Готовы ли морские ворота Казахстана к увеличению транзита

5107 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Четверг, 14 Апр 2022, 11:15

Если бы не война между Россией и Украиной, инвестиции в развитие морской инфраструктуры на Каспийском море можно было бы признать избыточными

Война, развязанная ПУТИНЫМ против Украины, создала риски для транзита казахстанских экспортных и импортных грузов через территорию России. Одной из мер по снижению рисков является более активное использование транзитного потенциала наших каспийских портов.

Читайте также
Экономические связи Казахстана и России: торговля товарами

7 марта на заседании Оперативного штаба по антикризисным мерам министр индустрии и инфраструктурного развития РК К. УСКЕНБАЕВ отметил, что имеется серьезный потенциал использования портов Актау и Курык, так как текущая загруженность составляет только 23% и имеется большой резерв.

15 марта на очередном заседании Оперативного штаба по антикризисным мерам было доложено о подписании совместного документа между Казахстаном, Азербайджаном и Грузией о развитии тесного сотрудничества по Транскаспийскому международному транспортному маршруту и созданию единой логистической компании. Турция уже высказала свое намерение присоединиться к документу.

29 марта на заседании правительства министр индустрии и инфраструктурного развития РК К. Ускенбаев сообщил, что в этом году объемы перевозок через порты Актау и Курык планируется довести до 10 млн тонн с учетом переориентации порядка 4 млн тонн экспортных грузов.

Наверное, есть смысл посмотреть на то, что из себя представляют морские ворота страны.

Рисунок 1.

Инвестиции в основной капитал морского транспорта

Прежде чем говорить о том, что из себя представляют казахстанские морские порты, будет полезно посмотреть на динамику инвестиций в основной капитал морского транспорта.

Рисунок 2.

Мы видим на рисунке 2, что инвестиции в морской транспорт, включающие в себя не только портовую инфраструктуру, но и морские суда, были очень неравномерными, что называется "то пусто, то густо". Также видно, что морской транспорт в своем роде пасынок в системе отечественного транспорта. В принципе, это неудивительно: транспортировка грузов в стране в основном обеспечивается автомобильными и железнодорожными перевозками. Морские перевозки в большей степени обеспечивали транспортные потоки со странами Каспийского моря: Ираном и Азербайджаном.

Развитие портовой инфраструктуры с 2015 по 2020 гг.

Рисунок 3.

На рисунке 3 мы видим, что за последние 6 лет произошел серьезный прирост длины портовых причалов за счет ввода в эксплуатацию порта Курык и Актауского северного морского терминала.

Но количество заходов судов в каспийские порты выросло несильно (смотрите рисунок 4).

Рисунок 4.

Распределение заходов судов по странам отображено на рисунке 5.

Основной морской партнер для Казахстана – Азербайджан.

Перевалка грузов тоже не выросла (смотрите рисунок 6).

Рисунок 6.

Снижение в 2020 г. связано с пандемией Covid-19.

Читайте также
Рейтинг Путина и война

Если бы не война между Россией и Украиной и угрозы транзиту казахстанских грузов через территории России, Украины и Беларуси, то инвестиции в развитие морской инфраструктуры на Каспийском море можно было бы признать избыточными. Но, как говорит народная мудрость, не было бы счастья, да несчастье помогло – возникла ситуация, когда избыточные мощности по перевалке могут быть загружены и потраченные инвестиции оправданы.

Но есть серьезные проблемы, о решениях которых пока никто не говорит.

Во-первых, обеспеченность кадрами. Найдется ли необходимое количество докеров для обслуживания увеличившегося объема работ по перевалке грузов? В принципе, в связи с экономическими проблемами в России их можно будет привлечь оттуда. Но этим надо начинать заниматься прямо сейчас, если есть серьезное намерение увеличить перевалку до 10 млн тонн, почти в два раза, как говорил министр К. Ускенбаев.

Во-вторых, обеспеченность судами. Количество судов на линиях до Азербайджана и Ирана должно вырасти тоже примерно в два раза. Поставить на линии суда с большим водоизмещением вряд ли получится из-за ограничений по габаритам судов, которые могут принимать и обслуживать порты.

Читайте также
Отношения Россия - Украина: что говорит социология

Точно не знаю, но сильно сомневаюсь, что есть такой резерв судов на Каспии. Можно ли будет арендовать суда российских речных пароходств – сейчас сказать сложно. Но по открытым доступным источникам не видно, что такая работа ведется.

Наконец, ничего неизвестно о готовности азербайджанских портов принять такое количество дополнительных грузов. Еще меньше известно о состоянии автомобильных и железных дорог в Закавказье, справятся ли они с выросшим грузопотоком.

В Закавказье до сих пор не погашен конфликт между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха. Он сейчас притушен, но может вспыхнуть с большой силой в любой момент.

Для того, чтобы Транскаспийский международный транспортный маршрут стал полноценной альтернативой транзиту через Россию, Казахстану, как наиболее заинтересованной стороне будет необходимо проявить выдающиеся организаторские, дипломатические и лидерские качества.

Это будет настоящей проверкой способностей членов нашего правительства и руководителей национальных компаний.

Фото: casp-geo.ru.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Смогут ли 340 железнодорожников противостоять подчинённым генпрокурора Берика Асылова
Прокуроры упорно возобновляют уголовное дело, которое закрыли полицейские нескольких регионов
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Нефтяникам опять поручено дать денег крестьянам
Дизтопливо будут красить в разные цвета
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
Вести с тарифного фронта: Китай наступил на 100-летние "грабли Америки"
Страна стремится помочь экспортёрам перенаправить продажи на внутренний рынок , что может привести её к более глубокой дефляции
Как Алма-Ату закатали в асфальт и убрали цветами
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
Организаторы “долбанутого” форума для Путина получили три и пять лет лишения свободы
Вице-министру - коррупционеру дали меньше, чем подрядчице, интересы которой он лоббировал, и по деньгам он не пострадал
Цены на нефть могут снизиться, даже если торговая война США и Китая "не выстрелит"
Перспективы российской и казахстанской экономики
Муж не перенёс успеха жены и остался без семьи, машины и жилья
После того, как женщина получила повышение по службе, отношения с супругом пошли под откос. Выяснять отношения им пришлось в суде
Как перспективный миллиардер Талгат Ахметов кусок земли в Алматы захватил
И насколько эффективно с этим ведёт борьбу государство
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Не губите на корню: реконструкция главной улицы Петропавловска началась со скандала
Общественники возмутились повреждением корней зеленых насаждений
В живописном местечке, именуемом в народе Малой Швейцарией, построят завод
Почему местные власти не прислушиваются к мнению рядовых граждан?
Жительница ЗКО обвиняется в заказном убийстве
В шестой раз прения откладываются, теперь дело и вовсе начнут рассматривать заново
Осуждённый за сексуальное насилие над приятелем южанин заявил, что всё было совсем наоборот
Невероятные мужские отношения двух друзей
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.