Как расследуется дело о катастрофе рейса Z9-2100

3713 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Четверг, 14 Сен 2023, 12:00

Родные погибших и пострадавшие при катастрофе самолета Fokker 100 обратились к Касым-Жомарту Токаеву

Читайте также
Второго пилота Bek Air подвергали многочасовым допросам

Родные погибших и пострадавшие при катастрофе самолета авиакомпании Bek Air, устав от вранья и предвзятости следствия, открыто обратились к президенту Республики Казахстан.

27 декабря 2023 года будет уже четыре года со дня катастрофы самолета Fokker 100 авиакомпании “Bek Air”, который в тот день, выполняя рейс из Алматы в Астану, на взлете потерял управление, вынужденно прервал взлёт и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и территории алматинского Международного аэропорта, а потом врезался в дом, построенный в запретной зоне на приаэродромной территории.

В авиакатастрофе погибли 12 человек: командир корабля Марат МУРАТБАЕВ и пассажиры. Через месяц после крушения, 28 января, скончался второй пилот Миржан МУЛДАКУЛОВ.

До сих пор следствие так и не завершено. Причину гибели 12 человек почему-то никак не удается установить.

Юрист Сергей ДЕРЖАВЕЦ, представляющий интересы семей, пострадавших в авиакатастрофе, считает, что расследование затянулось из-за того, что следствие пытается связать гибель людей только с действиями пилотов и выкатыванием самолета. Но при этом игнорирует очевидное наличие причинно-следственной связи с действиями других лиц, причастных к подготовке самолета к вылету, и незаконной застройкой запретной зоны на приаэродромной территории капитальными домами, с одним из которых столкнулся самолет.

Читайте также
Расхождения в отчётах о крушении самолёта Fokker-100 авиакомпании Bek Air

Уголовное дело по факту авиакатастрофы было возбуждено по ст. 344 Уголовного кодекса РК “Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта” сразу же после трагедии.

Но, по мнению юриста, безопасность движения и эксплуатация воздушного транспорта связана с должностными лицами только эксплуатанта или владельца транспортного средства. Хотя за безопасность полетов вообще-то отвечают еще и наземные службы аэропортов, аэронавигационные службы, авиационные и другие власти и т.д.

Как правило, в мировой практике при авиакатастрофах исследуются три основных версии: технические причины, человеческий фактор и/или наличие внешнего воздействия.

В случае с крушением самолета Fokker 100 авиакомпании Bek Air, воздушное судно было в исправном состоянии. Также правоохранительные органы не могут (или не хотят) найти следов внешнего воздействия. Соответственно, по их мнению, катастрофа произошла из-за ошибки пилотов.

По мнению Державца, гибель пассажиров никак не связана с действиями экипажа. Объясняет он это так: воздушное судно выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы и аэродрома и потом столкнулось с капитальным сооружением, незаконно построенным в запретной зоне на приаэродромной территории. Если бы этого дома не было на пути движения воздушного судна, то самолет попросту прокатился бы еще 60-70 метров и остановился без каких-либо серьезных повреждений и без человеческих жертв. Это установили трасологи, к которым обратился юрист для консультации.

Читайте также
Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”

Но при этом следствие уже почти четыре года не может назвать истинную причину гибели людей, игнорируя очевидные факты.

В мировой практике самолеты часто выкатываются за пределы взлетно-посадочной полосы. Для этих случаев по казахстанскому законодательству предусмотрена приаэродромная территория и санитарно-защитная зона шириной в 500 метров от границ аэродрома, на которой нельзя строить никаких капитальных сооружений.

Но требования к безопасной зоне, как выяснилось, совершенно не соблюдаются в алматинском Международном аэропорту. Не имеется ни одной жалобы или сообщения в местные или авиационные власти от аэродромной службы алматинского Международного аэропорта о том, что в запретной зоне на приаэродромной территории идет незаконное строительство и необходимо принять меры. Из этого следует, что служба не мониторила собственную же приаэродромную территорию, хотя должна была это делать согласно инструкциям и правилам. Скорее всего, этим и объясняется отсутствие должной реакции властей.

Также Сергей Державец считает, что даже если предположить, что к авиакатастрофе привела ошибка пилотов, тогда для этой версии необходимо выяснить, с чего ради они решили, поднявшись на три метра, прервать взлет и совершить посадку с выкатыванием с ВПП и аэродрома?

Читайте также
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100

В деле имеются доказательства, которые также изложены в открытом обращении к президенту, что хвост самолета был неправильно обработан, т.к. антиобледенительная жидкость была разбавлена практически до состояния простой воды на 14-градусном морозе, да еще и применена неправильным способом. Хвост самолета должны были обрабатывать от носовой части к концевой части, а его обработали в обратную сторону, не учитывая ветер на аэродроме. В результате часть правого крыла тоже облили практически водой, которая на нем замерзла, и на взлете самолет стало раскачивать. Экипаж, будучи уверен в нормальной антиобледенительной обработке, не сразу понял причины возникшей проблемы. Решил, что необходимо совершить посадку и попытаться вновь взлететь. Но после второго взлета ситуация осталась прежней. Только тогда экипаж решил окончательно прервать взлет самолета с выкатыванием с ВПП и аэродрома, чем, возможно, спас жизни людей, находившихся на борту, а гибель некоторых из них всё же наступила из-за столкновения с домом, о существовании которого в запретной зоне на приаэродромной территории пилоты не обязаны были знать. Поэтому, по мнению юриста, работники наземных служб алматинского Международного аэропорта должны ответить за то, что самолет облили непонятно какой жидкостью.

Во-вторых, ответственность за гибель людей должен понести владелец незаконно построенного в запретной зоне на приаэродромной территории дома, в который врезался самолет, и должностные лица, допустившие строительство жилых домов в такой зоне. Однако правоохранительные органы этих простых и очевидных вещей никак не хотят понимать.

Тем более пять чиновников Талгарского района после авиакатастрофы уже понесли наказание, но не за гибель людей, а за то, что незаконно выдали земли под строительство жилых домов в санитарно-защитной зоне на приаэродромной территории, что повлекло тяжкие последствия в виде ущерба государству аж в 12 миллионов тенге (так указано в приговоре).

Читайте также
Запись переговоров с рухнувшим бортом: Мы не знаем, где Fokker-100

Мы взяли комментарий у пассажирки рейса, который потерпел крушение, Салтанат МУКАШЕВОЙ:

- Для пострадавших и для меня лично очень важно то, чтобы лица, виновные в той ситуации, все же понесли наказание. Череда всех событий, которые последовали после катастрофы, до сих пор стоит перед глазами. Я понимаю, что, наверное, виноваты и службы аэропорта, которые не проследили, что идет строительство на приаэродромной площади, и в один из домов врезался самолет. У нас, у потерпевших, очень много вопросов. Мы вынуждены обратиться уже к президенту страны, чтобы справедливость все-таки восторжествовала. За почти четыре года ко мне один раз следователь пришел в больницу вскоре после авиакатастрофы, а второй раз он позвонил уже в мае этого года, и все. Мы стали получать информацию о ходе следствия только после того, как наши интересы стал представлять Сергей Державец, - сказала Салтанат Мукашева.

Также свое мнение о происходящем высказал отец погибшего в авиакатастрофе Ержан АУГАНБАЕВ:

- Я считаю, что министерство внутренних дел (МВД) не справилось со своей задачей. Я ездил на место трагедии спустя два года после катастрофы и увидел, что единственный дом, который снесли, это тот, в который врезался самолет. А рядом стоящие коттеджи не тронуты. Вдоль забора аэропорта в двух метрах живут люди. Не расследовалось и то, чем облили самолет, – рассказал Ержан.

В этом деле есть и весьма сомнительные эпизоды, демонстрирующие, что есть силы, крайне заинтересованные в том, чтобы истинные причины авиакатастрофы остались скрытыми. Сергей Державец рассказал, что один из членов комиссии по расследованию с образцами антиобледенительной жидкости, которой был обработан самолет, должен был в 2020 году вылететь в Москву для проведения независимых исследований, но пограничники его не выпустили из аэропорта на рейс.

Ниже мы публикуем открытое обращение пострадавших к главе государства.

Фото: Almaty.tv.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Помимо мантры "воды нет, потому что засуха", предлагаю в правительстве закрепить тезисы: "денег нет, потому что бедность" и "еды нет, потому что голод".
Апофеозом льгот и субсидий станут руины экономики
Чем закончится распил социальных программ государства
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Как расследуется дело о катастрофе рейса Z9-2100
Родные погибших и пострадавшие при катастрофе самолета Fokker 100 обратились к Касым-Жомарту Токаеву
Почему доля Казахстана в Кашагане подешевела на миллиард долларов
Чем вызвана усушка-утряска казахстанского пакета акций
Проблемы развития казахстанского военно-промышленного комплекса
Что из себя представляет казахстанский ВПК. Часть 2
Европа vs Китай: война машин
Угроза расследования политики субсидирования китайских электромобилей может еще больше ухудшить торговые отношений ЕС с Китаем
Рекорд в урочище Медео, от которого дрогнул весь мир
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Бумажное письмо
Брюссельский правнук ищет информацию о своем алматинском предке
Почему станцевать "Сильфиду" в Казахстане проще, чем "Томирис"
Театр "Астана Опера" смог воспитать четырех солисток, танцующих Сильфиду, что сложно даже для ведущих мировых сцен
Как за две недели с помощью акимата поднять 113 млн, не вложив ни тенге
И с чем связана странная любовь ТОО "Елорда Құрылыс Компаниясы" к застройщикам с сомнительной репутацией
В ВКО просят снизить уровень репрессивности контрольно-надзорной деятельности
Представитель бизнес-омбудсмена считает, что госорганы продолжают оказывать давление на бизнес
Генерального прокурора и министра юстиции Казахстана попросили разобраться с мёртвыми душами Актобе
Судоисполнителей, нотариусов и адвокатов записали в члены палаты юридических консультантов Актюбинской области без их ведома, утверждает юрист из Актобе
Прогнозные расчеты Минэкономики по ВВП предполагают, что казахстанцы будут работать изо всех сил
ВВП вырастет в два раза - всё у нас было
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.