Краткая история жизни Байдаулета-Счастливца. Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Якуб-бек (Байдаулет) – личность сколь знаковая, столь типичная для Центральной Азии XIX века. Выскочка из низов, волею судьбы и силою характера возвысился до самодержавного владетеля самолично созданного им государства, неожиданно явился на стыке трёх могущественнейших империй: Российской, Цинской и Британской. Оставив яркий след в региональной истории своей эпохи, Якуб-бек однако до сих пор является личностью во многом загадочной и малоизвестной.
“Сын мясника” превращается в бачи
Алексей Николаевич КУРОПАТКИН, занимавший позже высшие военные должности при Николае II и неоднозначно оценённый историей, в 1876 году, будучи ещё капитаном, был направлен в Кашгар со специальной разведывательно-дипломатической миссией. Встречаясь с Якуб-беком, он пристально всматривался в личность властителя и собирал всевозможные сведения о его жизни для своего отчётного труда “Кашгария”, выпущенного Императорским русским географическим обществом в 1879 году.
Вот, что писал Куропаткин о молодости Якуб-бека:
…Потеряв отца и мать ещё в детстве, маленький сирота, чтобы прокормить себя, сделался батчёю (уличный танцор). Мальчик понравился одному из проезжавших через Пскент коканских сипаев, который и захватил его с собой в город Кокан. Там Якуб-бек стал переходить из рук в руки, пока, уже приобретя известность как ловкий и красивый батча, он не попал к некоему Могамед-карим-кашка, служившему в звании чилим-чи у Мадали-хана коканскаго (чилимъ-чи - подаватель кальяна, соответствует нашему доверенному камердинеру). Мне случилось говорить с очевидцами, видевшими в это время Якуб-бека на большой тамаше в Маргелане, где он отличался своей ловкостью в танцах. По их рассказам, это был красивый мальчик, полный, крепко сложенный, с несколько короткою шеею, нежным цветом лица и прекрасными глазами. У него было много поклонников”.
Польза хороших родственников
Но, чем взрослее становился мальчик-бача, тем меньше поклонников и покровителей у него оставалось.
Куропаткин пишет:
“Положение его могло сделаться затруднительным, если бы случай не помог ему. Хакиму Ташкента, Нар-Магомеду, понравилась младшая сестра Якуб-бека (от мясника). Он женился на ней и, благодаря ея влиянию, Якуб-бек быстро прошёл званья махрама (ординарец, адъютант), пянж-баши (пятидесятника), юз-баши (сотника) и достиг званья пансата (пятисотенный)”.
О дальнейших событиях жизни повествует “Рассказ Мирзы Ахмеда об Якуб-Беке”. (Ахмед, бывший куш-беги, близко стоявший к Якуб-беку и к событиям его времени).
“Когда власть Мусульман-Кула временно поколебалась, Азиз-Бек был удален из Ташкента, а его место занял Нар-Мухаммед в звании куш-беги. Прибыв в Ташкент, Нар-Мухаммед сейчас же послал своего шурина Якуба правителем в Чиназ, а потом перевел его в Аулиэ-ата. В то время должность бека Ак-Мечети была самою доходною, так как через эту крепость шел караванный путь из Бухары в Оренбург, что доставляло большой таможенный сбор, и Якуб выпросил себе это место у Нар-Мухаммеда. Полагают, что Якуб-Бек нажил там большое состояние, так как собирал произвольный зекят, взимал деньги со скота и барантовал”.
Был ли он героем Ак-Мечети?
Период жизни Якуб-бека, который связывает его с территорией Казахстана, и служба в пограничной крепости Ак-Мечеть, главной кокандской твердыне на Сырдарье, вызывают у нас повышенный интерес. Всем, кто занимается историей, попадались “сведения” современных источников о том, что героической обороной Ак-Мечети при неудачном штурме полковником БАЛАРАМБЕРГОМ в 1852 году руководил именно тамошний хаким Якуб-бек. Алексей Иванович МАКШЕЕВ, военный и исследователь, принимавший участие в событиях того времени и штурме Ак-Мечети, авторитетно опровергал эти сведения (“Путешествия по киргизским степям” . Сп-б, 1896.):
Якуб-бек и казахи
Существует ещё одно ошибочное мнение, что правитель Ак-Мечети был большим другом казахов, боровшихся с русскими за интересы степняков. Но вот, что говорил про Якуб-бека султан-правитель восточной части киргизской орды Ахмед ДЖАНТЮРИН:
О том, какова была доля окрестных казахов-земледельцев при правлении Якуб-бека в Ак-мечети, собирал данные БОНЧ-ОСМОЛОВСКИЙ, участник похода Баларамберга). Вот, на что жаловались и чем возмущались сырдарьинские егенши, перечисляя свои обязанности:
“Работы на коканцев, т.е. возделывание пашен, огородов, поправка крепостных стен и прочее. Каждая кибитка высылает для этого ежемесячно одного человека на своём иждивении… Очищение конюшен, хлевов и проч. в крепостях, производимое шесть раз в год. На эту работу выгоняются киргизы, кои попадутся, большею частью из кочующих близь укреплений, без соблюдения очереди… В случай войны или набега каждый здоровый киргиз по назначению коканцев должен служить на своём иждивении и на своей лошади, сколько бы времени ни продолжалась эта служба... Тяжесть налогов и повинностей увеличивается ещё для бедных игенчей от насилия коканцев, которые, ведя жизнь праздную и развратную, часто ездят в киргизские аулы бесчестить женщин и в противность шариата женятся на киргизках без калыма”.
Извилистый путь в Кашгар
Обретя определённое влияние и деньги, Якуб-бек начал интриговать против Худояр-хана, за что подвергся преследованиям и опале.
Мирза АХМЕД вспоминал: “Управляя ходжентским бекством, Якуб-Бек уговаривал Рустам-Бека, уратюбинского бека, к которому приезжал по ночам, сделать доклад эмиру о неспособности Худояр-Хана править народом и просить его вмешательства в дела Коканда. Об этом сообщил Якуб-Бек и хатырчинскому беку Гадай-Баю. Худояр-Хан узнал об этом и послал людей захватить Якуб-Бека и доставить его в Коканд. Те действительно схватили Якуб-Бека, связали его и повезли к хану; но узник ночью зубами перегрыз веревки и бежал”.
3 года Якуб-бек провёл в Ташкенте. Однако его неуёмная натура и здесь нажила ему немало врагов.
Куропаткин сообщает следующее:
“Энергичный и популярный Якуб-бек, способный стать соперником, сильно тяготил Алим-Кула, и он уже готов был избавиться от него обычною азиятскою мерою - казнью, когда неожиданно представившийся случай не только спас Якуб-бека, но дал его способностям и энергии обширную арену. В Ташкент прибыли послы из города Кашгара от Садык-бека с просьбою прислать им Бузурук-хана-ходжу. Охотно согласившись на эту просьбу, Алим-кул вместе с Бузуруком отправил в Кашгар и Якуб-бека” .
Посланный из Кокандского ханства в качестве главного советника при безвольном Бузурук-ходже 45-летний Якуб-бек увидел свой шанс и вскоре узурпировал власть.
Вот, что писал про это исследователь М. ТЕРЕНТЬЕВ (“ Россия и Англия в Средней Азии” С-Пб, 1875):
“Начальник коканского отряда Якуб-бек, посланный в Кашгар для восстановления там власти ходжей в лице Бзрук-хана, действовал сначала именем претендента, но потом, видя бездарность этого человека и преданность к себе войска, засадил хана в тюрьму, а себя объявил полновластным господином Китайского Туркестана или Кашгарии”.
Самовластный властитель Йеттишара
Йеттишар, государство Якуб-бека, просуществовало ровно столько, сколько прожил его основатель и владетель. Чуть больше десятилетия. В результате бесконечных войн (самых упорных – с дунганами) власть Якуб-бека распространилась на обширный регион Восточного Туркестана. Почувствовав свои выгоды и опасности, участники Большой игры тут же увидели в Якуб-беке важного игрока. Британия и Турция поспешили признать его государство, так удачно появившееся в зоне особого внимания, на границе трёх империй и в центре переплетения разнополярных интересов. Россия, без того занятая активными действиями в регионе, хотя и получила неожиданного противника, выжидала, действуя в основном методами дипломатии. Китай, практически утерявший в те годы контроль над своим Западным краем, тоже ждал лучших времён. Якуб-бек оставался на вершине власти и внимания.
Куропаткин так описывает “звёздный час” правителя Йеттишара:
“С 1872 по 1876 год Кашгария испытывала давно невиданное ею спокойствие. Якуб-бек эти годы усиленно занимался вооружением и обучением войск, принимал русское посольство полковника Каульбарса, два посольства англичан, отправил своё в Индию и Константинополь и был признан в звании эмира как турками, так и англичанами”.
В это время сам Байдаулет наслаждался жизнью счастливого восточного деспота. О характере этой жизни повествует русский востоковед Николай Иванович ВЕСЕЛОВСКИЙ (“Байдаулет Якуб-бек, аталык Кашгарский” С-Пб, 1898):
“Гарем Якуб-Бека состоял из 300 жен. Кроме того, старухи-сводницы, получавшия от него содержание, собирали сведения о красивых девушках Кашгара, и из них ежедневно доставлялось ему до 20 девиц, из которых он оставлял одну. Ни одной девице не дозволялось выходить замуж без его разрешения”.
Как китайцы допрашивали и судили его труп
Обстоятельства смерти Якуб-бека в городе Курля богаты версиями. Многие говорят про банальное отравление. Но Мирза Ахмед утверждает:
“Якуб-Бек умер при следующих обстоятельствах. Чустский житель мирза Комыл, служивший письмоводителем у Якуб-Бека, составил бумагу, содержание которой не понравилось Аталыку, и он приказал переписать ее, но и вторым изложением он остался недоволен и снова потребовал переделки. Наконец, выведенный из терпения, схватил батик и начал бить мирзу. От злости с ним сделался припадок, у него потекла из носу кровь, и он умер от удара. Очевидцем смерти Якуб-Бека был Нияз-бек-Дадха, яркендский бек, состоявший при Аталыке заведующим финансами.
Хакк-Кули-Бек зашил в кожу труп отца и повез в Кашгар для погребения. Дорогою в Янги-абаде похоронную процессию встретили посланцы Бек-Кули-Бека и убили Хакк-Кули-Бека, которого бросили в колючки, а тело Якуб-Бека доставили в Кашгар. Якуб-Бек целый месяц оставался непохороненным. После я слышал, что китайцы, по взятии Кашгара, достали труп Якуб-Бека и сожгли его”.
Н. И. Веселовский подтверждает последнее:
“В “Восточном Обозрeнии” за 1884 год было сообщено со слов кашгарских торговцев и должностных лиц, что китайцы вскоре после взятия г. Кашгара учинили суд и надругались над трупом Якуб-Бека. Главнокомандующий с войсками во главе отправился к могиле Якуб-Бека и при стрельбе из ружей взял штурмом надгробный памятник, который китайские войска разрушили до основания. Затем вынули труп, который оказался весьма хорошо сохранившимся, посадили его, и судебный чиновник произвел допрос, причём упрекал Якуб-Бека в вероломстве, неповиновении Сыну Неба, крамоле и т. п. После того палач отрубил от трупа голову; труп сожгли, а голову повесили на продолжительное время у главных ворот кашгарской крепости Енгишара”.
Каким он остался в памяти современников и потомков
Вот, что вспоминал про Якуб-бека его соратник Мирза Ахмед:
“Якуб-Бек был среднего роста, имел широкие плечи, густую бороду, немного рябоватое лицо, вообще отличался красивою наружностию и довольно значительною полнотою. Он не был грамотен. По внешней набожности Якуб-Бек считался ишаном, он восстановил в Кашгаре соборную мечеть, построил мечеть в своем дворце, наблюдал за исправным содержанием медресе и памятников на могилах святых, соорудил в Мекке от имени города Кашгара сарай для посетителей святого места. Народ не любил Якуб-Бека за то, что он налагал тяжелые подати”.
Веселовский имел по этому поводу свою точку зрения:
“Якуб-Бек представляется нам личностью довольно заурядною. Никакого образования он не получил, даже не был грамотен. Ни военных, ни административных способностей он не обнаружил, а хитрость, в которой никто не отказывает Якуб-Беку, присуща в большей или меньшей степени всем азиатам, и ни в каком случае не может заменить того особенного ума, который принято называть государственным. Но, быть может, спросят: было же что-нибудь особенное в этом человеке с предосудительным прошлым - предосудительным потому, что и в Средней Азии профессия бачи сопровождается клеймом позора, - когда он достиг положения государя довольно обширной страны? Не даром же у него заискивала могущественная Англия и желала иметь его в числе своих друзей?”.
А вот, что пишет один из поздних исследователей М. А. УСМАНОВ:
“Якуб-бек заботился о благоустройстве своей страны. При его управлении рыли новые оросительные каналы, расширившие посевную площадь дехкан, улучшали пути сообщения, строили мосты, поощрялась промышленная деятельность и торговля”.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
Иллюстрации: из источников XIX века.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!