«Евразия» наша переменчива как местная погода – зависит от прихоти чиновников, а никак не от воли кинематографистов
* В кризис мы стали самодостаточными
* Прием для ограниченного круга
* В тени развесистой клюквы
* Фестиваль гастарбайтеров
В кризис мы стали самодостаточными
На 12-й МКФ «Евразия» меня пригласили членом жюри ФИПРЕССИ. С радостью согласилась.
- Платить будут? – хмуро спросила сестра.
–За работу в жюри никому вообще не платят! Это респект и уважение! - подобиделась я.– ФИПРЕССИ - международное жюри критиков.
- Ну, ладно, - сдалась сестра. - Приятно, что тебе такой почет оказывают.
На торжественное открытие в качестве добровольного переводчика со мной отправилась племянница. Зал Дворца республики был наполовину пуст. Студент Ербол из группы обескураженно звонил мне намобильный:
-Нас не пускают! Двери закрыли. Можете сказать, чтобы запустили?Пожалуйста!
Но свет уже погас, открылся занавес, на сцене оказался симфонический оркестр - скрипка солировала. Заключительный взмах смычка, и ведущий торжественно объявил: президент кинофестиваля «Евразия» - Айман МУСАХОДЖАЕВА.
Коллега по жюри из Украины спросил:
- Она - музыкант?
Гордо сообщила:
- Лауреат международных музыкальных конкурсов. Ректор университета искусств в Астане.
- Почему музыкант президент кинофестиваля? - спросил он.
– Видимо, очень любит кино,- ответила я.
И зачем-то поспешно добавила:
- В университете, который она возглавляет, кинематографистов тоже готовят. Вон там сидят,- и указала на ряды вверх. - Вроде 40 студентов привезли оттуда.
- Из Астаны?- переспросил Олег.
Приезжим не понять, что «Евразия» наша переменчива как местная погода – зависит от прихоти чиновников, а никак не от воли кинематографистов.
На сцену вышли молодые ведущие.Ольга говорила на казахском,Серик - на русском.Кто-то невидимый за бархатным занавесом переводил их речь на английский: вот оно, трехъязычие в действии!
Весь ряд за нами, членами жюри, был занят девушками в коронах – и как пояснили они сами,это мисс-красавицы из разных областей страны прибыли украсить наш фестиваль. В так называемые тучные годы «Евразию» украшали Джон КЬЮСАК, Сигурни УИВЕР, Настасья КИНСКИ, Венсан Перес. В кризис мы стали самодостаточными.
Иностранцы в зале оживились, когда на сцену выплыл корейский ансамбль:лирический танец девушек с веерами оказался преамбулой к фильму-хоррору «Поезд в Пуссан» из Южной Кореи –им, к недоумению большинства кинематографистов и к радости немногих подростков, оказавшихся в зале, открылся фестиваль. Смелое и неожиданное решение, если учесть, что тема нынешнего фестиваля –любовь. Зомби, если помните, очень любят людей, и в порыве любви неистово превращают их тоже в зомби. Я на следующий день допытывалась у устроителей фестиваля, кто предложил такое конгениальное начало. Сказали, это было коллективное решение.
Прием для ограниченного круга
Программный директор феста Елена ЛАРИОНОВА выслала список из 10 фильмов, которые должно отсмотреть наше жюри. Попросила скинуть ссылку на них в интернете, чтобы часть посмотреть дома: на неделе были неотложные встречи.
Елена сказала:
- Мы бы хотели, чтобы вы смотрели их в зале на большом экране вместе со всеми. Согласитесь, это же совсем другое ощущение и восприятие.
Я согласилась.
Показы шли в залах Esentai. Никакой информации, кроме названия фильма и страны, от волонтеров было не добиться. Помимо обязательного списка хотела осмотреть документальные фильмы, заявленные в программе. Зрители кучками переходили из зала в зал, полагаясь на «чуйку» и сарафанное радио. Почему было не разместить информацию о фильмах тут же на стендах? Кризис кризисом, но распечатать аннотации и раздать желающим, наверное, все же не так разорительно? Всем вопрошающим, кто режиссер, какой жанр, о чем кино, советовали зайти на сайт «Евразии» (информация, кстати, там не полная) или просто «прогуглить» название фильма. Залы часто были почти пусты. На фильме, обладателей главного приза Берлина нынешнего года «Море в огне» Джан франко РОЗИ вместе со мной было 13 зрителей. Интернет –могучая сила, но ведь и с социальными сетями надо работать умеючи…
По какому принципу и кем в документальную программу отбирались местные картины, совершенно непонятно. Хотя даже первокурснику Жургеновки ясно, что фильму пронашего президента обязаны были дать приз и, само собой, так оно и вышло. Удивление вызывает тот факт, что на этом фоне и на этом же фесте приз получил и диаметрально противоположный по посылу и эстетике документальный фильм «В лучах солнца» Виталия МАНСКОГО про Северную Корею. Поистине - неисповедима наша многовекторная «Евразия»…
Каролин и Олег, мои коллеги по жюри ФИ ПРЕССИ в перерывесообщили: вечером прием на Кок-тюбе, наконец, пообщаемся друг с другом по-настоящему. Бауыржан НОГЕРБЕК, член жюри НЕТ ПАК (ассоциация киноведов и критиков по продвижению азиатского кино в мире) спросил:
- Мы все туда поедем? Нам ничего про это не говорили.
Олег сказал:
-Приглашения всем раздали. Наверное, вы не видели. Это в фестивальных папках.
Мы с Ногербеком перерыли полученные бумаги. Мимо проходила программный директор.
Лена удивилась:
- Разве вы не были на Кок-тюбе?! Это прием для гостей. Для ограниченного круга. Устраивает его не дирекция фестиваля, а посольство Франции. Посол хотел бы видеть в основном иностранцев.
– Иностранцев? – переспросила я.– То есть, посол Франции хочет видеть здесь на приеме в основном иностранцев?!
Бауыржан примирительно сказал:
-Да я и сам не хочу. Мне на первую Алма-Ату надо добираться после показов. Далеко…
Зато меня очень хотели видеть на бизнес-площадке фестиваля. Забредя туда засобственным бейджиком и увидев старинных знакомых, уселась рядом.
Ильяс АХМЕТ, модератор сего мероприятия, сообщил:
- Асия, вы заявлены в качестве выступающего. Проходите на сцену.
Удивилась:
- Я тут совершенно случайно. Через 15 минут должна быть в зале - смотреть кино. Что, собственно, здесь происходит?
Пояснили:
- Круглый стол продюсеров. Можете выступить первой. В чем будет заключаться ваше выступление?
Я ответила:
-Могу станцевать «Камажай». Честное слово, впервые слышу про то, что должна вообще здесь быть…
… После сеанса вновь пришла сюда за обещанными мне бумагами. Навстречу с перевернутым лицом шла коллега Нина Алексеевна ЛАВРИК.
- Хоть бы кто предупредил, что мне придется выступать! - в сердцах сказала она.- Я же абсолютна не была к этому готова…
Анна КАЧКО, содиректор бизнес-площадки, попеняла мне:
- А вы вот не выступили здесь, хотя были заявлены.
Кем заявлена, почему?! Это так и осталось для меня загадкой.
В тени развесистой клюквы
Домой добиралась сама. Однажды довез бывший студент Жургеновки, в другой вечер - коллега. Лишь раз вместе с иностранцами доехала до отеля. Позвонила девушке Айжане, прикрепленной в качестве помощника и переводчика к жюри: может ли водитель довезти меня домой. Она ответила: спросите водителя. Тот заявил: я не таксист. Решила: больше допоздна кино смотреть не буду.
Зато профессор Ногербек вел себя по-рыцарски: два дня подряд добивался талонов на обед для нас двоих. Звонил программному директору Лене, девушка из штаба по ее указанию приносила квадратики со штампами, и он вел меня в кафе «Феллини» на бизнес-ланч. Оставшиеся дни обедала сама на фудкорте, у нас с Бауыржаном были разные сеансы. Сама я Лене звонить не решилась…
Когда на четвертый день фестиваля предложили ехать с гостями на виноградные плантации, подумала: может, там тоже хотят видеть исключительно иностранцев и осталась смотреть кино. Каролин из Германии при этом «забыли» в отеле - вот она действительно хотела на экзотическую экскурсию и очень огорчилась, что не попала.
Главное на фестивале - конечно, фильмы.На четвертый день список фильмов для нашего жюри неожиданно пополнился еще… тремя картинами.Оказывается, и такое бывает. Слава богу, это были казахские фильмы, я их видела. (Моим коллегам-иностранцам пришлось смотреть это кино уже не в зале,а у себя на компьютере.Про нюансы восприятия уже ничего не говорили).Вообще, половину нашего конкурсного списка составляли местные фильмы. Основной тренд- социальность и злободневность. Финал большинства - безысходный. Кино казахстанских режиссеров в этом списке, мне кажется, самое жесткое и жестокое, не оставляющее даже иллюзии надежды.
В «Бопем» Жанны ИСАБАЕВОЙ герой, узнав о своем смертельном диагнозе, убивает тех, кто повинен в гибели матери и его инвалидности.
«Чума в ауле Каратас» Адильхана ЕРЖАНОВА, естественно, выкашивает всех подряд.
В «Раненом ангеле» Эмира Байгазина все герои исключительно падшие ангелы.
Когда на таком сумрачно-тяжелом фоне появляется лирически- светлая непритязательная комедия «Ореховое дерево» Ерлана НУРМУХАМБЕТОВА, кажется, можно перевести дыханье: наконец-то забрезжил свет в кадре… Наверное, именно поэтому она обогнала в тайном голосовании все остальные картины и получила в номинации «Лучший фильм» первую национальную премию «Тулпар» организованной в этом году местной академии кинематографических наук и искусств.
Все конкурсные показы проходили в Kinopark 11 IMAX Esentai. А вот фильм Акана САТАЕВА «Дорога к матери» демонстрировали при большом скоплении народа во Дворце республики. Сатаев –один из самых способных и мастеровитых наших режиссеров. Более того, мне он кажется человечным и романтичным. И тем ужаснее нынешнее его кино, сделанное по рецепту дешевого мыла. Слезу оно высекает, но это не более чем условный рефлекс – зритель ведь всегда немножко «собака Павлова»…
- Такой развесистой клюквы я еще не тут не видел, - заявил мой коллега по жюри.
Увы, вынуждена с ним согласиться. Здесь даже нет борьбы хорошего с лучшим- только заданный раз и навсегда идеал -матери, героя, девушки… Почему «Дорогу к матери» включили в наш конкурсный список остается только гадать…
Фестиваль гастарбайтеров
Поздним вечером, после того, как Каролин- следом за нами – досмотрела, наконец, всю программу, мы встретились в отеле. Наш вердикт был единодушным: свой приз решили присудить фильму Эмира Байгазина «Раненый ангел». Далеко за полночь вернулась домой.
На закрытие феста поехала на «Хаммере» –машину прислал Яндекс-такси. Впервые и единственный раз перед оглашением результатов во Дворце республики показали казахский музыкальный номер- иностранцы повскакивали со своих мест и начали снимать его на свои камеры.
Когда мы втроем-Каролин, я и Олег - поднимались на сцену, ведущие представили нас как… Янину МЕЛИХОВУ, Анну КАЧКО и Рамаза Бубу ХОТИВАРИ (как выяснилось, они - члены жюри короткого метра). Мы это стойко пережили, сами сообщили, кто такие, и объявили свое решение. Эмира Байгазина в зале не оказалось. Диплом вручили его актерам. Нас, уже сходящих со сцены, опять представили как Янину, Анну и Бубу. Те со смехом поднимались на встречу нам.
Единственным человеком, кто поблагодарил нас за нашу работу, была киновед из Великобритании профессор Биргит БОЙМЕРС-именно она помогала всем нам во время фестиваля.
- А в чем выражались респект и уважение? – спросили мои домашние после фестиваля.
Я отмахнулась: вам не понять. Хотя и самой не совсем понятно. Вот была когда-то членом жюри канувшего в лету фестиваля «Звезды Шакена». За мной приезжали-увозили-привозили, никто не требовал с меня талонов, и я не чувствовала себя там бедным родственником. Мне и здесь было, в общем-то, несложно. И с коллегами по жюри повезло. И Биргит готова была ответить на все вопросы. Даже свой бейджик предлагала… Дело, видимо, опять-таки в восприятии…
- А чего ты ожидала? – удивился коллега с киностудии.- Просто «Евразия» никак не отформатируется. Карма имени. То в одни руки попадает, то в другие. Сейчас это фестиваль экспатов.
-То есть? -изумилась я.
- Ну, где проходит «Евразия»? В Алматы! Кто президент и откуда -сама знаешь. Гендиректор –Рашид Нугманов. Он в страну когда вернулся? Второй или третий год, кажется, так? Программный директор Елена Ларионова - откуда она? Я вот тоже не знаю. Точно – не отсюда. Бизнес-плошадкой кто рулит? Анна Качко. Тоже не местного разлива. Начальник штаба - Анара КАШАГАНОВА…Хотя нет, она местный кадр, сори. А остальные? Гастарбайтеры все начальники «Евразии» сегодня! И фестиваль такой же гастарбайтерский, не местный.
Коллега был подшофе, говорил, что думал. А у меня – только ощущения. Не самые приятные…