Государственные расходы раздуты, начаты непроизводственные мегапроекты, которые будут увеличивать импорт, что также будет сказываться на курсе тенге и на инфляции
Как я и писал ранее, торговый баланс Казахстана сильно просел (с 34 млрд долларов до 19 млрд долларов), импорт вырос (на целых 10 млрд долларов) на фоне фискального импульса и крепкого тенге, а экспорт упал (на 6 млрд долларов) за счет сокращения экспорта нефти и других позиций. Текущий счет сильно ушел в отрицательную зону (- 9,8 млрд долларов).
В прошлом году план по налоговым доходам не выполнен (недобрали 1,3 трлн тенге), при этом расходы не сокращали, поэтому для этого пришлось прибегнуть к продаже акций "Казмунайгаза". По сути, продали дополнительно доллары из Национального фонда и переложили акции из "Самрука" в "Нацфонд", тем самым дополнительно укрепив тенге и пополнив бюджет. Сомнительная операция, но другого варианта не было, так как налоговые поступления не выполнены на 1,3 трлн тенге, из них невыполнение по КПН - 1 трлн тенге. Это вопрос к льготам для МСБ, через который крупный бизнес оптимизирует свои налоги. Схема очень проста: создаются около бизнеса десятки ИП и ТОО со льготными ставками и через различные услуги наращиваются расходы, которые в данных ИП и ТОО превращаются в доходы с пониженными ставками.
Тем не менее крепкий тенге стимулирует рост импорта в страну и будущее давление на производителей и курс тенге в будущем. Кстати, если бы курс не был таким крепким, то у экспортеров было бы больше доходов, а значит и КПНа бы больше заплатили. Тоже фактор невыполнения бюджета. Но здесь, скорее всего, был другой фактор: нужно было победить инфляцию. Крепкий тенге очень сильно этому помогает, хотя логичнее сократить субсидии и государственное кредитование, а также различные госпрограммы, направленные на потребление, и это действенно бы повлияло на инфляцию.
Но сокращение субсидий и льготных кредитов на повестке пока не стоит, так как на то множество причин, и о них в другой раз попробую написать.
Вернемся к курсу тенге. В январе курс тенге поддержали продажей долларов сверх обычных объемов, и курс тенге нехарактерно, но объяснимо укрепился. Как я ранее писал, у нас не совсем свободное курсообразование, так как покупать валюту могут не все экономические агенты, тем самым мы не можем говорить, что текущий курс отражает справедливую цену, так как импортеры не могут купить валюту без контрактов, а они являются основными потребителями валюты. А значит рынок имеет ограничение, и мы не знаем справедливый курс.
Экономика растет, но основным драйвером роста остается фискальный импульс или другими словами - государственные расходы. Устойчивости такая модель сильно не добавляет, но к дисбалансам привести вполне может.
В феврале продажи долларов объявили на уровне 700 млн долларов США, а НБ РК, понимая, что крепкий тенге еще приводит к более быстрому снижению Нацфонда, оставил за собой право купить валюты в ЕНПФ на 500 млн долларов США. Февральская налоговая неделя, несомненно, поддержит тенге, а вот в марте что делать - уже большой вопрос. Из-за того, что были накопленные краткосрочные дисбалансы, тенге может улететь, и Нацбанку придется делать уже интервенции, дабы не дать сильно ослабнуть тенге. Резкие скачки валюты дают большую неопределенность для экономических агентов, и они свои планы в такой ситуации будут строить исходя из наихудших сценариев, а значит, ожидания по инфляции могут увеличиться, и нам снова придется долго ждать снижения базовой ставки, а значит - и приемлемых кредитов.
Думаю, основная проблема кроется как раз в том, что нет понимания - что делать с бюджетом: доходы не увеличиваются, а расходы постоянно растут, и покрывать дефицит приходится только за счет Нацфонда.
Краткосрочно, резюме следующие. Тенге находится под давлением и может весной сильно ослабнуть на фоне того, что трансферы должны сократить и в первые месяцы уже забрали большую часть гарантированных трансферов. Государственные расходы раздуты, начаты непроизводственные мегапроекты, которые будут увеличивать импорт, что также будет сказываться на курсе тенге и на инфляции. Инфляцию сдерживать сложно, а значит снижать базовую ставку быстрыми темпами будет проблематично, что будет сказываться на кредитовании. Нужно решать повышение налоговых доходов, но никто не хочет брать на себя ответственность по увеличению ставок. Все будут пытаться искать резервы за счет налогового администрирования, но это несистемно и не даст нужного эффекта, так как создать прозрачную систему администрирования очень сложно. Также многие переоценивают эффект от теневой экономики, так как там есть эффект поглощающих доходов, когда неуплаченные налоги одним субъектом переходят в налоги у других через потребление. Но это также другая тема. Про налоги я много раз писал, и мне кажется, администрирование не решит вопрос, больше нужно менять саму структуру налогов и их логику: прогрессивное налогообложение, увеличение имущественных налогов, полная реформа налогообложения недропользования. В НДС надо переходить на предоплаченный НДС, или учет через отдельные счета. Но об этом в следующий раз напишу.
Фото: © Ratel.kz / Сергей Перхальский.
Источник: страница Галима Хусаинова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!