектором землепользования и лесов составляли 380 миллионов тонн в эквиваленте диоксида углерода. В последнем отчетном 2021 году – около 341 миллиона тонн в то же эквиваленте, то есть на 10.35% ниже, нежели в 1990 году. Получается, что, если брать планку 2021 года, за оставшееся до 2030 года надо снизить их еще на почти 5%. Это достижимая задача, но она требует большой работы.
Есть еще условная цель, задача максимум – сократить к 2030 году выбросы на 25%, но это при условии международной поддержки. Здесь надо делать поправку на то, что в 2021 году был COVID, который серьезно повлиял на снижение выбросов парниковых газов, но в 2018 году они у нас были выше, чем в 1990 году.
- А как вообще формируются такие оценки, обязательства? Кто это делает?
- Должны принимать участие все: государство, эксперты, общественность. Это вопрос реалистичности задач. Но до недавних пор наш национальный вклад по Парижскому соглашению, можно сказать, существовал только для международного сообщества: он подавался в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата и был доступен только на английском языке, а многочисленные конференции, семинары и прочие мероприятия по климатической политике обсуждали вопросы, которые еще даже не стали на тот момент публичными.
Ситуация, конечно, меняется, но не кардинально. Проект Стратегии достижения углеродной нейтральности до 2060 года публиковался дважды: один раз как доктрина, второй раз как стратегия, возможность для общественного обсуждения предоставлялась через онлайн-платформу Открытых нормативных правовых актов. Представители общественности давали комментарии к ней, но участие носит формальный характер. То есть открытость была, возможность комментировать в короткие 10 дней тоже, но есть большие проблемы с учетом мнения общественности. На портале даются ответы непонятно кем, по принципу "надо что-то ответить". Более эффективна для участия общественности специальная встреча по обсуждению проекта стратегии с участием непосредственного разработчика документа.
- На сегодня климатическая политика в стране насколько сформирована?
- Я скажу, что она в процессе. На национальном уровне определены долгосрочные цели, целевые показатели по выбросам парниковых газов, энергоемкости ВВП. Есть уже с чем работать. На отраслевом уровне наиболее прозрачная и понятная ситуация с энергетикой, есть целевые показатели по возобновляемым источникам энергии. Запланирована адаптация в сельском, водном и лесном хозяйствах, управлении чрезвычайными ситуациями. Ошибок достаточно, но понятно с чем можно и нужно работать общественности.
На местном уровне, причем я имею ввиду только уровень областей и городов республиканского значения, есть в отдельных программах развития территорий целевые показатели по ВИЭ, адаптации к изменению климата. Все довольно хаотично, надо добиваться понимания того, что хотим делать. Но для обсуждения климатической политики на уровне районов и большинства городских и населенных пунктов пока нет никакой основы.
- Что конкретно, какие механизмы и инструменты для снижения выбросов парниковых газов уже существуют в нашем законодательстве и практике?
- Есть национальная система торговли выбросами, которая покрывает наиболее крупные источники, на которые приходится примерно 50% национальных выбросов парниковых газов. Сокращения выбросов она пока не дает, это легко считается с помощью калькулятора, но инструмент для работы с крупными предприятиями по сокращению выбросов парниковых газов есть.
Есть меры поддержки для сектора энергетики, по объектам возобновляемой энергетики - они уже реализуются.
Есть - по энергоэффективности в бюджетной сфере и ЖКХ, хотя нужно сказать, что сокращение выбросов там не такое уж большое. В этом же контексте можно рассматривать планы по посадке 1,5 миллиарда деревьев до 2025 года и 2 миллиардов до 2030 года. По сектору промышленных процессов - система квотирования и торговли выбросами покрывает крупные предприятия.
Пожалуй, наиболее сложно с сектором управления отходами и сельскому хозяйству: там видение мер по сокращению выбросов парниковых газов в Казахстане очень общее. Но и в целом, по всем направлениям, если говорить не о самих документах климатической политики, а об отчетах, там есть и очень грубые ошибки.
- А есть у граждан Казахстана возможности оценить эффективность климатических действий страны?
- Тут тоже ситуация непростая. Существует несколько режимов отчетности: ежегодная национальная инвентаризация парниковых газов, периодические национальные сообщения и двухгодичные доклады, которые можно найти на сайте Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Они доступны на русском языке. Отчеты очень объемные и сложные по содержанию, общественности нужно учиться их читать. Есть также ежегодные национальные доклады о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, они публикуются на портале Государственного фонда экологической информации, там есть также раздел по изменению климата.
Но все это касается национального уровня, а если мы пойдем ниже, то по регионам Казахстана отчетность по климатическим действиям почти ничего не покрывает. Хотя наши государственные органы могут делать это в рамках действующих отчетов, им надо только научиться. Однако на уровне районов и ниже очень сложно ожидать, что существующие режимы климатической отчетности смогут включать такую информацию: они не участвуют в формировании такой отчетности, нет местных источников информации, доступной для общественности. Не говоря уже о том, что этому нужно научить местные власти.
- То есть, если говорить о рекомендациях по улучшению климатическое политики, то в основе "пирамиды" - вовлечение местных властей в климатические действия? А еще что?
- Многое. Необходимо установить целевые показатели по секторам, в особенности по промышленным процессам, сельскому хозяйству, отходам. Требуется разрабатывать климатические политики на региональном и местном уровнях, которые более понятны и востребованы среди местных сообществ. Важно обеспечить регулярные информационные потоки о местных климатических действиях, чтобы люди понимали, что делается или не делается под эгидой изменения климата.
Со следующего года надо требовать от Министерства экологии, местных властей применения стратегической экологической оценки: в рамках этой процедуры общественность может участвовать в принятии решений по климатическим планам и программам, а также другим программам и планам, касающимся экологических аспектов.
Фото из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!