Зачем государственный секретарь США приезжал в Евразию
Визит госсекретаря США Майка ПОМПЕО в Евразию взбудоражил не только экспертов, но и заставил многих неравнодушных наблюдателей задаться закономерным вопросом: а чего, собственно, хотел заокеанский гость?
Думаю, что ответ на этот вопрос может быть лаконичным: цель визита - заверить посещаемые страны в ценности их суверенитета с точки зрения национальных интересов США.
Конечно, здесь возникает другой справедливый вопрос: каким образом независимость Беларуси, Украины, Казахстана и Узбекистана отвечает американским интересам?
Ответить, в общем-то, можно не менее лаконично: независимые страны постсоветского региона - наименее сложный и наиболее эффективный способ воздействия на двух региональных гигантов - Россию и Китай.
Полагаю, что подобный сигнал от официального Вашингтона, несмотря на расхожее клише о непредсказуемости действующей администрации Белого дома, для руководителей государств был ожидаем. Обнародованная ещё в феврале 2017-го внешнеполитическая повестка вступившего в должность 20 января 2017 года 45-го президента США незамеченной наверняка не прошла.
Ваш покорный слуга (прошу прощения за вынужденную нескромность) тогда отмечал: "О первоочередных интересах Америки можно судить по перечню вопросов, которые разослал от имени Белого дома национальный комитет Республиканской партии: восстановление и модернизация вооружённых сил США, уничтожение ИГИЛ, ядерные программы Северной Кореи и Ирана, растущее военное и экономическое влияние Китая, нарастающая военная мощь России, нестабильность мировой экономики и связанные с этим потенциальные военные угрозы, распространение терроризма по миру, противостояние кибератакам".
Нетрудно заметить, что Китай и Россия упоминаются наряду с Ираном и Северной Кореей. Впрочем, кто-то может сказать, что и предыдущая администрация США ставила перед собой похожие задачи. Это так, но не совсем.
Администрация президента ОБАМЫ на протяжении почти двух его сроков, вплоть до 2014 года, пыталась выстраивать мировую конструкцию, опираясь на фундамент идей глобализма. При таком архитектурном замысле за основу проектирования берутся крупные региональные блоки. Такие как Евросоюз и Евразийский союз.
Не удивляйтесь, но курс на создание Таможенного союза, с последующей трансформацией в Евразийский союз, был взят не без молчаливого одобрения Вашингтона той поры. Чтобы развеять сомнения, давайте отмотаем плёнку на 12 лет назад.
В августе 2008-го произошла 5-дневная российско-грузинская война. Отношения между Россией и США, вставшими на сторону Грузии, достигли низшей отметки. Но ненадолго. Уже в марте 2009 года, пришедший к власти в США президент-демократ Барак Обама, закрыв глаза на события в Грузии, неожиданно взял курс на улучшение отношений с Москвой. Архитектором новой политики в отношениях стал член команды Обамы, специалист по России Майкл МАКФОЛ. Именно он придумал известную "перезагрузку".
"Когда я пришел в Белый дом с администрацией Обамы, у нас была конкретная стратегия, которую назвали "перезагрузкой". Мы определили цели внешней политики, которых хотели достичь в отношениях с Россией. Нужно было сотрудничество с Россией", — рассказывал Макфол, экс-посол США в России, в интервью "Газете.RU".
За время существования режима полного благоприятствования со стороны США Россия успела сделать немало. А именно: превращение Росатома в крупнейшую атомную компанию мира; прокладка газопровода Северный поток-1 в Германию; перестройка ВПК; масштабная и многоуровневая модернизация Вооруженных сил; полное переоснащение ядерной триады, включая создание линейки новых атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения проекта 955 "Борей". Ну и активное вовлечение бывших советских республик в новый интеграционный проект, получивший название Таможенного союза.
Вашингтон на стремительное усиление и развитие Россией наступательных вооружений, а также на выстраивание нового объединения смотрел с благостным спокойствием вплоть до событий в Украине.
Создание крупного геополитического конгломерата, ориентированного на глобального гегемона, во-первых, логично вписывалось в общую конструкцию глобализма, а во-вторых, предусмотрительно должно было уравновесить набиравший силу Китай. Увы, схема не сработала. Россия, почувствовав на каком-то этапе, что Америка под грузом внутренних проблем начала выдыхаться, от роли младшего партнёра мгновенно отказалась и демонстративно хлопнула дверью на всю Европу со всеми вытекающими.
Поэтому, действующая администрация Белого дома, официально заявившая об отказе от глобального проекта, стремится сегодня сделать ставку на множество независимых игроков, способных демонстрировать более или менее самостоятельное поведение. Вашингтон надеется, что политика взаимовыгодных двусторонних сделок без излишнего морализаторства позволит игроков заинтересовать и привлечь их в единую команду, объединённую неформальным консенсусным лидером.
P. S. Для Казахстана в новой складывающейся конфигурации открываются дополнительные возможности. Захочет ли Казахстан ими воспользоваться - решать Казахстану. В любом случае наличие в Большой игре третьего крупного фигуранта, помимо уже двух существующих, значительно повышает статус местных правил, а значит, служит хорошим подспорьем для сохранения независимости. И уже только это неплохо.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: twitter.com/SecPompeo.