Государство может и должно создавать благоприятные условия, способствующие снижению расходов
Читайте предыдущую статью Жараса Ахметова «Оптимизация за счет зарплаты».
Убытки
На графике 1 отображена динамика доли убыточных крупных и средних предприятий с 2003 по 2016 год.
Мы видим, что их количество достаточно велико и лежит в пределах от 30 до 40%.
Если взять период с 2008 по 2013 год, то лидером по доле убыточных предприятий является «Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов». Эта отрасль по итогам только трех лет не занимала первое место по доле убыточных предприятий. В 2010 она уступила это сомнительное первенство «Предоставление прочих услуг», оставшись на втором. В 2013 году первое место заняло «Искусство, развлечение и отдых», а «Водоснабжение и т.д.» заняло второе место. В 2015 году на первом месте оказалось «Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование». «Водоснабжение и т.д.», как вы уже догадались, осталось на втором.
Такая удивительная стабильность требует пристального внимания к эффективности работы коммунального хозяйства, потребителями услуг которого являются как население, так и предприятия. Но она касается и главной темы заметки – поддержке государством предпринимателей. Каким образом? Поговорим об этом ниже.
В целом, высокая доля убыточных предприятий не может не вызывать беспокойства. Убыточные предприятия, как раковые клетки, распространяют свои проблемы на всю экономику страны – в банках растет количество нестандартных кредитов, у благополучных предприятий растет доля безнадежных дебиторов, что ухудшает их денежные потоки.
Общие принципы борьбы с убытками хорошо известны – это снижение расходов и повышение доходов. Ключевой вопрос: в какой мере предприниматели способны решать эти задачи без поддержки государства?
Расходы
В действительности государство не должно заниматься снижением расходов у предприятий, за исключением тех, которые ему принадлежат. В конце концов, управление расходами – это ответственность самого предпринимателя. Но государство может и должно создавать благоприятные условия, способствующие снижению издержек. В первую очередь, это относится к регулированию цен естественных монополий, тем более что они в значительной мере принадлежат государству.
На графике 2 мы видим, что цены на продукцию «Электроснабжения, подачи пара, газа, воздушного кондиционирования» и «Водоснабжения; канализационной системы, контроля над сбором и распределением отходов» росли гораздо быстрее, чем цены на продукцию обрабатывающей промышленности. Иначе говоря, государство способствовало не столько снижению, сколько росту расходов.
Если вспомнить, что «Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов» является лидером по числу убыточных предприятий, то получается, что мы все оплачиваем из своего кармана чью-то неэффективность.
На графике 3 показана доля «Работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями (без учета перевозки грузов)» в расходах предприятий обрабатывающей промышленности, взятых без учета «Другие расходы».
Мы видим ее неуклонный рост, что, в первую очередь, связано с состоянием основных фондов – степень износа в 2016 году равнялась 38,3%. Причем такой уровень износа обеспечивается не за счет обновления давно морально и физически устаревших основных фондов, а за счет ввода в эксплуатацию новых объектов. Об этом говорит крайне низкий коэффициент ликвидации, лежащий в пределах 1-2%. В 2016 году он был равен 1,1%.
Обновление основных фондов – это не только сокращение расходов на ремонт и обслуживание, но и сокращение расходов на сырье и материалы. Связь тут очевидная: чем выше изношены основные фонды, тем больше брака, потерь на аварийных остановках и выходах на технологический режим после восстановительного ремонта.
Основной барьер, стоящий на пути обновления основных фондов, – это низкая доступность долгосрочного и дешевого финансирования. Государство не может и не должно давать команду банкам: «Кредитуйте на долгий срок и под низкий процент». Но государство может создать стимулы для развития финансового рынка, в первую очередь, фондов рискового инвестирования.
Отдельная большая тема – это наш предприниматель, очень часто не столько борющийся с расходами, сколько способствующий их росту. Не редко бывает так, что он стремится извлечь выгоду из своего бизнеса здесь и сейчас, не задумываясь о будущем.
Не менее важная проблема – вороватые наемные менеджеры, злоупотребляющие асимметрией информации и создающие благоприятную почву для собственных злоупотреблений. Как только будет больше объективных данных по этим проблемам, мы обязательно к ним вернемся.
Управление расходами – область обширная, и ее не охватишь в одной короткой заметке. Поэтому ограничимся тем, что наиболее очевидно.
Доходы
Государство не так много может сделать для того, чтобы предприниматель увеличил свои доходы.
Сейчас внедряется комплекс мер, который должен обеспечить доступность отечественным производителям к системе закупок со стороны государства и ФНБ «Самрук-Казына». К этому приступили совсем недавно, и надо подождать, пока не станет ясно, насколько это все оказалось эффективным.
Но помимо государственного и квазигосударственного сектора есть еще и частные крупные предприятия. Объективных и публичных данных о том, насколько они ориентированы на обеспечение доступа к своей системе закупа казахстанских производителей, к сожалению, нет. Исследовать этот вопрос – как раз задача для наших министерств и ведомств.
Известно, что в системе недропользования обязательным требованием было поддерживать на определенном уровне так называемое «казахстанское содержание» в приобретаемых товарах и услугах. Но многие недропользователи сознательно шли на штрафы, порой очень высокие, но предпочитали импорт. И это при том, что наши предприятия могли поставить товары или услуги не худшего качества и по более низкой цене.
Но, в любом случае, после вступления в ВТО мы будем вынуждены отказаться от принципа «казахстанского содержания» как протекционистской меры. Тем не менее, обеспечить равные конкурентные условия для наших фирм при поставках крупным предприятиям в любой сфере – это задача государства.
Другая важная задача – обеспечить доступность к рыночной информации. Это актуально для начинающих предпринимателей и небольших фирм, стремящихся расширить свое производство. Сбор информации, ее анализ – это всегда издержки. Они вполне посильны крупным предприятиям, но чем меньше предприятие, тем такие издержки для него чувствительнее.
Во всей истории с расходами и доходами важно наладить реальное взаимодействие между государством и предпринимателем. Бизнесмен должен понимать, что государство не может за него проявить необходимую для успеха предприимчивость. Но и государство должно иметь ясное представление о том, какие барьеры ему вполне по силам устранить, чтобы предприниматель мог проявить свои способности.
В заметке перечислены только некоторые проблемы, лежащие на поверхности. Просто надо больше и чаще говорить на эту тему, чтобы охватить как можно больший круг задач, требующих совместного решения.
Фото: oblast45.ru.