Неожиданная романтика шахтерского города
В Караганде я была много раз. Но всегда по делам. И никогда не смотрела на этот город как на туристический.
Но он меня манил своей необычностью, непохожестью на другие города Казахстана. Своими мозаиками. Своей архитектурой – строгой, парадной с центральных улиц. Людьми заманивал – прямыми, честными, открытыми.
И я решила сделать туда путешествие. Шаг был смелый, где-то даже рисковый. Потому что Караганда у многих людей совершенно не ассоциируется с чем-то интересным. "А что там смотреть?", - вот их реакция на предложение попутешествовать в Караганду.
Добраться до Караганды проще всего и в целях экономии времени можно самолетом, а авиаперелеты у нас дешевыми не бывают. К тому же редко какие авиамаршруты подходят под концепцию наших исторических уикендов. Нам что надо? Прилететь в другой город рано утром в субботу, улететь поздно вечером в воскресенье. Вот это идеально. Два дня насыщенных прогулок по городу, а утром в понедельник – с чистой совестью и массой впечатлений на работу. Но нет – самолеты летают совсем не так. В обед, через день, а то и через два. И тем самым рушат стройную схему наших задумок.
С Карагандой пришлось ждать праздников. Три дня (по факту два с половиной) – вот сколько у нас получилось.
И с чем мне точно повезло – это с гидами. Поначалу, задолго до поездки, я потыкалась в местные турфирмы, но быстро поняла – там не про душевные городские туры. Там предлагают (как и во всех прочих казахстанских регионах) только загородные поездки. А по городу – максимум – профессионально формальная обзорная экскурсия. А мне хотелось душевности, теплоты, человечности. Все это мы и получили – я вовремя вспомнила, что есть там проект "Пока не исчезло", это про непарадные прогулки по городу с историческими фактами наперевес. Списались-созвонились с создательницей проекта карагандинской художницей Юлией ЛЯНДАЕВОЙ. Оказалось – мы с ней сестры по экскурсионному духу, любим родные города, обожаем про них рассказывать, выискивать интересные факты и истории.
И мы очень быстро составили план нашего путешествия.
И оно состоялось.
И вот – краткий отчет. Краткий – потому что каждый пункт можно расширить до размеров повести или даже романа. И, возможно, я так и сделаю. Но потом. А сейчас самое главное.
Кстати, поначалу у меня была замечательная идея – писать ежедневные заметки о путешествии, что-то вроде дневника, чтобы ничего не забыть. Но идея сдулась, почти не начавшись. Только на один день меня и хватило. Таким насыщенным оно, путешествие, было. Спать было некогда, не то что писать.
Итак, день первый. Прилетели из Алматы как раз к обеду. Расселились в отельчике – скромном, но чистом и в центре города, хотя и в непарадных его закоулках. Бросили вещи и помчались на обед. Заведение посоветовала Юля – оно в пяти минутах от отеля, именуется гордо "столовая бизнес-класса". Посмеялись над несочетаемым – столовая и бизнес-класс, а оказалось - оно так и есть. Столовая - то есть все быстро, блюда готовые, но бизнес-класса - все вкусно невероятно, выбор огромен, много блюд здорового питания. И очень красивый интерьер.
Порадовались за карагандинцев, что у них такое место есть.
К 15.00 примчались на лекцию. Да, на лекцию. Мне очень хотелось развенчать миф про то, что Караганда – это исключительно шахты. И я искала тому доказательства.
Нам очень повезло. В день нашего приезда в Караганде проходила лекция Зиры НАУРЫЗБАЙ, известного культуролога, сценариста, писателя. Лекцию я присмотрела в Алматы.
Ее книга "Вечное небо казахов" - вечный (со дня появления) хит продаж на книжных сайтах. И моя настольная книга. В ней Зира размышляет о духовной составляющей жизни кочевых народов, о степной цивилизации как уникальном явлении – она основывалась на гармонии человека с природой. Рассказывает про традиции кочевников, их смысл, их значение. Говорит о тенгрианстве и его влиянии на культуру современности.
В Караганде она читала лекцию "Женские образы в казахской мифологии". Практически неисчерпаемая тема – ведь казахская мифология уходит корнями в глубокое прошлое, оттуда, из глубины веков до нас дошли образы и символы традиционного казахского фольклора. Женских образов там много, и они, прямо скажем, не очень дружелюбны. Почему это произошло – на этот вопрос и пыталась ответить Зира в своей лекции.
За полтора часа узнала столько, что обдумывать надо год. Тем более, что некоторые женские образы казахской мифологии практически преследуют меня в путешествиях по центральноазиатскому региону.
Я про Сорок девушек, Кырык кыз. Легенды о прекрасных отважных девушках, которые защищали свою землю, я слышала и у нас, и в Каракалпакстане, и в Кыргызстане, и в Ферганской долине. И увижу в Термезе – там есть крепость Сорок девушек…. А еще много сакральных мест, которые называются "Кырык кыз". Впечатляющие воображение пещеры, водопады, древние сады, неопознанные руины, каменные глыбы, все, что не поддается стандартам структурированного логикой ландшафта, определяли этим сакральным названием – "Сорок девушек"…
Видимо, были такие воительницы в прошлом, и эти названия - память о тех временах, о матриархате, закрепившаяся в подсознании. Да и само число сорок стало восприниматься как сакральное.
Опять порадовались за карагандинцев, что у них такое проводится. И за нас, алматинских путешественников, оказавшихся в нужное время в нужном месте…
Жаль только, что времени на общение с Зирой не хватило, нас уже ждали гиды Юлия и Оксана, и мы направились в католический собор Пресвятой Девы Марии Фатимской.
Собор красив невероятно, величественный, торжественный, и это самый большой католический собор во всем центральноазиатском регионе.
При взгляде на него испытываешь восторг и восхищение! А потом удивление – католический собор казахских степях, что ж он тут делает? Но вспоминаешь историю Казахстана в общем и Караганды в частности, и уже ничему не удивляешься.
Первые католики в казахских степях были представители францисканского монашеского ордена, и самый известный из них (мне известный) – фламандец Гильом де РУБРУК. В 1253-1255 годах он совершил путешествие из Константинополя в резиденцию Великого хана в Каракорум. Часть его пути, а прошел он 16000 километров, проходила по территории современного Казахстана.
Он оставил подробнейшее описание своего путешествия, и читать это очень интересно. Там есть и про Сырдарью, и про Балхаш, и про Койлык, и многие другие нам знакомые места. В те далекие времена вдоль Великого шёлкового пути были католические митрополии и епархии, однако войны, эпидемия чумы и прочие напасти сделали свое черное дело, и в середине XIV века католичество в степи закончилось.
А в середине XIX католики вновь появились в казахской степи – это были переселенцы, немецкие, польские, литовские…
Сейчас костяк карагандинской католической общины составляют их потомки. И потомки тех, кто был сослан сюда в годы сталинских репрессий. А еще тут в ссылке были католическое священники отец Михаил Келлер (КЕЛЕР), о. КЕЛЬШ Иосиф Готлибович, о. НЕЙГУМ Иосиф Иоганнович, греко-католический епископ Александр ХИРА, о. Владислав БУКОВИНСКИЙ…
Нас в соборе встречал его настоятель священник Владимир НЕМЕЦ (сначала мы подумали, что Немец – это национальность, но нет, это его фамилия, он чех). Он провел нас по собору, рассказал много интересного и о соборе, и о людях.
Сразу бросается в глаза, что здание внешне напоминает величественный кёльнский собор. И действительно, именно он был взят за образец. Проект храма разработал немецкий архитектор Карл-Мария РУФ, адаптировал к казахстанским условиям казахстанский архитектор Владимир Георгиевич СЕРГЕЕВ.
Возводили собор всем миром – деньги на строительство присылали католики из разных стран. Строили его лучшие мастера города, украшали своими работами известные художники – мозаика, витражи, скульптуры... Умиротворяющая атмосфера, благость и великолепие.
Мы спустились в крипту – там есть инсталляции с божественными персонажами. Дева Мария Карагандинская, о которой я много слышала и читала, тоже находится здесь.
Эта деревянная статуя, изображающая Деву Марию в казахских национальных одеждах, с младенцем Иисусом на руках, собором была получена в дар от двух испанок Марии ЛУИЗЫ и Марисолы Лопес ФЕРНАНДЕС, профессоров Университета Наварры.
А напротив статуи расположена картина религиозного содержания – Дева Мария под своим покрывалом принимает всех тех, кто пострадал когда-то от репрессий. Это люди разных вероисповеданий, разных национальностей, детей, умерших в Карлаге, детей нерожденных… Очень сильная эмоционально картина. Да, Караганда неразрывно связана с трагедиями репрессий, с Карлагом и Мамочкиным кладбищем. И мы туда тоже съездили, конечно.
Из собора мы поехали в центр города, а дальше пошли пешком с Юлией. И прошли полгорода, точнее – половину центральной его части. А я опять поразилась масштабности и харизме Караганды. Караганда – широкая, разбросанная на большой территории, это потому что районы города сформировались вокруг угольных копей. Она брутальная, с харизмой, с характером.
Ее можно любить, можно не любить, но невозможно остаться к ней равнодушным.
Сейчас здесь живет чуть более 500 тысяч человек.
Город строился как шахтерский, и все здесь напоминает об этом.
Статус города она получила 10 февраля 1934 года. И сразу стал формироваться ее центр.
Он практичный – здесь много зданий индустриального, промышленного, научного направления. Офисы всяких добывающих компаний, всевозможные управления, университеты, НИИ. Здания добротные, солидные, построенные на века в стиле, который называют "сталинский ампир". Похоже, денег на их строительство и отделку не жалели. К примеру, фигуры на, пожалуй, самом известном карагандинском здании – ДК Горняков – были созданы самим Евгением ВУЧЕТИЧЕМ, скульптором с мировым именем.
И в самом городе жили и творили немало личностей мирового уровня. К примеру, ЧИЖЕВСКИЙ, создатель чудо-лампы.
Знаменита Караганда и своей космической историей - в 60-е и 70-е годы именно здесь проводили первую послеполётную акклиматизацию советские космонавты.
А еще это культурный центр. В Караганде сотни арт-объектов: мозаики, барельефы, сграффито и витражи. Огромная мозаика "Космонавт", которую создали в 1970-х годах. Мозаичное панно "Хозяева земли" авторства Клавдии ТУТЕВОЛЬ. Барельеф "Космос" на здании бывшего института "Гипроуглегормаш".
Экскурсию, которую провела нам Юлия, в двух предложениях не перескажешь, да и вообще не перескажешь, столько там фактов, ценной информации и истории. Так что всем рекомендую ехать (лететь) в Караганду на ее экскурсии.
Второй день у нас начался с памятника Виктору ЦОЮ. Считаю этот памятник самым ярким и душевным из всех мне известных. Автор памятника - карагандинский архитектор Дмитрий БЫКОВ - взял за основу проекта памятника обложку альбома "Звезда по имени Солнце" и выбил внутри огромной металлической звезды лицо музыканта в анфас. И на закате памятник будто полыхает, это настоящая "Звезда по имени солнце". Мы были на рассвете и все равно впечатлились.
По дороге в Карлаг остановились у знаменитой "Чайки", гостиницы, где останавливались космонавты на отдых. Историческое здание на ремонте, но мы в него проникли и побродили, восхищаясь уцелевшими деталями декора...
Про экспонаты Карлага писать не буду, тема грустная, трагическая. И о самом Карлаге, и о людях, прошедших Карлаг, написано много, в том числе и мной.
Потому напишу о другом - об организации. Мы были в воскресенье, я заранее бронировала экскурсию, и она у нас состоялась. Но в процессе экскурсии некоторые из нас, поняв, что экскурсия шаблонная и мы не дождёмся вменяемых ответов на наши конкретные вопросы, решили побродить по музею самостоятельно, внимательнее рассмотреть документы, всмотреться в фото.
И тут выяснилось, что делать этого нельзя. Да. Нельзя по музею гулять без сопровождающих. Пришёл охранник (мы просто догадались, что он охранник, он не представился и вообще разговаривал с нами так, что мы сразу поняли, что мы в лагере для перевоспитуемых, хоть и бывшем) и нам это сообщил. Отмечу, что нигде в музее мы не увидели никаких табличек с правилами посещения музея, где бы эти запреты отображались. Да и экскурсовод тоже промолчала - вот как догадываться? Можно было бы сфотографировать нужные документы и изучить их дома, но там все под стеклом, а стекла бликуют нещадно и разобрать на фото что-либо весьма проблематично.
Ещё одна проблема (не только этого музея, а многих наших, и об этом тысячу раз писали и говорили) - это выходной в воскресенье. То есть в самый наплыв туристов музей отдыхает. Или как Карлаг - работает по упрощенному режиму – в зале дежурный экскурсовод. И один гид, конечно, не справляется. Мы были в 10 утра, и нам гид достался, а тем, кто пришёл позже - нет. Представляете, люди ехали в такую даль, чтобы услышать, что гида нет. А без гида их не пустят.
Потому они скандалят, и им скандалят в ответ.
Грустно.
Самый поразительный на мой взгляд объект, что есть в Долинке, это Мамочкино кладбище. Вот там понимаешь глубину трагедии. Этот погост скромный, с простыми надгробиями – железные кресты, нет тут пафоса и надрыва. Тут тихо и спокойно. Цветут полевые цветы, поют птицы…
На Мамочкином кладбище похоронены дети и их матери, узницы Карлага, умершие в 1930-1940-х годах.
Неподалеку от этого места располагался "мамочкин дом", в котором содержались дети репрессированных. Условия их содержания в этом доме были ужасающими, и потому смертность была высокой. Количество умерших в Карлаге детей неизвестно до сих пор.
Есть тут несколько памятных знаков, которые установили представители духовенства. Среди них есть памятник Алексию ЗАВИЦКОМУ — это католический священник, который тоже свой срок отбывал в Карлаге, а в 1959 году умер именно здесь в Долинке, в больнице, от очаговой гипертонии и истощения. Об этом человеке нам рассказали в католическом соборе…
Говорят, что музейные сотрудники делают сюда экскурсии. Но в воскресенье они отдыхали, и мы добирались к кладбищу без сопровождения, сами. Хорошо, наш гид Оксана СУВОРКИНА немного помнила дорогу. И я тоже тут бывала.
И мы его нашли. Постояли у детских могилок…
Логичным продолжением этого дня стал храм Рождества Богородицы в Большой Михайловке. Фотографии нет, простите… Сейчас Михайловка – это часть города, а в 30-е здесь был поселок. Именно тут обосновался, освободившись из Карлага, священник Севастиан (ФОМИН), сейчас известный всему православному миру как преподобный Севастиан Карагандинский. Образовал тут общину. В 1955 году община поставила храм – простой дом с невысокими потолками. Верующие просили у властей разрешение на поднятие стен молитвенного дома, но им отказали. И тогда прихожане за одну ночь углубили пол, вырыли и увезли земли 50 кубов. Высота помещения увеличилась на целый метр! А снаружи ничего не изменилось, так что власти ни к чему придраться не могли.
Я была здесь несколько лет назад. И в храм заходила. Впечатления были потрясающие - там будто не вниз по ступеням идешь, а храм над тобой вырастает, потолок становится выше.
Тогда я приезжала я сюда поговорить с Верой Афанасьевной ТКАЧЕНКО, бывшей келейницей отца Севастиана. Брала у нее интервью. Она мне рассказывала и о своей непростой, очень нелегкой жизни, и о своем знакомстве с преподобным Севастианом.
Подошла к служительницам храма узнать, как дела у Веры Афанасьевны. Удивительно, но меня в храме узнали. И рассказали, что Вера Афанасьевна, несмотря на возраст, а ей уже за 90, чувствует себя замечательно. И недавно приняла монашество… Вот такие новости.
Третий день нашего путешествия был понедельник. (Тот самый, который сначала был объявлен выходным, а потом, когда мы уже взяли билеты и распланировали путешествие, его сделали рабочим.)
И мы с нашим гидом Оксаной поехали в Старый город. Оказывается, когда-то Караганда делилась на два города – старый и новый. Новый – это тот, что существует сейчас. Старый же образовался в 30-х, когда при шахтах стали появляться множество поселков, которые позже соединились в один Старый город.
Там был построен машиностроительный завод имени Пархоменко и всем известная шахта имени Костенко. Та самая, на которой в прошлом году погибли в результате взрыва 46 рабочих… Говорят, тут планируют поставить мемориальную стелу в память о том трагическом событии.
Жилые дома в Старом городе поначалу были низкими и маленькими, строили их практически на земле, без основания. Потом город разросся, здесь появились магазины и школы, и даже театр построили - театр Казахской драмы. Невероятное здание! Мы видело его вот таким, почти до основания разрушенным, и все равно были впечатлены уникальностью архитектурного сооружения. Год его создания – 1932, стиль – конструктивизм, редчайший образец в Казахстане. Состояние – руинированнное.
Что ж с ним случилось? Все просто – старый город опустел. В это время стремительно и активно росла "новая" Караганда. Люди покидали свои старые домишки и переезжали в современные здания. А в начале 1980-х годов жителей и вовсе стали выселять из-за просадки грунта. Так Старый город прекратил свое существование.
Сейчас здесь нет даже заброшек – старые домики снесли, растащили на стройматериалы. Бывшие поселки заросли травой, будто и не было тут ничего. Каздрамтеатр перебрался в новый город в новое здание – унылое, стандартное, ничем не примечательное. А старое конструктивистское великолепие рассыпается по кирпичику, и скоро от него ничего не останется…
Что еще мы увидели в Караганде за три дня? Увидели памятник шахтерам. Побывали в Экомузее (о нем отдельно, он стоит того!), увидели железнодорожный вокзал 1956 года, зашли в мемориальный музей Букетова при Карагандинском университете имени Е.А. Букетова.
Много гуляли, просто разглядывая старые здания, мозаики, статуи. В одну из вечерних прогулок наткнулись на огромный памятник Ленину – были впечатлены размерами. Разыскали, а потом и сфотографировались рядом с "первым в мире памятником крылатой фразе". Фразу вы все слышали: " – Где, где? – В Караганде!".
Прогулялись по парку вокруг озера, по озеру плавали кораблики, а вокруг жужжали комары (да, в Караганде есть комары!). Постояли рядом с самым старым кинотеатром города, он был построен в 1939-м и назывался "Октябрь", конечно же. Специальных архитектурных проектов кинотеатров тогда не было, потому строили его по проекту бани, который переделали и дополнили зрительным залом на 450 посадочных мест. Сейчас здесь концертный зал "Шалкыма".
Так что увидели мы много. Но еще больше не увидели. Так что строим планы дальше и больше. К примеру, в следующую поездку сюда решили посмотреть древние городища близ Караганды.
А прилетали-улетали из уникального карагандинского аэропорта. Потолок – "Звездное небо", которое состоит из 2 225 ламп, и это звездное небо рассекает луч света - огромная люстра…
Очень хорошо, что путешествие начинается и заканчивается в таком красивом месте.
Фото: © Ratel.kz / Евгения Морозова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!