Родные погибших и пострадавшие при катастрофе самолета Fokker 100 обратились к Касым-Жомарту Токаеву
Родные погибших и пострадавшие при катастрофе самолета авиакомпании Bek Air, устав от вранья и предвзятости следствия, открыто обратились к президенту Республики Казахстан.
27 декабря 2023 года будет уже четыре года со дня катастрофы самолета Fokker 100 авиакомпании “Bek Air”, который в тот день, выполняя рейс из Алматы в Астану, на взлете потерял управление, вынужденно прервал взлёт и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и территории алматинского Международного аэропорта, а потом врезался в дом, построенный в запретной зоне на приаэродромной территории.
В авиакатастрофе погибли 12 человек: командир корабля Марат МУРАТБАЕВ и пассажиры. Через месяц после крушения, 28 января, скончался второй пилот Миржан МУЛДАКУЛОВ.
До сих пор следствие так и не завершено. Причину гибели 12 человек почему-то никак не удается установить.
Юрист Сергей ДЕРЖАВЕЦ, представляющий интересы семей, пострадавших в авиакатастрофе, считает, что расследование затянулось из-за того, что следствие пытается связать гибель людей только с действиями пилотов и выкатыванием самолета. Но при этом игнорирует очевидное наличие причинно-следственной связи с действиями других лиц, причастных к подготовке самолета к вылету, и незаконной застройкой запретной зоны на приаэродромной территории капитальными домами, с одним из которых столкнулся самолет.
Уголовное дело по факту авиакатастрофы было возбуждено по ст. 344 Уголовного кодекса РК “Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта” сразу же после трагедии.
Но, по мнению юриста, безопасность движения и эксплуатация воздушного транспорта связана с должностными лицами только эксплуатанта или владельца транспортного средства. Хотя за безопасность полетов вообще-то отвечают еще и наземные службы аэропортов, аэронавигационные службы, авиационные и другие власти и т.д.
Как правило, в мировой практике при авиакатастрофах исследуются три основных версии: технические причины, человеческий фактор и/или наличие внешнего воздействия.
В случае с крушением самолета Fokker 100 авиакомпании Bek Air, воздушное судно было в исправном состоянии. Также правоохранительные органы не могут (или не хотят) найти следов внешнего воздействия. Соответственно, по их мнению, катастрофа произошла из-за ошибки пилотов.
По мнению Державца, гибель пассажиров никак не связана с действиями экипажа. Объясняет он это так: воздушное судно выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы и аэродрома и потом столкнулось с капитальным сооружением, незаконно построенным в запретной зоне на приаэродромной территории. Если бы этого дома не было на пути движения воздушного судна, то самолет попросту прокатился бы еще 60-70 метров и остановился без каких-либо серьезных повреждений и без человеческих жертв. Это установили трасологи, к которым обратился юрист для консультации.
Но при этом следствие уже почти четыре года не может назвать истинную причину гибели людей, игнорируя очевидные факты.
В мировой практике самолеты часто выкатываются за пределы взлетно-посадочной полосы. Для этих случаев по казахстанскому законодательству предусмотрена приаэродромная территория и санитарно-защитная зона шириной в 500 метров от границ аэродрома, на которой нельзя строить никаких капитальных сооружений.
Но требования к безопасной зоне, как выяснилось, совершенно не соблюдаются в алматинском Международном аэропорту. Не имеется ни одной жалобы или сообщения в местные или авиационные власти от аэродромной службы алматинского Международного аэропорта о том, что в запретной зоне на приаэродромной территории идет незаконное строительство и необходимо принять меры. Из этого следует, что служба не мониторила собственную же приаэродромную территорию, хотя должна была это делать согласно инструкциям и правилам. Скорее всего, этим и объясняется отсутствие должной реакции властей.
Также Сергей Державец считает, что даже если предположить, что к авиакатастрофе привела ошибка пилотов, тогда для этой версии необходимо выяснить, с чего ради они решили, поднявшись на три метра, прервать взлет и совершить посадку с выкатыванием с ВПП и аэродрома?
В деле имеются доказательства, которые также изложены в открытом обращении к президенту, что хвост самолета был неправильно обработан, т.к. антиобледенительная жидкость была разбавлена практически до состояния простой воды на 14-градусном морозе, да еще и применена неправильным способом. Хвост самолета должны были обрабатывать от носовой части к концевой части, а его обработали в обратную сторону, не учитывая ветер на аэродроме. В результате часть правого крыла тоже облили практически водой, которая на нем замерзла, и на взлете самолет стало раскачивать. Экипаж, будучи уверен в нормальной антиобледенительной обработке, не сразу понял причины возникшей проблемы. Решил, что необходимо совершить посадку и попытаться вновь взлететь. Но после второго взлета ситуация осталась прежней. Только тогда экипаж решил окончательно прервать взлет самолета с выкатыванием с ВПП и аэродрома, чем, возможно, спас жизни людей, находившихся на борту, а гибель некоторых из них всё же наступила из-за столкновения с домом, о существовании которого в запретной зоне на приаэродромной территории пилоты не обязаны были знать. Поэтому, по мнению юриста, работники наземных служб алматинского Международного аэропорта должны ответить за то, что самолет облили непонятно какой жидкостью.
Во-вторых, ответственность за гибель людей должен понести владелец незаконно построенного в запретной зоне на приаэродромной территории дома, в который врезался самолет, и должностные лица, допустившие строительство жилых домов в такой зоне. Однако правоохранительные органы этих простых и очевидных вещей никак не хотят понимать.
Тем более пять чиновников Талгарского района после авиакатастрофы уже понесли наказание, но не за гибель людей, а за то, что незаконно выдали земли под строительство жилых домов в санитарно-защитной зоне на приаэродромной территории, что повлекло тяжкие последствия в виде ущерба государству аж в 12 миллионов тенге (так указано в приговоре).
Мы взяли комментарий у пассажирки рейса, который потерпел крушение, Салтанат МУКАШЕВОЙ:
- Для пострадавших и для меня лично очень важно то, чтобы лица, виновные в той ситуации, все же понесли наказание. Череда всех событий, которые последовали после катастрофы, до сих пор стоит перед глазами. Я понимаю, что, наверное, виноваты и службы аэропорта, которые не проследили, что идет строительство на приаэродромной площади, и в один из домов врезался самолет. У нас, у потерпевших, очень много вопросов. Мы вынуждены обратиться уже к президенту страны, чтобы справедливость все-таки восторжествовала. За почти четыре года ко мне один раз следователь пришел в больницу вскоре после авиакатастрофы, а второй раз он позвонил уже в мае этого года, и все. Мы стали получать информацию о ходе следствия только после того, как наши интересы стал представлять Сергей Державец, - сказала Салтанат Мукашева.
Также свое мнение о происходящем высказал отец погибшего в авиакатастрофе Ержан АУГАНБАЕВ:
- Я считаю, что министерство внутренних дел (МВД) не справилось со своей задачей. Я ездил на место трагедии спустя два года после катастрофы и увидел, что единственный дом, который снесли, это тот, в который врезался самолет. А рядом стоящие коттеджи не тронуты. Вдоль забора аэропорта в двух метрах живут люди. Не расследовалось и то, чем облили самолет, – рассказал Ержан.
В этом деле есть и весьма сомнительные эпизоды, демонстрирующие, что есть силы, крайне заинтересованные в том, чтобы истинные причины авиакатастрофы остались скрытыми. Сергей Державец рассказал, что один из членов комиссии по расследованию с образцами антиобледенительной жидкости, которой был обработан самолет, должен был в 2020 году вылететь в Москву для проведения независимых исследований, но пограничники его не выпустили из аэропорта на рейс.
Ниже мы публикуем открытое обращение пострадавших к главе государства.