Чрезвычайные обстоятельства требуют чрезвычайных, но всё-таки временных мер
Когда приходит кризис, на бизнес обрушиваются две напасти: растут расходы и падают доходы. И помощь государства должна заключаться в том, чтобы помочь удержать на хоть сколько-нибудь приемлемом уровне расходы и не дать обнулиться доходам. Это довольно банальные и оттого очевидные утверждения. Но для всех ли?
17 марта на заседании правительства было доложено, что разрабатывается пакет срочных мер по поддержке бизнеса и обеспечению стабильности на рынке труда, который включает несколько основных направлений: доступное финансирование, предоставление гарантий, налоговые стимулы, снижение проверок бизнеса и обеспечение занятости.
С некоторой натяжкой можно посчитать, что меры по налоговому стимулированию и унификация ставок по государственным программам "ДКБ-2025" и "Экономика простых вещей" в размере 6% годовых ведут к снижению расходов предпринимателей. Но даже, если это и признать, то эти меры поддержки окажутся доступными далеко не всем бизнесменам.
Начнем с налоговых льгот. Их получателями станут крупные объекты торговли, кинотеатры, театры, выставки, спортивные объекты. Как докладывал министр национальной экономики, предлагается данную категорию освободить от налога на имущество для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сроком на один год. Также предлагается приостановить начисления пени на один квартал и перенести срок налоговой отчетности за третий квартал.
Первое. Льготы получат далеко не все, словно в сложившихся обстоятельствах у всех остальных все нормально и им помощь не нужна.
Второе. Потери тех, кому предназначены льготы, можно предполагать, значительно превысят те налоговые послабления, которые им перепадут.
Что касается унификации ставок и, вообще, расширения финансирования в рамках государственных программ развития, предлагаю вспомнить, как их оценивает глава государства. На совещании по инновационно-индустриальному развитию, проведенному в Караганде 23 августа прошлого года, Касым-Жомарт ТОКАЕВ отметил, что при том, при всем, выделенные на поддержку отечественных производителей 600 млрд тенге целевой ликвидности не достигли адресата из-за бюрократических проблем. "Как мне доложили, по состоянию на 16 августа, одобрено всего 148 проектов на сумму 62,3 млрд тенге", – сказал президент.
И что, у нас что-то поменялось к лучшему с бюрократическими проволочками? А если учесть все карантинные меры, которые сейчас принимаются, многие ли получат поддержку в рамках государственных программ?
Но проблема не только в забюрократизированности процессов. В своем Послании народу Казахстана, 2 сентября 2019 г., президент отметил, что, по мнению экспертов, пользу от финансовой поддержки получают только хозяйства, аффилированные с местными властями, что акимы на местах должным образом не выполнили организационную работу. Изменилось ли что-то к лучшему? Есть в этом серьезные сомнения.
Буду счастлив и рад, если мои опасения будут посрамлены действиями правительства, но пока особого оптимизма от эффективности этих мер не испытываю.
Еще на этом заседании правительства Агентство по регулированию и развитию финансового рынка напомнило, что в соответствии с Гражданским кодексом введение чрезвычайного положения является обстоятельством непреодолимой силы и поэтому штрафы и пени за просрочку платежей по кредитам начисляться не должны. Спасибо Гражданскому кодексу.
Что касается поддержки уровня доходов бизнеса, то в предлагаемых мерах об этом нет ни слова.
Есть две категории проблем: сиюминутные и системные.
К системным мерам проблемам, например, относится ограничение конкуренции. В очередной раз процитируем главу государства: "Общеизвестно, что без развития конкуренции экономика обречена на отставание и стагнацию. Анализ основных товарных рынков страны показал, что конкурентная среда в последние годы ухудшается. Слишком высокий уровень концентрации и монополизации наблюдается практически во всех базовых отраслях: в электроэнергетике, поставке нефтепродуктов, железнодорожных перевозках, предоставлении сотовой связи, банковских услугах и других. Это исключает рыночное ценообразование, конкуренцию между поставщиками, перекладывает монопольные издержки на потребителей. Если ранее мы говорили в основном о чрезмерном присутствии на рынке государственных монополий, то теперь мы имеем дело с частными монополиями. Правительству следует принять конкретные меры по демонополизации, устранению административных и экономических барьеров для входа на рынок новых предпринимателей".
И мы были вправе ожидать, что на заседании правительства серьезно и обстоятельно обсудят меры по развитию конкуренции в стране. Понятно, что не все в силах кабмина, есть необходимость и в изменениях в законодательстве, и исправлении правоприменительной практики. Но у правительства есть право выдвигать соответствующие инициативы.
Понятно, что такие меры не дадут мгновенной отдачи, но они откроют новые возможности, особенно перед микро и малым бизнесом.
Если же говорить о самых неотложных мерах, то почему бы государству не взять на себя часть издержек в виде платежей за электроэнергию и коммунальные услуги при помощи субсидий? Это позволило бы хотя бы отчасти сдержать рост расходов.
Что касается доходов бизнеса, то необходимо увеличить объемы государственных закупок, в том числе так называемых социально значимых товаров, затем выводя их на рынок по фиксированным ценам.
Конечно, это антирыночно, но чрезвычайные обстоятельства требуют чрезвычайных, но все-таки временных мер. И если осуществлять их открыто, под общественным надзором, то можно добиться от их реализации определенных успехов.
Чтобы хотели услышать от нашей власти? Что-нибудь в таком духе: "Доверие и мужество – вот что необходимо для успешного осуществления нашего плана. Вы должны иметь веру, друзья мои, не ударяться в панику от слухов и догадок. Давайте объединимся, чтобы изгнать страх. Это ваше дело, друзья мои, – ваше не в меньшей степени, чем мое. Вместе мы обязательно добьемся успеха". Это из обращения Франклина РУЗВЕЛЬТА от 12 марта 1933 года.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.